17.02 Урок 42. Закріплюю написання великої літери в іменах, прізвищах людей, кличках тварин. Використовую у своєму мовленні слова, що позначають назви предметів
Цели урока:
ознакомить с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные; научить детей пользоваться в речи собственными и нарицательными именами существительными; развивать умение различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах.
1 . Организационный момент |
II. Словарно–орфографическая работа – фронтальная работа
Учитель. Какие 2 словарных слова спрятаны в цепочке букв? Ответы учащихся. Корова, собака Учитель. В чем смысловое сходство слов корова и собака? Ответы учащихся. Домашние животные. Учитель. Что вы еще можете сказать о данных словах? Ответы учащихся В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о». Можно ли проверить написание этой буквы «о»? Ответы учащихся. Открываем тетради, пишем сегодняшнее число, вид работы. Запишите слово собака 1 строчку. Какие клички коровы вы знаете? Составьте со словом корова предложение, используя ту кличку, которая больше тебе понравилась. Подчеркните в словарных словах орфограмму. При письме обязательно помните о посадке. Учитель. Как вы написали кличку? |
III. Актуализация знаний и создание ситуации успеха. Учитель 1. А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? 2. Работа в группах с таблицей Учитель Распределите слова по этим группам. 3.3. Фронтальный опрос учащихся. Учитель. Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Учитель. Учитель. В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы. Физкультминутка |
IV. Постановка проблемы 1. Работа с текстом. Учитель. Один мальчик-второклассник написал о себе в газету. Вот что у него получилось: «Я живу в городе киеве. Он расположен на берегу реки днепр. Я люблю читать сказки и рассказы о смешных детских историях. Буратино, карлсон – мои любимые сказочные герои. Ещё я люблю играть с шариком». Давайте исправим ошибки мальчика, которые он допустил.Последнее предложение дети записывают в тетрадь Учитель .Как вы написали слово шарик в предложении? Ответы учащихся. 2. Создание проблемной ситуации. Учитель. Правильно написали все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
V. Формулирование проблемы. Учитель Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова. VI. Совместное «открытие» новых знаний. 1.Обсуждение - фронтальный опрос. Учитель. Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? Ответы учащихся кличку животного- имя собственное. Учитель. А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? Ответы учащихся Воздушный шарик- имя нарицательное Учитель. Чем отличаются эти слова? Ответы учащихся Смыслом, обозначением, значением Учитель. Вы все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением 2.Физкультминутка. Гимнастика для глаз. VII. Первичное закрепление новой темы. Работа по учебнику (стр.39,Упр.45 ) Учитель. Давайте убедимся, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Спишите первое стихотворение и подчеркните слова – близнецы.Обьясните, почему в разных случаях они пишутся по-разному? |
VIII. Закрепление изученного материала. Учитель. А теперь вам нужно восстановить текст. Здесь есть и имена собственные, и имена нарицательные, и изученные буквосочетания. Вам необходимо написать в тетради только нужные буквы. Будьте внимательны! Я сидел на берегу реки (В,в)еснянки. Кругом стояла тиш…на. К воде свисали длинные ветви (к,К)лёна, (Т,т)ополя и (о,О)льхи. Вдруг послышался шум - это пролетел (с,С)оловей! Я присмотрелся: птица съёж…лась, прижалась к земле и улетела вдаль. Так она спасалась от (я,Я)стреба. В слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание и надо понять, в каком значении употребляется это слово. |
IX. Рефлексия.
|