Урок позакласного читання із зарубіжної літератури, присвячений життю та творчості О. С. Пушкіна: «Есть жизнь, есть свет земной, И есть для нас поэт»

Про матеріал
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе, посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина Тема: «Есть жизнь, есть свет земной, И есть для нас поэт» Цель: формирование предметных компетентностей: расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание
Перегляд файлу

 

Урок позакласного читання

із зарубіжної літератури,

присвячений життю та творчості О. С. Пушкіна:

«Есть жизнь, есть свет земной, 
И  есть для нас поэт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хруленко Тетяна Володимирівна,

учитель зарубіжної літератури

та російської мови

Первомайської ЗОШ І-ІІІ ступенів №17

ім. Миколи Вінграновського

 

 

 

Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе,

посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина

 

Тема:    «Есть жизнь, есть свет земной, 
                 И есть для нас поэт»

Цель: формирование  предметных компетентностей: расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
формирование ключевых компетентностей: умение учиться: развивать память, творческие способности учащихся, актуализовать познавательную деятельность  учеников; коммуникативной: совершенствовать   навыки общения в коллективе; информационной: учить находить нужную информацию и презентовать её; культурологическую: формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному;
совершенствовать духовно-нравственные качества личности, расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники.
2.Бюст А.С.Пушкина.

3.Книжная выставка.
4. Презентация.

5. Аудиозапись романсов на стихи Пушкина: « Приметы», « Храни меня, мой талисман».

6. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».

 

 

Слайд №1

 

Звучит музыка

Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Ведущий зажигает свечи.

Ведущий:

Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Вам  рассказать о гении хочу,

Пусть будет памятна сегодня наша встреча.

 

Слайд №2

 

 Ведущий

Дорогие друзья! Учёные считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы только через 500 лет. Так силён её свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды.

Слайд №3

 

Ведущий

Жизнь А. С. Пушкина, великого русского поэта, о котором мы сегодня будем говорить, оборвалась более полутора веков назад. Но свет ума, тепло и задушевность его поэзии , волшебство сказок согревают и освещают наши души и сегодня.

 Ведущий:.

Благословен тот день и час,

Когда с теплом родного дома

Мы сказки Пушкина читали

Они нам с детства все знакомы.

Слайд №4

 

Ведущий: Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Что за прелесть эти сказки! 

1.Какие сказки А.С. Пушкина вы запомнили самыми первыми?

2 О кораблике, что «бежит себе в волнах, на раздутых парусах»?

3.А может про веселую белку? Которая

«…песенки поет, да орешки все грызет»,

4.Или про умную золотую рыбку из синего моря.

5А помните: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом.

Идёт на право – песнь заводит, налево – сказки говорит…

 

Слайд №5

Ведущий:

-А вы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина?

Ведущий:  (Кто в сказке о царе Салтане исполнял все желания князя Гвидона? (Лебедь).

Ведущий: Озвучьте этот эпизод  из известной сказки Пушкина

( «Сказка о мёртвой  Царевне  и семи богатырях»)

 Ведущий: А в  какой сказке наказывают зазнавшуюся, жадную старуху? 

( в «Сказке о рыбаке и рыбке»).

Ведущий:  В этой коробке находится  насекомое, в которое царевна Лебедь превратила царя  Гвидона.  Что это за насекомое?

 ( шмель)   

Ведущий:   Кому мудрец преподнёс  этот поларок в сказке «О золотом петушке»? (царю Дадону)

 

Ведущий:  Что за прелесть эти сказки! (берет в руки книгу сказок). Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка (Музыка)

Ведущий:  Музыка, где самые простые слова сплетались в удивительные стихи, которые стали путеводной звездой поэта. Она освещала дороги пушкинской жизни. Дороги вечного странника. Дороги изгнанника. Дороги в заточение.

Слайд №6

Ведущий:  Начало пути. Царскосельский Лицей.

Ведущий:  Обычный класс - 30 человек; обыкновенные мальчики, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.  мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый лицеист, юный чародей, которому подвластно все – "и неба содрогание, и горный ангелов полёт”. Это он легко и просто ведет всех своих друзей в историю, в будущее.

 

Слайд №7

(Ученик читает стихотворение)

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и черных глаз.

Когда тревожить начинала

Мне сердце смутная печаль,

Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала…

Когда французом называли

Меня задорные друзья.

Тогда педанты предрекали

Что ввек повесой буду Я.
Слайд №8

 

Сценка (участвуют двое учащихся, одетых как лицеисты)   
Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли. 
Александр: Ты полагаешь, Жанно? 
Жанно: Не полагаю - уверен. 
Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... у меня несносный характер.

Ведущий: Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами.

Ведущий:  Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью. 

Ведущий: Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище.

Ведущий: Прозвище самого близкого друга Пушкина,Ивана Ивановича Пущина было - “Жанно” (французское имя  соответствующее русскому “Ваня”. “Ванюша”

Горчаков Александр. Прозвище Франт.

Антоша Дельвиг - “Тося”, “Тосенька”. 
Вильгельм  Кюхельбеккер -  “Кюхля”.

Пушкин Александр Сергеевич - “Француз”,

Французом называли Пушкина те, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище

Ведущий: Директор Лицея Энгельгард записывает в своих наблюдениях о Пушкине - лицеисте: «Какой странный юноша! К нему никак не подберешь ключа. Как он колюч, эксцентричен, непоседлив.»

 

Слайд №9

Сцены в лицейских классах

Учитель звонит и объявляет:

А теперь, господа, урок математики.

(Все решают. Один Пушкин ничего не делает).

Учитель: Пушкин, решайте уравнение.

Пушкин: Я не умею.

Учитель: Идите и решайте!

(Пушкин мучается у доски)

Учитель: Я всё стою печально и смотрю…

Пушкин: Но уравнение равно нулю.

Учитель: У вас всегда и всё нулю равняется.

Да! С математикой у вас не получается.

Вы на последней парте посидите,

Свои стихотворенья сочините.

Вот вам единственный совет.

Все лицеисты: Но он у нас большой поэт.

Пушкин : Вы помните ль то розовое поле,

Друзья мои, где красною весной,

Оставя класс, резвились мы на воле

И тешились отважною борьбой?

В начале жизни школу помню я: 

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья.

Учитель: Скажите-ка по чистой совести, Пушкин: у кого это вы позаимствовали?

Пушкин: Я, господин профессор, не стал бы выдавать чужих стихов за свои!

 

Урок словесности.

Кошанский: Господа, опишите мне восход солнца в стихах.

Мясоедов: Блеснул на западе румяный царь природы...

Все (хором): На западе? Румяный? Царь природы?

Кошанский: Вот это в самом деле ново. Пушкин, что на это ответит ваша лира?

Пушкин: У меня не лира, а гусиное перо. Вот!

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Лицеисты: А ей богу, премило! Ай да француз!

Слайд №10

 

Лицеисты:

Шесть лет промчалось, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины, 
И уж Отечества призванье 
Гремит нам, шествуйте, сыны! 
Простимся, братья! Руку в руку! 
Обнимемся в последний раз! 
Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 
(Музыка стихает) 
 

Слайд №11

Жанно: Что же, братцы, простимся!   
Кюхля:  мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело.. дело общее.
Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему прощай! Мы взрослые. 

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа неразделим и вечен - 
Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз, 
Куда бы нас не бросила судьбина, 
И счастие куда б не повело, 
Все те же мы: нам целый мир чужбина, 
Отечество нам Царское Село. 
Слайд №12

 

Ведущий: По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его привлекал большой свет,театры, балы: 

(Ученик читает стихотворение)

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу заметить мою речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то… не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.
 

(Входят 3 девушки)

Слайд №13

 

1. Вы были вчера на обеде у графини Тверской?

2. Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.

3.Везде только о Пушкине и говорят. Вы знаете его стихи?

4.Посмотрите, что он написал  в моём альбоме:

«О, вы, которые любовью не горели, 
Взгляните на нее – узнаете любовь. 
О, вы, которые уж сердцем охладели, 
Взгляните на нее: полюбите вы вновь».    

  1. А мне посвятил такие строки:

«Я на коленях перед вами, сражённый вашей красотой, готов осыпать вас камнями, вы стали для меня мечтой».

2.А вот мне, что написал:

«Увидел вас сегодня в платье бальном, обворожительной и прелестной, сверкающей, как в облаке хрустальном, виденье это навсегда со мной»

-Да, Пушкин- это прекрасно.

Слайд №14

Ведущий: Пушкин – первый поэт любви. Конечно, о любви писали и до него, и потом. Но никто, ни до, ни после Пушкина не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви, ревнивой и удовлетворенной, по-земному страстной  и почти неземно обожествленной.

 

 Ученицы читают стихи Пушкина о любви .

 Слайды №15,16

 

Ведущий: Всепобеждающая сила любви ведет героев поэта, и не только их, к истинному гуманизму. Ведь любовь – основа жизни на Земле, для любви нет преград и расстояний.

Послушайте романс « риметы» на слова Пушкина

 

Слайд №17

 

Ведущий: «Блажен, кто смолоду был молод». О, как молод он был в эти дни – горяч и сдержан, вспыльчив и рассудителен, влюбчив и холоден! Ему должен исполниться 21 год. Он едет на юг, в ссылку, в Кишинёв навстречу стихам, любви, надеждам..

Ведущий: Пушкина можно было сослать, но нельзя было сослать поэзию Пушкина.

Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать, но он был прежним.

 

Чтец: Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену,

В сердцах друзей нашел измену,

В мечтах любви безумный сон;

Наскучив жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы.

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной придел

И в край далекий полетел.

С веселым призраком свободы.

Слайд №18

 

Ведущий: Летом 1823 года Пушкин получает новое служебное назначение: из захолустного Кишинева был переведен в шумную, многолюдную и кипевшую жизнью Одессу. Год пребывания в Одессе весьма примечателен в сердечной жизни Пушкина. Он встречает Елизавету Ксаверьевну Воронцову, аристократку из старинной польской семьи графов Браницких, красивую, живую, умную, образованную женщину

Слайд №19

 

 Ведущий: Она сразу привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим - ревность мужа, под опекой которого находился Пушкин, вызревала постепенно. В 1824 году по настоянию графа Воронцова, Пушкина высылают из Одессы в Михайловское. Насколько тяжело было расставание, говорится в отрывке, сохранившемся в одесской тетради Пушкина «Все кончено - я слышу твой ответ».

 

Чтец: Все кончено, меж нами связи нет.

В последний раз обняв твои колени,

Произносил я горестные пени.

Обманывать себя не стану вновь,

Тебя тоской преследовать не буду.

Прошедшее, быть может, позабуду -

Не для меня сотворена любовь.

Ты молода - душа твоя прекрасна

И многими любима будешь ты…

Слайд №20

Ведущий: Итак, все кончено. Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память перстень с восьмигранным камнем из сердолика - талисман , оберегающий  от несчастной любви.

Слайд №21

Ведущий :В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино. Впервые он посетил нижегородское имение своего отца.
Что за прелесть здешняя деревня! – писал Пушкин.

- Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько  угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает.

Слайд №22

(Стихотворения об осени )

Ведущий. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Он задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные произведения. Тематика их разнообразна.
18 сентября была написана повесть «Барышня-крестьянка».

Слайд №24


Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка»

Ведущий: И вот однажды служанку Настю пригласили в гости к Берестовым в соседнее поместье.

 Настя: Барышня, позвольте мне пойти в гости.

Лиза: Пойти в гости? Изволь, а куда?

Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница.

Лиза: Хорошо, иди.

1-й ведущий: Придя с праздника, Настя обо всем рассказала Лизе.

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова.

Лиза: Ах, как бы мне хотелось его увидеть!

Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко. Пойдите гулять в ту сторону; он же всякий раз рано поутру ходит с ружьем на охоту.

Лиза: Да нет, нехорошо, он может подумать, что я за ним гоняюсь. Лучше я наряжусь крестьянкой.

Настя: Хорошо. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово.

Ведущий: И вот ранним утром Лиза, переодетая крестьянкой и напутствуемая словами Насти: «Идите, Лизавета Григорьевна, и ничего не бойтесь», отправилась в деревню Берестовых. Она вышла, перебралась через огород в поле. Так она шла, задумавшись, по пыльной дороге до тех пор, пока не встретила молодого Берестова.

Алексей: Откуда ты, красавица?

Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду в лес по грибы. А ты тугиловский, што ли?

Алексей: Так точно, я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей: Почему же ты так думаешь?

Лиза: Да по всему

Алексей: А как тебя зовут, душа моя?

Лиза: Акулиною!

Алексей: Ну, мой друг, Акулина, непременно буду в гости в  твоему батюшке Василию-кузнецу.

Лиза: Что ты! Что ты! Не приходи! Коли дома узнают, что я с барином болтала, беда будет.

Алексей: Но я непременно хочу тебя снова видеть!

Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду.

Алексей: Когда же?!

Лиза: Да хоть завтра!

Алексей: Милая Акулина, жду тебя завтра, в это время.

Лиза: Да, да...

 Ведущий: Молодые люди расстались. Лиза вышла из леса, перебралась через поле к месту, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, делясь своими впечатлениями.

 

Слайд №25

 

Настя: Ну что, Лизавета Григорьевна, видели ли вы барина?

Лиза: Видела я Алексея.

Настя: Ну и как он вам?

Лиза: Красивый барин, но уж больно самовлюбленный.

Настя: Но молодые люди подружились, и между ними завязалась переписка. Я относила записки барышни в дупло старого дуба до тех пор, пока враждовавшие долгое время отцы влюбленных не помирились.

2-й ведущий: И тогда отец Алексея предложил ему жениться на Лизе. Но он отказался, ведь его сердце принадлежало Акулине. И вот однажды утром Алексей решил съездить в Прилучино и объясниться с Лизаветой Григорьевной.

На сцене Лиза (Акулина)читает письмо Алексея. Он стремительно входит.

Алексей (видит читающую Лизу): Лизавета Григорьевна...Акулина!!!

Лиза: Ах!

1-й ведущий: Я не буду вдаваться в подробности, а скажу лишь одно: у этой истории счастливый финал.

 

Ведущий: В Болдино вдали от света и столичной суеты, Пушкин пережил прилив могучего вдохновения. «Я в Болдино писал, как давно уже не писал», — сообщал он своему другу Плетневу. За три неполных месяца закончил «Евгения Онегина». 

Ведущий: В этом романе Пушкин поэтически воспроизвёл жизнь молодого человека начала  19 века на фоне светского общества, мир которого был разнообразным и прекрасным. Концерты! Театр! Балы!

Слайд №26

 

(Ученик читает стихотворение)

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала,

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота.

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам,

По их пленительным следам.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой,
Рисует вальс мелодию, смотри…
В ней каждый вдох о нас напоминает…
А сердце бьется в ритме, раз, два, три…
И треугольник мыслей замыкает…

 

Звучит музыка  Г. Свиридова к кинофильму «Метель»

Слайд №27

 

Ведущий: Морозным днем 27 января 1837 года к кондитерской Вольфа, что на Невском проспекте, подъехали сани. Поэт выпил стакан лимонада, вышел на улицу, закутался в медвежью шубу…. И здесь мы с вами простимся с Пушкиным. Он ехал не только на свой поединок, он ехал в бессмертие. 

Слайд №28

 

Ведущий: Большие поэты – пророки. Гении – пророки  вдвойне.

Забвенья нет, 
Как нет 
Старенья, угасанья, 
И камня тоже нет, 
И бронзы тоже нет, 
В невольной смене лет 
Есть времени дыханье, 
Есть жизнь, есть свет земной, 
И есть для нас поэт.

Слайд №29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Бартенев П.И «Рассказы о Пушкину, записанные со слов его друзей». Л., 2001.

2.Беляева Н.В. Дороги, ведущие к Пушкину. Материалы для уроков по изучению лирики А.С.Пушкина // Культура. Филология. Методика: Сб. трудов в честь 60-летия проф. Г.С.Меркина. - Смоленск: СГПУ, 2000.

3.Волосков И. Восприятие творческого наследия А.С.Пушкина школьниками //   Библиотечка учителя словесности. – 2001

4.«В школьном театре». Инсценировки произведений русских писателей – классиков, песни и романсы на слова поэтов XIX в.». М., «Детская литература», 1971.

5.Ломинадзе С.В. Пушкин - поэт обыкновенного человека // Вопросы литературы. - 2000. - N 3. - С.127-170.

6.«Пушкин на литературной эстраде». Сборник статей. Сост. О.М. Итина, М., «Искусство», 2004.

7.М. Сергеев «Вся жизнь – один чудесный миг». М., «Молодая гвардия», 1969.

8.etodportal.com/node/.

9.https://urok-ua.com/rozrobka-vidkritogo-uroku-zarubizhnoy.

10.ttps://nmc-pto.rv.ua

11.teacherjournal.in.ua/

12. www.1pushkinaschool.org.ua/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
27 лютого 2019
Переглядів
590
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку