Цели:
Тема. Урок по развитию речи
Музыка моря. Музыка слова.
Цели:
Оборудование: презентация урока, рабочая тетрадь, репродукции художников, тексты, карточки с заданием.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Певучесть есть
в морских волнах,
Гармония
в стихийных спорах.
Ф.Тютчев
(Звучит шум прибоя, музыка Н.Римского – Корсакова «Шехеразада. Море и корабль Синдбада» - настраиваемся на тему урока. Учащиеся должны увидеть море не только глазами, но и в своём воображении через поэзию, музыку, а также в образах живописи)
Слайд (спокойное море)
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Ф. Тютчев
II. Объявление темы и целей урока.
Мотивация учебной деятельности.
- Почему темой сегодняшнего урока выбрано именно море? В чём отличие моря от леса, поля, луга, гор?
- Как передано в стихах своеобразие моря?
- Подберите ассоциативный ряд слов, характеризующих море ( таинственное, опасное, загадочное, безграничное)
Слово учителя.
Человека всегда влекло к воде: люди селились около воды, восторгались прекрасными пейзажами. Их волновали тихое журчание ручья, спокойное течение могучих рек, бурный шум горных речек, влекущих за собой камни гор, уютная, покрытая кувшинками и ряской зеленая вода прудов, озера с прозрачной водой. И, конечно, море.
Слайд ( другое море)
Вечно изменчивое море прекрасно, им можно любоваться без конца. Бирюзовое небо нежится в лучах солнца. Лениво набегают волны на берег. Спокойно, мерно и глубоко дышит необозримая водная гладь. Но вот потемнело небо. Сильнее плещутся волны. Над нахмурившейся, глухо шумящей бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю. Через несколько мгновений и небо, и море сольются в одну грозную, бушующую стихию. Ревёт буря, и тысячами брызг обдают вас волны, разбиваясь со страшной силой о прибрежные камни.
- Мы попытаемся с вами понять, как перекликается музыка моря с музыкой слова, обобщим сведения о тексте и его признаках, соберём материал к домашнему сочинению «Моя встреча с морем»
III. Работа по теме урока.
1) И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
... Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой... (Ф. Тютчев)
2) «Петя залюбовался морем. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое. То ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает неугомонная буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Редкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма» (В. Катаев)
1. Отобрать «цветные» прилагательные и слова, характеризующие шум моря, подчеркните их как члены предложения. Проверяем.
2. Стиль и тип текста. Аргументируйте. (Памятка «Определение типа текста») Каковы особенности художественного стиля?
3. Назовите слова, которые используются в переносном смысле? Как вы думаете почему?
4. Объясните лексическое значение выделенных слов и подберите синонимы:
Незыблемый, неистовый, неугомонный,
( Неугомонный – неспокойный, непоседа, очень подвижный; незыблемый – устойчивый, неподвижный, неизменный; неистовый – бешеный, свирепый, буйный, безудержный)
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не попытался бы изобразить его.
В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло к себе изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны. Позднее его увлекают образы могуче разыгравшейся стихии, трагической гибели или катастроф на море. В старости, прославляя бушующий океан, он противопоставляет ему мужество человека.
А теперь посмотрите на картину «Девятый вал»
- Опишите увиденное на картине. Какие эмоции она у вас вызывает?
( Море после ночного шторма. Утреннее солнце осветило группу смельчаков, которые спасаются на обломках корабля. Эти люди очень сильные и мужественные. Они всю ночь боролись с грозным бушующим морем и теперь должны победить в этой борьбе, потому что ночная буря на море после восхода солнца обычно утихает. Но отважных мореплавателей ждет еще одно испытание. Среди бегущих с шумом морских волн одна самая большая, самая свирепая. Это девятый вал. Ярко освещенный солнцем, он вздыбился и вот-вот обрушится на людей.)
“Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встает вторая, еще более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок зеленых, синих, фиолетовых, розовых - смешивается с кипением морской стихии ... Это – “Девятый вал”, одна из caмых известных картин молодого Айвазовского. Она свидетельствует и об изощренном профессиональном мастерстве живописца, и о романтическом складе его творчества в этот период. Грозной, величественной, но слепой в своей ярости стихии здесь противостоит хрупкий, слабый в сравнении с ней, но наделенный силой духа и мужеством человек.”-
- Выдержат ли люди? (Ответы учащихся)
Хочется верить, что выдержат. И художник верит, что люди устоят и доберутся до берега! Поэтому он наполнил картину радостным светом. Только что взошедшее солнце окрасило небо в золотисто-оранжевый цвет. Утренние лучи скользят по волнам и пронизывают их. Морская вода переливается всеми оттенками зеленого цвета, от темно-зеленого до бирюзового. Яркая гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
- В живописи с помощью красок картины природы помогают не только увидеть красоту, но и глубже передать чувства человека, его внутреннее состояние.
3. Работа над стихотворением Николая Языкова «Буря»
Слайд ( стихотворение Николая Языкова «Буря» на одном слайде с картиной)
Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день.
И в синюю бездну спустилась глубоко
И в ней улеглася тяжелая тень;
Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света, и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет, грозна,
Пространно и громко она забушует.
Великую силу уже подымая,
Полки она строит из водных громад,
И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят;
И вот, свои смуглые лица нахмуря
И белые гребни колебля, они
Идут. В черных тучах блеснули огни,
И гром загудел. Начинается буря.
- А как же поэзия передаёт внутреннее состояние человека? (Ответы учащихся)
1. Существует мнение, что и в поэзии каждый звук имеет определенный цвет. Звуки могут создавать ощущение прохлады, тепла, имитировать шум грозы, перекатывание волн. С помощью звуков можно передать красоту и звуки природы и природных явлений.
- Послушайте стихотворение Н. Языкова «Буря». (Раздаточный материал)
- Какие у вас возникли образы и слуховые ассоциации?
Поэт не только передает свое отношение к буре, но и рисует ее с помощью звуков («пишет звуками»).
Каждое слово в стихотворении проверено поэтом на слух, выверено в сочетаниях с другими. Звуки речи не только содержательны, но и еще окрашены в нашем восприятии в различные цвета.
- Обратите внимание на рисунок гласных в стихотворении «Буря». Какие гласные преобладают? Случайно это или нет? (Преобладают гласные звуки [а ],[у ], [и ], [ы ].
[ а ] – активный, яркий, передает размах, широту, даль;
[ у ] – темно-сине-зеленый;
[ и ] – синий, низкий, стискивающий;
[ы ] – мрачный, темный, коричневый, черный.
- Сравните рисунок гласных в стихотворении «Буря» с цветовой гаммой в
изображении моря Айвазовским. (Рисунок гласных в стихотворении создает ту же цветовую гамму, в которой выполнены и картины Айвазовского «Девятый вал», «Бурное море»)
Благодаря преобладающему употреблению твердых и звонких согласных создается ощущение силы, мощи, мужества, радости, величия морской стихии.
2. Какие изобразительные средства вы видите в этом стихотворении? (эпитеты, метафоры)
- Обратите внимание на глаголы первой строфы, как расположены они? ( по нарастанию – это называется градация: нависли, скрыли, спустилась, улеглася; но негодует, хочется, ропщет, встанет, забушует.
3. Сопоставьте стихотворение «Буря» Языкова, картину Айвазовского «Девятый вал» и композицию Вивальди «Шторм». Передайте свои ощущения и впечатления.
Запишите сложным предложением. ( состояние моря как состояние души
Слайд (Картины Айвазовского )
(Пока звучит музыка, дети пишут)
IV. Закрепление изученного материала
- Беседа наша о море демонстрирует то, насколько оно является любимым многими людьми. Писатели, поэты, художники, композиторы вдохновлялись этим замечательным природным явлением, которое завораживает своим величием и заставляет восхититься им каждого, кто его хотя бы раз увидел.
1) Восстановите правильный порядок предложений
( Ключ: 2, 6, 10, 4, 11, 1, 8, 9, 5, 7, 3 ) Проверили.
1. Я очень люблю море.2. Оно никогда не бывает однообразным.3. Таинственное, непостоянное, необъятное - оно волнует душу. 4. Я смотрю на море, словно в зеркало, холодное и прозрачное. 5. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки
6. На следующий день все вдруг изменяется.
7. Налетит порывистый ветер и погонит волны к берегу. 8.Вода становится мутно-зеленой, иногда - темно-синей и даже поражающе черной. 9. Не видно больше ни рыб, ни ракушек, ни песка: есть, только неистовые волны, которые с силой бьются в прибрежный песок. 10. Тогда мы с родителями сидим на берегу и можем только наблюдать за силой моря. 11. Иногда мне кажется, что я могу смотреть на море бесконечно.
V. Систематизация и обобщение знаний и умений
«Незаконченное предложение»
-Закончите предложение
1. Описание – это изображение (чего?) и (как?)… характерных особенностей с помощью выразительных средств. Главный вопрос … (какой?)
2. Повествование - это рассказ о (чём?) о событиях …Главный вопрос…(что произошло?)
VI. Домашнее задание Слайд ( План сочинение – повествования)
- Ребята, а кто из вас бывал на море? Какие у вас впечатления? Расскажите, какое оно? И об этом поделитесь с нами в своих сочинениях.
- Мы проделали большую работу с вами по сбору материала.
1. Заголовок - «Моя встреча с морем», это будет сочинение – повествование, с элементами описания. (Высокий и достаточный уровень)
2. Списать, вставить пропущенные буквы ( средний)
«Со..нце (с) утра подн.лось зловеще-б..гровым, словно д..красна нак.ле..ое ..дро, шаром, пр..двещая н..погоду. Попутный ветер, задувший было сначала, засв..жел и с каждым порывом ст..новился все упорнее, настойч..вее и словно н..т..рп..ливее. ...начался шторм с ливнем. Огромные, как горы, волны выс..ко подн..мали свой белый гребень, выр..стая и рушась, как пр..зрачные, бурливые, кл..кочущие живые стены. Они р..сп..дались и падали с шумящим, стонущим гулом. ...Ре..кий свист ветра (не) д..вал отдыхать уху. П..года раз..гралась.
Волны ... поднимались выше прежне..о и .., ухнув, разом выр..стали, сл..мившись, падали с ра..маха и били с шумом палубу, ра..ыпаясь по ней пеной, брызгами, ручьями и каскадами, и обд..вали св..ею е..кою, крепк..ю с..леною в..дой все, что п..п..далось им»
М. Волконский
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд (мордашки)
Море может быть в час заката
То малиновым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, то ли море.
- Мы попытались с вами понять на уроке, как перекликается музыка моря с музыкой слова
1