Урок по развитию речи "Музыка моря. Музыка слова".

Про матеріал

Цели:

  • обучающие: учить школьников чтению художественной литературы, совершенствовать умения учащихся опознавать и характеризовать признаки текста, способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности, формирование зрительных компетенций, научить отбору материала для своих сочинений;
  • развивающие: развивать связную речь, эстетический вкус, чувство языка, умение строить монологические высказывания; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению;
  • воспитывающие: воспитывать эмоционально – эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусств.
Перегляд файлу

 Тема. Урок по развитию речи

 

Музыка моря.  Музыка слова.

 

Цели:

  • обучающие: учить школьников чтению художественной литературы,   совершенствовать умения учащихся опознавать и характеризовать признаки текста, способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности, формирование зрительных компетенций, научить отбору материала для своих сочинений;

 

  • развивающие: развивать связную речь, эстетический вкус, чувство языка, умение строить монологические высказывания; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению;

 

  • воспитывающие: воспитывать эмоционально – эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусств.

 

Оборудование:  презентация урока, рабочая тетрадь, репродукции художников, тексты, карточки с заданием.

 

Тип урока: комбинированный.

 

 

 

Ход урока

 

                                                                                                    Певучесть есть

  в  морских           волнах,

Гармония

в стихийных спорах.

                                                                     Ф.Тютчев

 

  1. Организационный момент

 

(Звучит шум прибоя, музыка Н.Римского – Корсакова «Шехеразада. Море и корабль Синдбада» - настраиваемся на тему урока. Учащиеся должны увидеть море не только глазами, но и в своём воображении через поэзию, музыку, а также в образах живописи)

 

Слайд  (спокойное море)

 

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

 

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

 

                                                                             Ф. Тютчев

II. Объявление темы и целей урока.  

Мотивация учебной деятельности.

 

-  Почему темой сегодняшнего урока выбрано именно море? В чём отличие моря от леса, поля, луга, гор?

-  Как передано в стихах своеобразие моря?

- Подберите ассоциативный ряд слов, характеризующих  море ( таинственное, опасное, загадочное, безграничное)

Слово учителя.

Человека всегда влекло к воде: люди селились около воды, восторгались прекрасными пейзажами. Их волновали тихое журчание ручья, спокойное течение   могучих рек, бурный шум горных речек, влекущих за собой камни гор, уютная, покрытая кувшинками и ряской зеленая вода прудов,   озера с прозрачной водой.  И, конечно, море.

Слайд  ( другое море)

Вечно изменчивое море прекрасно, им можно любоваться без конца. Бирюзовое небо нежится в лучах солнца. Лениво набегают волны на берег. Спокойно, мерно и глубоко дышит необозримая водная гладь. Но вот потемнело небо. Сильнее плещутся волны. Над нахмурившейся, глухо шумящей бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю. Через несколько мгновений и небо, и море сольются в одну грозную, бушующую стихию. Ревёт буря, и тысячами брызг обдают вас волны, разбиваясь со страшной силой о прибрежные камни.

-   Мы попытаемся с вами понять, как перекликается музыка моря с музыкой слова, обобщим сведения о тексте и его признаках, соберём материал к домашнему сочинению «Моя встреча с морем»

III. Работа по теме урока.

  1. Работа с текстом
    •                  Прочитайте  отрывки.  Какие из них можно назвать текстом? Свой ответ аргументируйте.  (  Тема, основная мысль, признаки текста,  определите  стиль и тип  )

 

1)  И бунтует, и клокочет,
     Хлещет, свищет и ревет,
     И до звезд допрянуть хочет,
     До незыблемых высот...
     ... Волн неистовых прибоем
     Беспрерывно вал морской
     С ревом, свистом, визгом, воем
     Бьет в утес береговой...    (Ф. Тютчев)


2) «Петя залюбовался морем. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое. То ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает неугомонная буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма»   (В. Катаев)

  • Работа с карточками.

1. Отобрать «цветные» прилагательные и слова, характеризующие шум моря, подчеркните их как члены предложения.  Проверяем.

2. Стиль и тип текста. Аргументируйте.  (Памятка «Определение типа текста») Каковы особенности художественного стиля?

3. Назовите слова, которые используются в переносном смысле? Как вы думаете почему?

4. Объясните лексическое значение выделенных слов и подберите синонимы:

  Незыблемый, неистовый, неугомонный,

( Неугомонный – неспокойный, непоседа,  очень подвижный;   незыблемый – устойчивый, неподвижный, неизменный;  неистовый – бешеный, свирепый, буйный, безудержный)

  1. Художники о море.

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не попытался бы изобразить его.
В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло к себе изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны. Позднее его увлекают образы могуче разыгравшейся стихии, трагической гибели или катастроф на море. В старости, прославляя бушующий океан, он противопоставляет ему мужество человека.

Слайд  «Девятый вал»  

А теперь посмотрите на картину «Девятый вал»

- Опишите увиденное на картине. Какие эмоции она у вас вызывает?

( Море после ночного шторма. Утреннее солнце осветило группу смельчаков, которые спасаются на обломках корабля. Эти люди очень сильные и мужественные. Они всю ночь боролись с грозным бушующим морем и теперь должны победить в этой борьбе, потому что ночная буря на море после восхода солнца обычно утихает. Но отважных мореплавателей ждет еще одно испытание. Среди бегущих с шумом морских волн одна самая большая, самая свирепая. Это девятый вал. Ярко освещенный солнцем, он вздыбился и вот-вот обрушится на людей.)

“Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встает вторая, еще более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок зеленых, синих, фиолетовых, розовых - смешивается с кипением морской стихии ... Это – “Девятый вал”, одна из caмых известных картин молодого Айвазовского. Она свидетельствует и об изощренном профессиональном мастерстве живописца, и о романтическом складе его творчества в этот период. Грозной, величественной, но слепой в своей ярости стихии здесь противостоит хрупкий, слабый в сравнении с ней, но наделенный силой духа и мужеством человек.”-

- Выдержат ли люди? (Ответы учащихся)

Хочется верить, что выдержат. И художник верит, что люди устоят и доберутся до берега! Поэтому он наполнил картину радостным светом. Только что взошедшее солнце окрасило небо в золотисто-оранжевый цвет. Утренние лучи скользят по волнам и пронизывают их. Морская вода переливается всеми оттенками зеленого цвета, от темно-зеленого до бирюзового. Яркая гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
- В живописи с помощью красок картины природы помогают не только увидеть красоту, но и глубже передать чувства человека, его внутреннее состояние.

3. Работа над стихотворением  Николая Языкова «Буря»

Слайд ( стихотворение  Николая Языкова «Буря» на одном слайде с картиной)

Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день.
И в синюю бездну спустилась глубоко
И в ней улеглася тяжелая тень;
Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света, и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет, грозна,
Пространно и громко она забушует.

Великую силу уже подымая,
Полки она строит из водных громад,
И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят;
И вот, свои смуглые лица нахмуря
И белые гребни колебля, они
Идут. В черных тучах блеснули огни,
И гром загудел. Начинается буря.

- А как же поэзия передаёт внутреннее состояние человека? (Ответы учащихся)


1.  Существует мнение, что и в поэзии каждый звук имеет определенный цвет. Звуки могут создавать ощущение прохлады, тепла, имитировать шум грозы, перекатывание волн. С помощью звуков можно передать красоту и звуки природы и природных явлений.

- Послушайте стихотворение Н. Языкова «Буря». (Раздаточный материал)

- Какие у вас возникли образы и слуховые ассоциации?
Поэт не только передает свое отношение к буре, но и рисует ее с помощью звуков («пишет звуками»).

 Каждое слово в стихотворении проверено поэтом на слух, выверено в сочетаниях с другими. Звуки речи не только содержательны, но и еще окрашены в нашем восприятии в различные  цвета.
- Обратите внимание на рисунок гласных в стихотворении «Буря».   Какие гласные преобладают? Случайно это или нет? (Преобладают гласные звуки [а ],[у ], [и ], [ы ].
[ а ]   – активный, яркий, передает размах, широту, даль;
[ у ]   – темно-сине-зеленый;
[ и ]   – синий, низкий, стискивающий;
[ы ]  – мрачный, темный, коричневый, черный.
- Сравните рисунок гласных в стихотворении «Буря» с цветовой гаммой в
изображении моря Айвазовским. (Рисунок гласных в стихотворении создает ту же цветовую гамму, в которой выполнены и картины Айвазовского «Девятый вал», «Бурное море»)
Благодаря преобладающему употреблению твердых и звонких согласных создается ощущение силы, мощи, мужества, радости, величия морской стихии.

2.   Какие изобразительные средства вы видите в этом стихотворении? (эпитеты, метафоры)

- Обратите внимание на глаголы первой  строфы, как расположены они? ( по нарастанию – это называется градация:    нависли, скрыли,   спустилась,   улеглася; но   негодует, хочется,   ропщет,  встанет, забушует.
 

3.  Сопоставьте стихотворение «Буря» Языкова,  картину Айвазовского «Девятый вал» и  композицию  Вивальди  «Шторм». Передайте свои ощущения и впечатления.

Запишите сложным предложением.  ( состояние моря как состояние души

Слайд  (Картины Айвазовского )

      (Пока звучит музыка, дети пишут)

 IV. Закрепление   изученного  материала

- Беседа наша  о море демонстрирует то, насколько оно является любимым многими людьми.  Писатели, поэты, художники, композиторы вдохновлялись этим замечательным природным явлением, которое завораживает своим величием и заставляет восхититься им каждого, кто его хотя бы раз увидел. 

1) Восстановите правильный порядок предложений

  1. На следующий день все вдруг изменяется
  2. Я очень люблю море
  3. Иногда мне кажется, что я могу смотреть на море бесконечно. 
  4. Я смотрю на море, словно в зеркало, холодное и прозрачное.
  5. Не видно больше ни рыб, ни ракушек, ни песка: есть, только неистовые волны, которые с силой бьются в прибрежный песок.
  6. Оно никогда не бывает однообразным
  7.  Тогда мы с родителями сидим на берегу и можем только наблюдать за силой моря
  8. Налетит порывистый ветер и погонит волны к берегу
  9. Вода становится мутно-зеленой, иногда - темно-синей и даже поражающе черной.
  10. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу.   
  11. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки

( Ключ: 2, 6, 10,  4, 11, 1, 8, 9, 5, 7,  3 )  Проверили.

 

1.  Я очень люблю море.2.  Оно никогда не бывает однообразным.3.  Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу.   4.   Я смотрю на море, словно в зеркало, холодное и прозрачное. 5. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки

 6. На следующий день все вдруг изменяется.

7. Налетит порывистый ветер и погонит волны к берегу. 8.Вода становится мутно-зеленой, иногда - темно-синей и даже поражающе черной. 9. Не видно больше ни рыб, ни ракушек, ни песка: есть, только неистовые волны, которые с силой бьются в прибрежный песок. 10. Тогда мы с родителями сидим на берегу и можем только наблюдать за силой моря.  11. Иногда мне кажется, что я могу смотреть на море бесконечно. 

V.   Систематизация и обобщение знаний и умений

«Незаконченное предложение»

-Закончите предложение

1.  Описание – это изображение  (чего?) и (как?)…  характерных особенностей с помощью выразительных средств. Главный вопрос … (какой?)

2. Повествование -  это рассказ о (чём?) о событиях …Главный вопрос…(что произошло?)

VI.  Домашнее задание   Слайд  ( План сочинение – повествования)

- Ребята, а кто из вас бывал на море?  Какие у вас впечатления? Расскажите, какое оно?  И   об этом поделитесь с нами  в своих сочинениях.

- Мы проделали большую работу с вами по сбору материала.

1.   Заголовок -  «Моя встреча с морем», это будет сочинение – повествование, с элементами описания.  (Высокий и достаточный уровень)

2. Списать, вставить пропущенные буквы ( средний)

 «Со..нце (с) утра подн.лось зловеще-б..гровым, словно д..красна нак.ле..ое ..дро, шаром, пр..двещая н..погоду. Попутный ветер, задувший было сначала, засв..жел и с каждым порывом ст..новился все упорнее, настойч..вее и словно н..т..рп..ливее. ...начался шторм с ливнем. Огромные, как горы, волны выс..ко подн..мали свой белый гребень, выр..стая и рушась, как пр..зрачные, бурливые, кл..кочущие живые стены. Они р..сп..дались и падали с шумящим, стонущим гулом. ...Ре..кий свист ветра (не) д..вал отдыхать уху. П..года раз..гралась.
Волны ... поднимались выше прежне..о и .., ухнув, разом выр..стали, сл..мившись, падали с ра..маха и били с шумом палубу, ра..ыпаясь по ней пеной, брызгами, ручьями и каскадами, и обд..вали св..ею е..кою, крепк..ю с..леною в..дой все, что п..п..далось им»

                                                                                                                                                 М. Волконский 

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Было ли интересно на уроке?
  • Сумеете ли вы применить свои знания и какие?
  • Ваше эмоциональное  состояние?

Слайд   (мордашки)  

  • Ничего не понял
  • Хорошо поспал
  • Есть над чем задуматься
  • Всё не так
  • Мне понравилось

Море может быть в час заката

 То малиновым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым

С гордой гривой в час прилива.

 Море может быть голубое

И порою в дневном дозоре

 Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, то ли море.

- Мы попытались  с вами понять на уроке, как перекликается музыка моря с музыкой слова

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
24 березня 2018
Переглядів
965
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку