Внеклассное чтение УРОК 3
Тема: Волшебница зима.
Цель: познакомить детей с произведениями известных писателей и поэтов о зиме; развивать речь учащихся, прививать любовь к чтению.
Оборудование: карточки, портрет А.Пушкина, репродукции картины Б.Кустодиева «Масленица», магнитофонная запись пьесы П.Чайковского «Декабрь» (альбом «Времена года»), иллюстрации о зиме; раздаточный материал: рассказ К.Ушинского «Проказы старухи-зимы», стихотворение С.Маршака «Зимний костер».
ХОД УРОКА
Беседа.
- О каком празднике вы читали дома?
- Как вы представляете себе празник проводов зимы?
Чтение наизусть календарных песен, посвященных Масленице.
Работа по иллюстрации учебника.
- Найдите слова в тексте, которыми можно подписать эту иллюстрацию
Подведение итогов проверки домашнего задания
Работа по карточкам.
Чтение стихотворения Л. Квитко «На катке» («цепочкой»).
Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло.
Раскатиться спозаранок
И на санках, и без санок,
На поленьях, на бревне,
На коленях, на спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Шлет мороз снега-метели
Подымать ребят с постели.
Скучно в поле одному,
(дальше хором)
«Озорной и смелый,
Белый, белый, белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами-
Мчишься за санями,
Больно щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
На прудах,
У реки ты построил нам катки.
Их раскинул вширь и вдаль.
Сделал крепкими, как сталь!
Ответы на вопросы.
- Какому времени года посвящено это стихотворение?
- Почему вы так думаете?
- О чем говорит автор в своем стихотворении?
Работа с загадками.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(Зима)
Я –антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
Сегодня мы с вами продолжим разговор о волшебнице-зиме, о приметах зимы, зимних развлечениях детей.
Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Ответы на вопросы по содержанию.
- Каким другим словом можно заменить слово проказы?(Проделки).
-О каких проделках старухи-зимы говорит автор?
-Как вы понимаете выражение: «Задумала зима всякое дыхание со света сжить»?
-Чем заканчивается этот рассказ?
Творческая работа.
-Как бы вы продолжили рассказ?
Конкурсное чтение стихотворений о зиме.
Физкультминутка.
Зимняя зарядка
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены – на веселье.
Дом построен из сугроба.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
-Здравствуй, зима!
Работа над стихотворением А.Пушкина «Зимняя дорога» (детям раздаются комплекты книг).
- Прочитайте стихотворение целиком.
-Найдите строки, где Александр Сергеевич Пушкин описывает зимнюю ночь в поле. Прочитайте их.
- Представьте себе картину скучной зимней дороги. Какое настроение вызывает она у вас? у поэта?
Работа над стихотворением С.Маршака «Зимний костер».
- Прочитайте стихотворение.
- Куда приехали отдыхать городские школьники?
- Как они провели день в деревне? Ответьте словами текста.
- На чем катались школьники?
- Что обозначает слова коньки? Откуда появилось такое название?
Словарная работа
В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название – коньки.
Работа над пословицами.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Береги нос в сильный мороз.
Снег глубок – хлеб хорош.
Работа по картине Б. Кустодиева «Масленица».
- Какие праздники отмечают зимой? (Новый год, Рождество, Святвечер, Крещение, Масленица.)
- Рассмотрите репродукцию картины расскажите, что вы видите. Бывали ли вы когда-нибудь на масленичных гуляньях? Как они проходят? Расскажите.
- Какой праздник отмечают 19 января?
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа над загадками.
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал – в землю убежал.
(Снег)
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он – не из ваты,
Он – ноздреватый.
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый
(Снег)
Ну и платья:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…(елки).
Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на гору всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку держу.
(Санки)
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
(Лыжи).
Работа над скороговоркой.
Зимой поле бело –
Промерзлое, заледенелое.
Прослушивание грамзаписи пьесы «Декабрь» П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Подобрать сообщение о других зимних праздниках.
Найти и записать загадки о зиме.