Урок по внеклассному чтению для 5 класса на тему: " Волшебница зима."

Про матеріал
Урок 3 из серии уроков по внеклассному чтению для 5 класса. Цель урока: познакомить детей с произведениями известных писателей и поэтов о зиме; развивать речь учащихся, прививать любовь к чтению.
Перегляд файлу

Внеклассное чтение  УРОК 3

      Тема:  Волшебница зима.

Цель:  познакомить детей с произведениями известных писателей и поэтов о зиме; развивать речь учащихся, прививать любовь к чтению.

Оборудование: карточки, портрет А.Пушкина, репродукции картины Б.Кустодиева «Масленица», магнитофонная запись пьесы П.Чайковского «Декабрь» (альбом «Времена  года»), иллюстрации о зиме; раздаточный материал: рассказ К.Ушинского «Проказы старухи-зимы», стихотворение С.Маршака «Зимний костер».

                                                                  ХОД УРОКА

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Беседа.

 - О каком празднике вы читали дома?

- Как вы представляете себе празник проводов зимы?

Чтение наизусть календарных песен, посвященных Масленице.

Работа по иллюстрации учебника.

 - Найдите слова в тексте, которыми можно подписать эту иллюстрацию

Подведение итогов проверки домашнего задания

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

       Работа по карточкам.

       Чтение стихотворения Л. Квитко «На катке» («цепочкой»).

Мчаться, мчаться, мчаться,  мчаться!

С буйным ветром повстречаться,

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло.

Раскатиться спозаранок

И на санках, и без санок,

На поленьях, на бревне,

На коленях, на спине,

Лишь бы вниз, лишь бы в снег,

Лишь бы съехать раньше всех!

Шлет мороз снега-метели

Подымать ребят с постели.

Скучно в поле одному,

(дальше хором)

«Озорной и смелый,

Белый, белый, белый,

Ты приходишь из-за гор

Нас вытаскивать во двор.

Ты всю зиму с нами-

Мчишься за санями,

Больно щиплешь уши,

Все дороги сушишь.

На прудах,

У реки ты построил нам катки.

Их раскинул вширь и вдаль.

Сделал крепкими, как сталь!

 

Ответы на вопросы.

- Какому времени года посвящено это стихотворение?

- Почему вы так думаете?

- О чем говорит автор в своем стихотворении?

 

Работа с загадками.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

                              (Зима)

Я –антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

 

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима).

 

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ  УРОКА

   Сегодня мы с вами продолжим разговор о волшебнице-зиме, о приметах зимы, зимних развлечениях детей.

 

  1.  ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

   Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ответы на вопросы по содержанию.

- Каким другим словом можно заменить слово проказы?(Проделки).

-О каких проделках старухи-зимы говорит автор?

-Как вы понимаете выражение: «Задумала зима всякое дыхание со света сжить»?

-Чем заканчивается этот рассказ?

             Творческая работа.

-Как бы вы продолжили рассказ?

              Конкурсное чтение стихотворений о зиме.

              Физкультминутка.

Зимняя зарядка

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены – на веселье.

Дом построен из сугроба.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

- Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

-Здравствуй, зима!

 

Работа над стихотворением  А.Пушкина «Зимняя дорога» (детям раздаются комплекты книг).

- Прочитайте стихотворение целиком.

-Найдите строки, где Александр Сергеевич Пушкин описывает зимнюю ночь в поле. Прочитайте их.

- Представьте себе картину скучной зимней дороги. Какое настроение вызывает она у вас? у поэта?

Работа над стихотворением С.Маршака «Зимний костер».

- Прочитайте стихотворение.

- Куда приехали отдыхать городские школьники?

- Как они провели день в деревне? Ответьте словами текста.

- На чем катались школьники?

- Что обозначает слова коньки? Откуда появилось такое название?

Словарная работа

   В старину для детей делали деревянные коньки. Впереди на коньках вырезали голову коня. С тех пор и пошло такое название – коньки.

Работа над пословицами.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Береги нос в сильный мороз.

Снег глубок – хлеб хорош.

Работа по картине Б. Кустодиева «Масленица».

- Какие праздники отмечают зимой? (Новый год, Рождество, Святвечер, Крещение, Масленица.)

- Рассмотрите репродукцию картины расскажите, что вы видите. Бывали ли вы когда-нибудь на масленичных гуляньях? Как они проходят? Расскажите.

- Какой праздник отмечают 19 января?

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

      Работа над загадками.

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал – в землю убежал.

                                                 (Снег)

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он – не из ваты,

Он – ноздреватый.

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый

                           (Снег)

 

Ну и платья:

Сплошь иголки,

Его носят вечно…(елки).

 

Я катаюсь на нем

До вечерней поры,

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на гору всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку держу.

                     (Санки)

 

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

 А они опять за мной.

                     (Лыжи).

Работа над скороговоркой.

              Зимой поле бело –

              Промерзлое, заледенелое.

Прослушивание грамзаписи пьесы «Декабрь» П.И.Чайковского из альбома «Времена года».

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

            Подобрать сообщение о других зимних  праздниках.

            Найти и записать загадки о зиме.

                                  

 

docx
Додано
28 січня 2021
Переглядів
371
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку