Урок "Причастие как особая форма глагола"

Про матеріал

На сучасному уроці російської мови пропонується використовувати різні прийоми усної та письмової комунікативності, удосконалювати ігрові здібності учнів як умови творчого самовираження і розвитку особистості.

Перегляд файлу

 

Урок-практикум

 Тема урока: Причастие как особая форма глагола

Цели и задачи: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные; развивать коммуникативность устной и письменной речи, продуктивность творческой деятельности; воспитывать уважение и любовь к красоте русского языка.

Оборудование: учебник русского языка (7 класс), мини-словари «Говори правильно», электронная презентация «Картины Левитана», карточки с текстом К.Паустовского «Осень на картинах Левитана», карточки самоконтроля учащихся.

 

Модель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Д – диалог

Тр. – тренинг

Т.п. – творческое продолжение текста

Р.к. – речевой кругозор

Я.р. – языковая работа

Р. д/з – разноуровневое домашнее задание

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

Учитель начинает урок с игры «Пароль». Ребята называют грамматические признаки глагола и прилагательного, получают возможность занять свое рабочее место. Создается атмосфера начала урока.

  1. Проверка домашнего задания.

На доске: разбор по составу глаголов из домашнего упражнения. Звучат устные ответы на лингвистическую тему с использованием примеров из домашнего упражнения.

  1. Актуализация опорных знаний.

В этой части урока учитель предлагает ребятам электронную презентацию «Картины Левитана».

Задание. Назвать глаголы и имена прилагательные, которые активно участвуют в описании того, что мы видим, слышим и чувствуем, глядя на картины Левитана.

В своих ответах учащиеся доказывают, какую роль выполняют глаголы и имена прилагательные.

Работа с єлектронным словарем «Говори правильно».

                                  Начáвший

                                 Отдáвший

                                 Заржавший

  1. Работа над темой урока.
  1. Тренинг (воссоздающее воображение)

Осенний стог сена – увидеть

 

 

 

 

серый

 

 

 

 

 

 

мрачный

 

 

 

 

 

 

почерневший

 

 

                              Осенний лист – услышать

 

 

 

 

шелестящий

 

 

 

 

 

 

шуршащий

 

 

 

 

 

 

щелкающий

 

 

                              Осенние березы – увидеть

 

 

 

 

Золотые

 

 

 

 

 

 

высокие

 

 

 

 

 

 

пожелтевшие

 

 

 

 

 

 

голые

 

 

                                Осенний лес – запах

 

 

 

 

Сырость

 

 

 

 

 

 

свежесть

 

 

 

 

 

 

пряность

 

 

 

 

  1. Работа над текстом

Первый этап (устная работа)

   Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Художник оставил около ста «осенних» картин.

   На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости; маленькие реки, кружащие в водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром. Но во всех пейзажах передана печаль сыплющихся листьев, загнивающих трав…

(К.Паустовский)

а) определить тему текста;

б) озаглавить текст;

в) найти ключевые слова.

Выписать ключевые слова, передающие действенную картину осени.

Почерневшие – какие?

Кружащие – какие?

Сыплющие – какие?

Загнивающие – какие?

Признаки предметов мы выразили при помощи причастий.

  1. Чтение материала учебника.
  2. Языковая работа с текстом.

Задание. Определить свойства прилагательных и глаголов, которыми обладает причастие.

Свойства прилагательного

Свойства глагола

Изменяется по падежам.

Изменяется по числам.

В единственном числе изменяется по родам.

Совершенный и несовершенный вид.

Настоящее и прошедшее время.

 

 

Выписать из текста словосочетания по схемам.

 

 

x

причастие

+

существительное

 

какие?

x

почерневшие

 

стога

x

 

 

причастие

+

существительное

x

чем?

 

не обитые

 

ветром

  1. Творческая работа

I вариант

Составить диалог, используя личный жизненный опыт.

II вариант

Составить творческое продолжение текста.

Образцы творческих заданий.

I вариант

Диалог

- Неужели у Левитана около ста «осенних» картин?

- Не сомневайся, Катя, нам об этом рассказывал экскурсовод в картинной галерее. А еще интересно было узнать о технике художника.

- Да. Я тоже об этом читала. На его картинах водоемы и реки напоминают прозрачное стекло.

- Мне рассказывал папа, что у Левитана были свои секреты составления красок, позволявшие передавать тайны природы.

- Теперь я понимаю, почему картины, написанные Левитаном, такие неповторимые.

II вариант

Продолжение текста

   Только закроешь глаза на мгновение, как осень закружит тебя в своем водовороте…

   Листья падают друг за другом, подхватывают песню осени. Лес, прощающийся со своим нарядом, становится грустным. Он позволяет ветру сыграть последнюю солнечную ноту.

  1. Подведение итогов урока.

Карточка самоконтроля.

Ученики заполняют карточку «Что я узнал на уроке».

  1. Разноуровневое домашнее задание.

Н

С

Д

В

Репродуктивное задание

Р-конструктивное

К-творческое задание

Творческое

Выучить правило, выполнить упражнение.

Выучить правило, выполнить упражнение, составить словарь цветовой характеристики осени (10 слов)

По опорным элементам составить текст (осень, аллея, скамья, мелодия).

Эвфонический пейзаж. Этюд «Осень в городе» с употреблением причастий.

 

Література

  1. Бухлова Н.В. Організація самоосвітньої діяльності учнів. – Харків: Основа, 2003.
  2. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи. – Москва: Просвещение, 1981.
  3. Мельникова Л.В. Русский язык и литература: Методические рекомендации // Педагогічна скарбниця Донеччини. – 2005 - №1.
  4. Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок та інтерактивні технології навчання. – К., 2003.

 

doc
Додано
8 січня 2019
Переглядів
1610
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку