Математика 2класс
Тема. Круг и окружность. Упражнения и задачи на усвоение таблицы умножения числа 3. Сравнение задач на умножение и сложение.
Цель: ознакомить учащихся с новыми понятиями ( круг, окружность, радиус, диаметр); учить различать круг и окружность ; учить работать с циркулем ; закреплять умение решать примеры и задачи на изученные случаи арифметических действий ; расширять геометрические представления учащихся; развивать память , логическое и пространственное мышление ; воспитывать культуру общения.
Оборудование: «Куб Блума», видеозапись «Окружность», таблица «Круг.Окружность», шаблоны кругов для индивидуальной работы, циркули.
Ход урока
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний.
1. Используется « Куб Блума »-приём технологии критического мышления.
Вопросы формулирует учитель, дети кидают кубик,отвечают и передают следующему ученику.
Вопросы могут повторяться,т.е начинаться с того же слова.
Варианты вопросов.
1. Назови названия компонентов действия сложения( вычитания, умножения,деления).
2. Придумай пример умножения на 2,3 ( деления) .
3. Объясни , что означает в примере на умножение первый множитель (второй множитель).
4. Предложи свою задачу, которая решается действием умножения.
5. Почему 2 *3=6 ? ( 3 раза по 2) и тд.
6. Поделись, где могут пригодиться знания таблицы умножения?
3 Минутка каллиграфии.
Из ряда чисел записать числа-ответы таблицы умножения на 3.
2 3 6 8 9 11 12 15 17 18 21 22 24 27 30.
III . Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока «Круг и окружность». Мы вспомним, что знаем о круге, и узнаем, что такое окружность.
Демонстрация видеозаписи.
IV. Изучение нового материала
1 . Работа над содержанием видео, таблицы.
- Можно покатать эти фигуры?
- Назовите предметы, у которых нет углов. ( Монеты , кольцо , тарелка ,часы,крышка..)
- Эти предметы на листе можно нарисовать с помощью циркуля.
Центр - это место , в которое циркуль упирается острой ногой.
Окружность - линия , которую рисует циркуль второй ногой.
Круг-плоская геометрическая фигура.
2 . Работа с учебником (с. 84-85 ) Задача 533. Коллективное отработка материала
- Прочитайте объяснения о круге и окружности.
На рисунке изображен круг с центром О.
Линия, которая является границей круга, называется окружностью . Круг чертят с помощью циркуля. Точка О, в которой размещается игла циркуля ,- центр круга . Отрезок ОА - радиус окружности и круга. Отрезок ВС - диаметр круга и окружности. Является ли диаметром отрезок КМ?
3. Учитель рассказывает ученикам о циркуле, проводит инструктаж по правилам техники безопасности при пользовании этим прибором.
V. Первичное закрепление материала.
Задание 534 (с.84 учебник ) Практическая работа.
Ученики строят окружность , радиус которой 2 см , и проводят в ней два радиуса . Строят окружность , радиус которой на 1 см больше.(Исходя из уровня учебных достижений учеников класса и времени, можно ограничиться построением одной окружности)
- Какова длина диаметров в этих окружностях ?
- Сколько радиусов можно построить в окружности ?
- Сколько диаметров в окружности ?
Инструкция « Как начертить круг »
Линия , которая является границей круга , называется окружностью .
Круг чертят с помощью циркуля. Точка О , в которой размещается игла циркуля , - центр круга . Отрезок ОА - радиус окружности .
а ) Развести ножку циркуля и острие карандаша на величину заданного радиуса . Для этого иглу надо установить на нулевое деление линейки , а острие карандаша - на деление , числовое значение которого равно радиусу .
б) Установить иглу в заданную точку. Для этого правой рукой нужно держать карандаш , а пальцем левой руки направить острие иглы в заданную точку .
в ) Круг чертят по часовой стрелке , наклонив циркуль несколько вперед в направлении движения карандаша . Начинать рисовать нужно от нижней точки окружности (от себя ) .
г ) Чертить круг надо одной рукой , держа карандаш за верхний конец .
д ) Локоть правой руки сначала отведен от корпуса , а по мере приближения ,острие карандаша до конца круга постепенно приближается к нему.
3. Задание 535( с. 84) .Фронтальная робота.
- Сколько точек пересечения имеет прямая с окружностью ? Покажите их.
- Какие фигуры лежат внутри окружности; вне окружности ?
Физкультминутка
«Нарисовать» носом круг (по часовой стрелке, против часовой стрелки).
Круговые движения головой.
Одновременное «рисование» в воздухе левой и правой руками кругов
Круговые вращения туловищем.
VI. Обобщение и систематизация знаний, практические задания.
1. Задача 536 . Фронтальное изучение содержания задачи
При воспроизведении содержания, один ученик на доске изображает условие задачи. Дети выясняют каким действием можно решить каждую из задач, решение записывают самостоятельно и сравнивают задачи .
2. Задача 537-решают устно, после предварительной коллективной работы.
3. Примеры 538. Самостоятельное выполнение задания
Один ученик работает у доски .
VII . Итог урока. Рефлексия.
Выполнение заданий с шаблонами кругов для индивидуальной работы.
- Сложите круг пополам. Линия сгиба-диаметр.
- Сложите половинки еще раз пополам. Линия сгиба-радиус. Острый край - центр круга.
-Разверните круг, отобразите на нем свое впечатление от урока. (Дети рисуют «Смайлики»)
VII . Домашнее задание
С. 85 , задача 540 .
Творческое задание. « Во что можно превратить круг». ( На альбомных листах)-по желанию.