Урок позакласного читання
із зарубіжної літератури,
присвячений життю та творчості О. С. Пушкіна:
«Есть жизнь, есть свет земной,
И есть для нас поэт»
Хруленко Тетяна Володимирівна,
учитель зарубіжної літератури
та російської мови
Первомайської ЗОШ І-ІІІ ступенів №17
ім. Миколи Вінграновського
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе,
посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина
Тема: «Есть жизнь, есть свет земной,
И есть для нас поэт»
Цель: формирование предметных компетентностей: расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, показать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявить заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
формирование ключевых компетентностей: умение учиться: развивать память, творческие способности учащихся, актуализовать познавательную деятельность учеников; коммуникативной: совершенствовать навыки общения в коллективе; информационной: учить находить нужную информацию и презентовать её; культурологическую: формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному;
совершенствовать духовно-нравственные качества личности, расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники.
2.Бюст А.С.Пушкина.
3.Книжная выставка.
4. Презентация.
5. Аудиозапись романсов на стихи Пушкина: « Приметы», « Храни меня, мой талисман».
6. Музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Слайд №1
Звучит музыка
Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Ведущий зажигает свечи.
Ведущий:
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Вам рассказать о гении хочу,
Пусть будет памятна сегодня наша встреча.
Слайд №2
Ведущий
Дорогие друзья! Учёные считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы только через 500 лет. Так силён её свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды.
Слайд №3
Ведущий
Жизнь А. С. Пушкина, великого русского поэта, о котором мы сегодня будем говорить, оборвалась более полутора веков назад. Но свет ума, тепло и задушевность его поэзии , волшебство сказок согревают и освещают наши души и сегодня.
Ведущий:.
Благословен тот день и час,
Когда с теплом родного дома
Мы сказки Пушкина читали
Они нам с детства все знакомы.
Слайд №4
Ведущий: Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Что за прелесть эти сказки!
1.Какие сказки А.С. Пушкина вы запомнили самыми первыми?
2 О кораблике, что «бежит себе в волнах, на раздутых парусах»?
3.А может про веселую белку? Которая
«…песенки поет, да орешки все грызет»,
4.Или про умную золотую рыбку из синего моря.
5А помните: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный, всё ходит по цепи кругом.
Идёт на право – песнь заводит, налево – сказки говорит…
Слайд №5
Ведущий:
-А вы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина?
Ведущий: (Кто в сказке о царе Салтане исполнял все желания князя Гвидона? (Лебедь).
Ведущий: Озвучьте этот эпизод из известной сказки Пушкина
( «Сказка о мёртвой Царевне и семи богатырях»)
Ведущий: А в какой сказке наказывают зазнавшуюся, жадную старуху?
( в «Сказке о рыбаке и рыбке»).
Ведущий: В этой коробке находится насекомое, в которое царевна Лебедь превратила царя Гвидона. Что это за насекомое?
( шмель)
Ведущий: Кому мудрец преподнёс этот поларок в сказке «О золотом петушке»? (царю Дадону)
Ведущий: Что за прелесть эти сказки! (берет в руки книгу сказок). Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка (Музыка)
Ведущий: Музыка, где самые простые слова сплетались в удивительные стихи, которые стали путеводной звездой поэта. Она освещала дороги пушкинской жизни. Дороги вечного странника. Дороги изгнанника. Дороги в заточение.
Слайд №6
Ведущий: Начало пути. Царскосельский Лицей.
Ведущий: Обычный класс - 30 человек; обыкновенные мальчики, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие. мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый лицеист, юный чародей, которому подвластно все – "и неба содрогание, и горный ангелов полёт”. Это он легко и просто ведет всех своих друзей в историю, в будущее.
Слайд №7
(Ученик читает стихотворение)
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз.
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья.
Тогда педанты предрекали
Что ввек повесой буду Я.
Слайд №8
Сценка (участвуют двое учащихся, одетых как лицеисты)
Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
Александр: Ты полагаешь, Жанно?
Жанно: Не полагаю - уверен.
Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... у меня несносный характер.
Ведущий: Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами.
Ведущий: Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью.
Ведущий: Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище.
Ведущий: Прозвище самого близкого друга Пушкина,Ивана Ивановича Пущина было - “Жанно” (французское имя соответствующее русскому “Ваня”. “Ванюша”
Горчаков Александр. Прозвище Франт.
Антоша Дельвиг - “Тося”, “Тосенька”.
Вильгельм Кюхельбеккер - “Кюхля”.
Пушкин Александр Сергеевич - “Француз”,
Французом называли Пушкина те, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище
Ведущий: Директор Лицея Энгельгард записывает в своих наблюдениях о Пушкине - лицеисте: «Какой странный юноша! К нему никак не подберешь ключа. Как он колюч, эксцентричен, непоседлив.»
Слайд №9
Сцены в лицейских классах
Учитель звонит и объявляет:
А теперь, господа, урок математики.
(Все решают. Один Пушкин ничего не делает).
Учитель: Пушкин, решайте уравнение.
Пушкин: Я не умею.
Учитель: Идите и решайте!
(Пушкин мучается у доски)
Учитель: Я всё стою печально и смотрю…
Пушкин: Но уравнение равно нулю.
Учитель: У вас всегда и всё нулю равняется.
Да! С математикой у вас не получается.
Вы на последней парте посидите,
Свои стихотворенья сочините.
Вот вам единственный совет.
Все лицеисты: Но он у нас большой поэт.
Пушкин : Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?
В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много:
Неровная и резвая семья.
Учитель: Скажите-ка по чистой совести, Пушкин: у кого это вы позаимствовали?
Пушкин: Я, господин профессор, не стал бы выдавать чужих стихов за свои!
Урок словесности.
Кошанский: Господа, опишите мне восход солнца в стихах.
Мясоедов: Блеснул на западе румяный царь природы...
Все (хором): На западе? Румяный? Царь природы?
Кошанский: Вот это в самом деле ново. Пушкин, что на это ответит ваша лира?
Пушкин: У меня не лира, а гусиное перо. Вот!
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.
Лицеисты: А ей богу, премило! Ай да француз!
Слайд №10
Лицеисты:
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(Музыка стихает)
Слайд №11
Жанно: Что же, братцы, простимся!
Кюхля: мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело.. дело общее.
Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему прощай! Мы взрослые.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Слайд №12
Ведущий: По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его привлекал большой свет,театры, балы:
(Ученик читает стихотворение)
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу заметить мою речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то… не то, избави боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.
(Входят 3 девушки)
Слайд №13
1. Вы были вчера на обеде у графини Тверской?
2. Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.
3.Везде только о Пушкине и говорят. Вы знаете его стихи?
4.Посмотрите, что он написал в моём альбоме:
«О, вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее – узнаете любовь.
О, вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь».
«Я на коленях перед вами, сражённый вашей красотой, готов осыпать вас камнями, вы стали для меня мечтой».
2.А вот мне, что написал:
«Увидел вас сегодня в платье бальном, обворожительной и прелестной, сверкающей, как в облаке хрустальном, виденье это навсегда со мной»
-Да, Пушкин- это прекрасно.
Слайд №14
Ведущий: Пушкин – первый поэт любви. Конечно, о любви писали и до него, и потом. Но никто, ни до, ни после Пушкина не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви, ревнивой и удовлетворенной, по-земному страстной и почти неземно обожествленной.
Ученицы читают стихи Пушкина о любви .
Слайды №15,16
Ведущий: Всепобеждающая сила любви ведет героев поэта, и не только их, к истинному гуманизму. Ведь любовь – основа жизни на Земле, для любви нет преград и расстояний.
Послушайте романс « риметы» на слова Пушкина
Слайд №17
Ведущий: «Блажен, кто смолоду был молод». О, как молод он был в эти дни – горяч и сдержан, вспыльчив и рассудителен, влюбчив и холоден! Ему должен исполниться 21 год. Он едет на юг, в ссылку, в Кишинёв навстречу стихам, любви, надеждам..
Ведущий: Пушкина можно было сослать, но нельзя было сослать поэзию Пушкина.
Как жестоко просчитались гонители Пушкина! Они хотели заставить поэта замолчать, но он был прежним.
Чтец: Людей и свет изведал он
И знал неверной жизни цену,
В сердцах друзей нашел измену,
В мечтах любви безумный сон;
Наскучив жертвой быть привычной
Давно презренной суеты,
И неприязни двуязычной,
И простодушной клеветы.
Отступник света, друг природы,
Покинул он родной придел
И в край далекий полетел.
С веселым призраком свободы.
Слайд №18
Ведущий: Летом 1823 года Пушкин получает новое служебное назначение: из захолустного Кишинева был переведен в шумную, многолюдную и кипевшую жизнью Одессу. Год пребывания в Одессе весьма примечателен в сердечной жизни Пушкина. Он встречает Елизавету Ксаверьевну Воронцову, аристократку из старинной польской семьи графов Браницких, красивую, живую, умную, образованную женщину
Слайд №19
Ведущий: Она сразу привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим - ревность мужа, под опекой которого находился Пушкин, вызревала постепенно. В 1824 году по настоянию графа Воронцова, Пушкина высылают из Одессы в Михайловское. Насколько тяжело было расставание, говорится в отрывке, сохранившемся в одесской тетради Пушкина «Все кончено - я слышу твой ответ».
Чтец: Все кончено, меж нами связи нет.
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду.
Прошедшее, быть может, позабуду -
Не для меня сотворена любовь.
Ты молода - душа твоя прекрасна
И многими любима будешь ты…
Слайд №20
Ведущий: Итак, все кончено. Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память перстень с восьмигранным камнем из сердолика - талисман , оберегающий от несчастной любви.
Слайд №21
Ведущий :В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино. Впервые он посетил нижегородское имение своего отца.
Что за прелесть здешняя деревня! – писал Пушкин.
- Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает.
Слайд №22
(Стихотворения об осени )
Ведущий. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Он задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные произведения. Тематика их разнообразна.
18 сентября была написана повесть «Барышня-крестьянка».
Слайд №24
Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка»
Ведущий: И вот однажды служанку Настю пригласили в гости к Берестовым в соседнее поместье.
Настя: Барышня, позвольте мне пойти в гости.
Лиза: Пойти в гости? Изволь, а куда?
Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница.
Лиза: Хорошо, иди.
1-й ведущий: Придя с праздника, Настя обо всем рассказала Лизе.
Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова.
Лиза: Ах, как бы мне хотелось его увидеть!
Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко. Пойдите гулять в ту сторону; он же всякий раз рано поутру ходит с ружьем на охоту.
Лиза: Да нет, нехорошо, он может подумать, что я за ним гоняюсь. Лучше я наряжусь крестьянкой.
Настя: Хорошо. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово.
Ведущий: И вот ранним утром Лиза, переодетая крестьянкой и напутствуемая словами Насти: «Идите, Лизавета Григорьевна, и ничего не бойтесь», отправилась в деревню Берестовых. Она вышла, перебралась через огород в поле. Так она шла, задумавшись, по пыльной дороге до тех пор, пока не встретила молодого Берестова.
Алексей: Откуда ты, красавица?
Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду в лес по грибы. А ты тугиловский, што ли?
Алексей: Так точно, я камердинер молодого барина.
Лиза: А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей: Почему же ты так думаешь?
Лиза: Да по всему
Алексей: А как тебя зовут, душа моя?
Лиза: Акулиною!
Алексей: Ну, мой друг, Акулина, непременно буду в гости в твоему батюшке Василию-кузнецу.
Лиза: Что ты! Что ты! Не приходи! Коли дома узнают, что я с барином болтала, беда будет.
Алексей: Но я непременно хочу тебя снова видеть!
Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду.
Алексей: Когда же?!
Лиза: Да хоть завтра!
Алексей: Милая Акулина, жду тебя завтра, в это время.
Лиза: Да, да...
Ведущий: Молодые люди расстались. Лиза вышла из леса, перебралась через поле к месту, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, делясь своими впечатлениями.
Слайд №25
Настя: Ну что, Лизавета Григорьевна, видели ли вы барина?
Лиза: Видела я Алексея.
Настя: Ну и как он вам?
Лиза: Красивый барин, но уж больно самовлюбленный.
Настя: Но молодые люди подружились, и между ними завязалась переписка. Я относила записки барышни в дупло старого дуба до тех пор, пока враждовавшие долгое время отцы влюбленных не помирились.
2-й ведущий: И тогда отец Алексея предложил ему жениться на Лизе. Но он отказался, ведь его сердце принадлежало Акулине. И вот однажды утром Алексей решил съездить в Прилучино и объясниться с Лизаветой Григорьевной.
На сцене Лиза (Акулина)читает письмо Алексея. Он стремительно входит.
Алексей (видит читающую Лизу): Лизавета Григорьевна...Акулина!!!
Лиза: Ах!
1-й ведущий: Я не буду вдаваться в подробности, а скажу лишь одно: у этой истории счастливый финал.
Ведущий: В Болдино вдали от света и столичной суеты, Пушкин пережил прилив могучего вдохновения. «Я в Болдино писал, как давно уже не писал», — сообщал он своему другу Плетневу. За три неполных месяца закончил «Евгения Онегина».
Ведущий: В этом романе Пушкин поэтически воспроизвёл жизнь молодого человека начала 19 века на фоне светского общества, мир которого был разнообразным и прекрасным. Концерты! Театр! Балы!
Слайд №26
(Ученик читает стихотворение)
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала,
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота.
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам,
По их пленительным следам.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой,
Рисует вальс мелодию, смотри…
В ней каждый вдох о нас напоминает…
А сердце бьется в ритме, раз, два, три…
И треугольник мыслей замыкает…
Звучит музыка Г. Свиридова к кинофильму «Метель»
Слайд №27
Ведущий: Морозным днем 27 января 1837 года к кондитерской Вольфа, что на Невском проспекте, подъехали сани. Поэт выпил стакан лимонада, вышел на улицу, закутался в медвежью шубу…. И здесь мы с вами простимся с Пушкиным. Он ехал не только на свой поединок, он ехал в бессмертие.
Слайд №28
Ведущий: Большие поэты – пророки. Гении – пророки вдвойне.
Забвенья нет,
Как нет
Старенья, угасанья,
И камня тоже нет,
И бронзы тоже нет,
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь, есть свет земной,
И есть для нас поэт.
Слайд №29
Список использованных источников:
1. Бартенев П.И «Рассказы о Пушкину, записанные со слов его друзей». Л., 2001.
2.Беляева Н.В. Дороги, ведущие к Пушкину. Материалы для уроков по изучению лирики А.С.Пушкина // Культура. Филология. Методика: Сб. трудов в честь 60-летия проф. Г.С.Меркина. - Смоленск: СГПУ, 2000.
3.Волосков И. Восприятие творческого наследия А.С.Пушкина школьниками // Библиотечка учителя словесности. – 2001
4.«В школьном театре». Инсценировки произведений русских писателей – классиков, песни и романсы на слова поэтов XIX в.». М., «Детская литература», 1971.
5.Ломинадзе С.В. Пушкин - поэт обыкновенного человека // Вопросы литературы. - 2000. - N 3. - С.127-170.
6.«Пушкин на литературной эстраде». Сборник статей. Сост. О.М. Итина, М., «Искусство», 2004.
7.М. Сергеев «Вся жизнь – один чудесный миг». М., «Молодая гвардия», 1969.
8.etodportal.com/node/.
9.https://urok-ua.com/rozrobka-vidkritogo-uroku-zarubizhnoy.
10.ttps://nmc-pto.rv.ua
11.teacherjournal.in.ua/
12. www.1pushkinaschool.org.ua/