Урок по русскому языку в 5 классе "Написание Ы и И после Ц"

Про матеріал
Подача нового материала, закрепление усвоенного. Развитие речевых навыков и логического мышления.
Перегляд файлу

Башлык Наталия Блажевна,

учитель русского языка и зарубежной литературы Пятихатской ОШ I-III ст. № 3

Урок русского языка в 5 классе

Гласные Ы и  И после после Ц

Цель: изучить правила написания букв ы и после буквы ц; научить обосновывать выбор гласних после ц; развивать орфографическую зоркость, рчевой слух у учащихся; совершенствовать умения и навыки в орфографии; воспитывать любовь к язику, сознатльную дисципліну не уроке.

Тип урока: урок формирования  речевых и языковых навыков, усвоение  нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись на доске даты. Проверка домашнго задания, замена тетрадей.

2.Повторение выученного на прошлом уроке.

*Когда пишется буква ё после шипящих звуков под. удареним?

*Когда пишется о, в каких словах?

*Какие слова мы называем заимстваованными? Какая буква пишется в  заимствованных словах? Приведите примеры.

3. Объяснение нового материала

На доске записаны слова в четыре столбика.

ЦИКЛОН

 СТАНЦИЯ

ПТИЦЫ

СЕСТРИЦЫН

ЦИКОРИЙ

 ИНФОРМАЦИЯ

 ПАЛЬЦЫ

 КУНИЦЫН

 ЦИФРА

РЕВОЛЮЦИЯ

МОЛОДЦЫ

 КУРИЦЫН

ЦИСТЕРНА

КОНСТИТУЦИЯ

 СИНИЦЫ

СИНИЦЫН

 В корне слова и в словах на –ция всегда пишется и а в окончаниях и суффиксах буква ы. Исключение: цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках.

4. Закрепление нового материала

Упражнения  для закрепления и тренировки.

*Найдите четвёртое лишнее:

а) реорганизация,демонстрация, полиция, танцы;

б) цифры, цикл, цинк, цыплята;

в) цыган, цыплёнок, цыкнуть, циркуль.

* Отгадайте загадки и запишите ответы.

а).Пятёрка братьев нерозлучна,

   Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.  (Пальцы)

б). Он циркач такой лихой

    Чертит круг ногой оной,

   А другой проткнул бум агу,

   Уцепился и ни шагу.  (Циркуль)

в). Летом в огороде свежие, зелёные,

     А зимою в бочке желтые солене.

     Отгадайте, молодцы, как зовут нас… ( Огурцы)

г). Проживают в трудной книжке

    Хитроумные братики.

    Десять их, но вратья эти

   Сосчитают всё на свете. (Цифры)

д). Явился в жёлтой шубке – прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

е). Я чрезвычайно хитрое пальто:

   Меня не может расстегнуть никто.(Панцирь черепахи)

Тренировочные упражнения.

Класс делится на две группы. Задания для групп.

*С помощью суффикса –ын- образуйте от даннях существительных прилагательные: синица, лисица, волчица, курица, кница.

*Образуйте от этих слов множественное число: танец, палец,ученица, молодец,колодец.

Распределительный диктант

Распределите слова на две группы цы  ци:

цинк, цитата,цыплёнок, белолицый, циркуль, овцы, танцы, полиция, циновка, цирк, цыган, цистерна, цитрусовый, цифра.

5.Подведение итогов. Проверка усвоенных знаний.

6. Домашнее задание.

Состасить шесть предложений со словами, использованными на уроке.

 

docx
Додано
18 січня 2021
Переглядів
560
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку