Разработка урока по литературе с использованием ИКТ и интерактивных технологий. Систематизировать знания учащихся по теме «Литературные сказки Пушкина», активизировать познавательный интерес к литературе, развивать творческие способности школьников, их логическое мышление, воспитывать доброту, гуманизм, толерантное отношение друг к другу, любовь к художественному слову
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» (сказки А.С.Пушкина)
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Литературные сказки Пушкина», активизировать познавательный интерес к литературе, развивать творческие способности школьников, их логическое мышление, воспитывать доброту, гуманизм, толерантное отношение друг к другу, любовь к художественному слову.
Тип урока: урок-путешествие (повторение и систематизация знаний с использованием ИКТ, интерактивных технологий)
Оборудование: портрет, бюст А.С.Пушкина, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации к сказкам, перо и чернильница, кот (мягкая игрушка), тексты сказок.
Эпиграф к уроку: Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Ход урока
І. Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник: мы оправляемся в путешествие по сказочной стране Пушкиногорье. Вас ждут литературные герои, различные конкурсы, интересные задания.
(стук в дверь). Кто-то стучит. Да это же Кот ученый. Он для вас проведет экскурсию.
ІІ.Объявление темы и цели урока (слайд №1)
Учитель читает эпиграф к уроку.
Проблемный вопрос: Чему учат сказки Пушкина?
ІІІ.Восприятие учащимися учебного материала
Купи билет в страну Пушкиногорье
(дети по очереди называют сказки Пушкина) слайд №2
Кот предлагает подкрепиться в кафе «У Лукоморья» и отгадать из какой сказки взята цитата. (по три задания для каждой команды).
Задания (слайд №3)
1 «Жил-был поп, толоконный лоб…»
2 «Пушки с пристани палят. Кораблю пристать велят»
3 «Ветер, ветер, ты могуч»
4 «Глядь, опять перед ним землянка…»
5 «Царствуй лежа на боку»
6 «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
3. Интерактивная технология «Логические пары» (связать попарно предмет-хозяин)
Зайдем на минутку в бюро находок. Учений Кот просит отыскать хозяина утерянной вещи
Задания (слайд №4)
1.Зеркало а) Лебедь
2.Корыто б) Гвидон
3.Яблоко в) Балда
4.Бочка г) Царица-мачеха
5.Орешек д) Баба Яга
6.Месяц е) Старуха
7.Зайчонок ж) Колдунья
8.Ступа з) Белочка
4 Интерактивная технология «Незаконченное предложение» (дописать имена героев сказок)
Кот приглашает посетить сказочный ринг, где состоится битва богатырей. Принимают участие по 1 ученику от команды. Раунд состоит из 3 вопросов. Побеждает ученик, который правильно ответит на все вопросы.
Задания (слайд№5)
І раунд
1.Сватья баба… (Бабариха) 1. Королевич… (Елисей)
2. Князь… (Гвидон) 2. Царевна… (Лебедь)
3. Толоконный лоб…(поп) 3. Сенная девушка… (Чернавка)
ІІ раунд
Задания (слайд №6)
Для 1-й команды: назовите желания старухи по порядку
(корыто-дом-Столбовая дворянка-царица-владычица морская)
Для 2-й команды: назовите в нужной последовательности превращения Гвидона
(комар-шмель-муха)
Дорогие ребята! Мы находимся с вами на Дворцовой площади. Предлагаю после физкультминутки присесть на скамейку и отгадать кроссворд.
1-я команда – по горизонтали, 2-я команда – по вертикали
По горизонтали:
Справка: оброк, Балда, невод, кораблик, Черномор, отпор
По вертикали:
Справка: королевич, изба, нора, белка, корыто, стекло
Ребята, пока мы путешествовали по Пушкиногорью, вышел первый номер газеты «Волшебные известия». В нем опубликованы сказочные объявления. Кот их вам зачитает, а вы угадайте кто абонент и установите его адрес. (слайд №8)
Задания для 1-й команды:
1. На работу требуются повар, конюх, плотник, нянька. Выплачиваются премиальные по итогам работы за год. (поп, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
2. Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето горницу, в которой имеются лавки, крытые коврами, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. (7 богатырей, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Задания для 2-й команды:
1. Школа целителей и Экстрасенсов проводит лечение таких болезней, как укусы левого и правого глаза, волдыри на носу. Обращаться… («Сказка о царе Салтане…»)
2. Предлагаю услуги: работаю за семерых, могу запрягать лошадь, топить печь, варить кашу.
(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Задание: установить правильные и неправильные ответы (слайд№9)
ДА – 1, 4, 5 НЕТ – 2, 3, 6.
Художественный салон (слайды №10-11)
Задание: назвать сказку по иллюстрации. Представить свою афишу или рекламу сказки
ІV. Подведение итогов урока (слайд №12)
Дети отвечают на проблемный вопрос «Чему научили нас сказки Пушкина?»
Подготовленный ученик читает стихотворение «Пушкину посвящается»
Разработка урока по литературе
с использованием ИКТ и интерактивных технологий
«Что за прелесть эти сказки!» (сказки Пушкина)
учителя русского языка и литературы
Беловодской ООШ І-ІІІ ступени
Калюжной Ларисы Васильевны
Высшая квалификационная категория
« Старший учитель»
Научно-методическая проблема:
« Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования интерактивных технологий и личностно ориентированной методики»
Этот урок – участник І Всеукраинского конкурса
«Творческий учитель – одарённый ученик»
1