На сучасному уроці російської мови пропонується використовувати різні прийоми усної та письмової комунікативності, удосконалювати ігрові здібності учнів як умови творчого самовираження і розвитку особистості.
Урок-практикум
Тема урока: Причастие как особая форма глагола
Цели и задачи: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные; развивать коммуникативность устной и письменной речи, продуктивность творческой деятельности; воспитывать уважение и любовь к красоте русского языка.
Оборудование: учебник русского языка (7 класс), мини-словари «Говори правильно», электронная презентация «Картины Левитана», карточки с текстом К.Паустовского «Осень на картинах Левитана», карточки самоконтроля учащихся.
Модель урока
Д – диалог
Тр. – тренинг
Т.п. – творческое продолжение текста
Р.к. – речевой кругозор
Я.р. – языковая работа
Р. д/з – разноуровневое домашнее задание
Ход урока
Учитель начинает урок с игры «Пароль». Ребята называют грамматические признаки глагола и прилагательного, получают возможность занять свое рабочее место. Создается атмосфера начала урока.
На доске: разбор по составу глаголов из домашнего упражнения. Звучат устные ответы на лингвистическую тему с использованием примеров из домашнего упражнения.
В этой части урока учитель предлагает ребятам электронную презентацию «Картины Левитана».
Задание. Назвать глаголы и имена прилагательные, которые активно участвуют в описании того, что мы видим, слышим и чувствуем, глядя на картины Левитана.
В своих ответах учащиеся доказывают, какую роль выполняют глаголы и имена прилагательные.
Работа с єлектронным словарем «Говори правильно».
Начáвший
Отдáвший
Заржавший
Осенний стог сена – увидеть |
|||||||
|
▼ |
|
|
||||
|
серый |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
мрачный |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
почерневший |
|
|
||||
Осенний лист – услышать |
|||||||
|
▼ |
|
|
||||
|
шелестящий |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
шуршащий |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
щелкающий |
|
|
||||
Осенние березы – увидеть |
|||||||
|
▼ |
|
|
||||
|
Золотые |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
высокие |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
пожелтевшие |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
голые |
|
|
||||
Осенний лес – запах |
|||||||
|
▼ |
|
|
||||
|
Сырость |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
свежесть |
|
|
||||
|
▼ |
|
|
||||
|
пряность |
|
|
||||
Первый этап (устная работа)
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Художник оставил около ста «осенних» картин.
На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости; маленькие реки, кружащие в водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром. Но во всех пейзажах передана печаль сыплющихся листьев, загнивающих трав…
(К.Паустовский)
а) определить тему текста;
б) озаглавить текст;
в) найти ключевые слова.
Выписать ключевые слова, передающие действенную картину осени.
Почерневшие – какие?
Кружащие – какие?
Сыплющие – какие?
Загнивающие – какие?
Признаки предметов мы выразили при помощи причастий.
Задание. Определить свойства прилагательных и глаголов, которыми обладает причастие.
Свойства прилагательного |
Свойства глагола |
Изменяется по падежам. Изменяется по числам. В единственном числе изменяется по родам. |
Совершенный и несовершенный вид. Настоящее и прошедшее время. |
Выписать из текста словосочетания по схемам.
|
|
x |
причастие |
+ |
существительное |
|
какие? |
x |
почерневшие |
|
стога |
x |
|
|
причастие |
+ |
существительное |
x |
чем? |
|
не обитые |
|
ветром |
I вариант
Составить диалог, используя личный жизненный опыт.
II вариант
Составить творческое продолжение текста.
Образцы творческих заданий.
I вариант
Диалог
- Неужели у Левитана около ста «осенних» картин?
- Не сомневайся, Катя, нам об этом рассказывал экскурсовод в картинной галерее. А еще интересно было узнать о технике художника.
- Да. Я тоже об этом читала. На его картинах водоемы и реки напоминают прозрачное стекло.
- Мне рассказывал папа, что у Левитана были свои секреты составления красок, позволявшие передавать тайны природы.
- Теперь я понимаю, почему картины, написанные Левитаном, такие неповторимые.
II вариант
Продолжение текста
Только закроешь глаза на мгновение, как осень закружит тебя в своем водовороте…
Листья падают друг за другом, подхватывают песню осени. Лес, прощающийся со своим нарядом, становится грустным. Он позволяет ветру сыграть последнюю солнечную ноту.
Карточка самоконтроля.
Ученики заполняют карточку «Что я узнал на уроке».
Н |
С |
Д |
В |
Репродуктивное задание |
Р-конструктивное |
К-творческое задание |
Творческое |
Выучить правило, выполнить упражнение. |
Выучить правило, выполнить упражнение, составить словарь цветовой характеристики осени (10 слов) |
По опорным элементам составить текст (осень, аллея, скамья, мелодия). |
Эвфонический пейзаж. Этюд «Осень в городе» с употреблением причастий. |
Література