Башлык Наталия Блажевна,
учитель русского языка и зарубежной литературы Пятихатской ОШ I-III ст. № 3
Урок русского языка в 5 классе
Гласные Ы и И после после Ц
Цель: изучить правила написания букв ы и после буквы ц; научить обосновывать выбор гласних после ц; развивать орфографическую зоркость, рчевой слух у учащихся; совершенствовать умения и навыки в орфографии; воспитывать любовь к язику, сознатльную дисципліну не уроке.
Тип урока: урок формирования речевых и языковых навыков, усвоение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Запись на доске даты. Проверка домашнго задания, замена тетрадей.
2.Повторение выученного на прошлом уроке.
*Когда пишется буква ё после шипящих звуков под. удареним?
*Когда пишется о, в каких словах?
*Какие слова мы называем заимстваованными? Какая буква пишется в заимствованных словах? Приведите примеры.
3. Объяснение нового материала
На доске записаны слова в четыре столбика.
ЦИКЛОН |
СТАНЦИЯ |
ПТИЦЫ |
СЕСТРИЦЫН |
ЦИКОРИЙ |
ИНФОРМАЦИЯ |
ПАЛЬЦЫ |
КУНИЦЫН |
ЦИФРА |
РЕВОЛЮЦИЯ |
МОЛОДЦЫ |
КУРИЦЫН |
ЦИСТЕРНА |
КОНСТИТУЦИЯ |
СИНИЦЫ |
СИНИЦЫН |
В корне слова и в словах на –ция всегда пишется и а в окончаниях и суффиксах буква ы. Исключение: цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках.
4. Закрепление нового материала
Упражнения для закрепления и тренировки.
*Найдите четвёртое лишнее:
а) реорганизация,демонстрация, полиция, танцы;
б) цифры, цикл, цинк, цыплята;
в) цыган, цыплёнок, цыкнуть, циркуль.
* Отгадайте загадки и запишите ответы.
а).Пятёрка братьев нерозлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
б). Он циркач такой лихой
Чертит круг ногой оной,
А другой проткнул бум агу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль)
в). Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке желтые солене.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас… ( Огурцы)
г). Проживают в трудной книжке
Хитроумные братики.
Десять их, но вратья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
д). Явился в жёлтой шубке – прощайте две скорлупки. (Цыпленок)
е). Я чрезвычайно хитрое пальто:
Меня не может расстегнуть никто.(Панцирь черепахи)
Тренировочные упражнения.
Класс делится на две группы. Задания для групп.
*С помощью суффикса –ын- образуйте от даннях существительных прилагательные: синица, лисица, волчица, курица, кница.
*Образуйте от этих слов множественное число: танец, палец,ученица, молодец,колодец.
Распределительный диктант
Распределите слова на две группы цы ци:
цинк, цитата,цыплёнок, белолицый, циркуль, овцы, танцы, полиция, циновка, цирк, цыган, цистерна, цитрусовый, цифра.
5.Подведение итогов. Проверка усвоенных знаний.
6. Домашнее задание.
Состасить шесть предложений со словами, использованными на уроке.