Модель урока на тему "Приложение как особый вид определения"

Про матеріал
Модель уроку на тему "Приложение как особый вид определения" розрахована на учнів 8 класу, які вивчають російську мову з 1 класу. Матеріали уроку спрямовані на формування предметних і ключових компетентностей учнів.
Перегляд файлу

Урок русского языка                                8 класс  (изучение с 1 класса)         

Тема урока: Приложение как особый вид определения.

Цели урока: формирование предметных компетентностей: расширить понятие учащихся об определении, закрепить понятие о согласованных и несогласованных определениях, дать понятие о приложении как разновидности определения, формировать практические умения и навыки распознавать приложение, орфографически правильно его оформлять, обогащать словарный запас учеников;

формирование ключевых компетентностей: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление, развивать навыки работы в паре, толерантное отношение к мнению одноклассников, развивать навыки работы с источниками информации, воспитывать ответственность и самостоятельность в приобретении знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Содержание

Методы и формы работы

Деятельность учащихся

І Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения, повторить особенности стилей речи.

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговая атака».

1.Пользуясь текстом, доказать, что уместное использование второстепенных членов предложения делает речь ясной, точной, выразительной.

2.В каком стиле исполнена эта миниатюра?

Тела диких животных вылеплены любовью, страхом и голодом – главными ваятелями всего живого. Это страх наделил зайца большими ушами, голод изобрел клыки и когти, любовь украсила оленя рогами. А раскрасила эти живые скульптуры – земля родная.

Пустыня песчаная выкрасила детей своих в тона желто-песчаные, а пустыня снежная – в белоснежные. Белый песец, белая куропатка, белый полярный заяц. Белые на белом – как невидимки. Ну а летом, когда тундра становится темной? Мать-природа и это предупредила: всех на лето перекрасит в темное.

Предупредительный этот художник – природа! Так вылепит каждого и раскрасит, что остается тому только жить и радоваться.

Н.И. Сладков

Работа в группах с раздаточным материалом, наблюдение над языковым материалом, интерактивное упражнение.

Читают текст, отмечают уместность использования второстепенных членов предложения, высказывают аргументы в пользу своего мнения.

Определяют стиль речи, называя отличительные стилевые черты.

ІІ Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности.

Пробудить познавательный интерес учащихся

Слово учителя: один из персонажей шпионского сериала поучал своих агентов: «Мы, сыщики, должны мыслить местоимениями и глаголами: он сказал, они встретились, она передала.» В чем ошибка такой формулировки? Сможет ли агент разыскать преступника, если его описание будет составлено только из местоимений и глаголов?

Учащиеся указывают, что для более точного описания необходимы второстепенные члены предложения. Группы предлагают, например, такое описание: Мужчина лет сорока, среднего роста, в темном костюме и в черной шляпе, с зонтиком-тростью в руках.

Учащиеся приходят к выводу, что благодаря использованию разных видов определения речь становится более точной и образной.

Проблемный вопрос, групповая работа

Учащиеся находят решение проблемного вопроса и предлагают более верный вариант описания (обогащенный определениями и другими второстепенными членами предложения)

ІІІ Работа над темой урока

Коллективное ознакомление с теоретическим материалом учебника

 

Расширить знания учащихся об определении, познакомить с его особым видом – приложением и орфограммой «Дефис и кавычки при приложении».

Развивать навыки работы с источниками информации

1.Учащимся для разбора предлагаются 2 предложения: Издалека течет река Десна. Над Десной-рекой мерцают звезды.

Проблемный вопрос: почему в первом предложении нет дефиса, а во втором – дефис ставится?

  1. Изучение теоретического материала, создание блок-схемы «Приложение»
  2. Изучение теоретического материала об орфограмме «Дефис и кавычки при приложении»
  3. Упражнение 108 (каждая группа получает одно предложение с заданием: найти приложение и охарактеризовать его по схеме, объяснить написание).

Коллективное решение вопроса

Создание блок-схемы

Выполнение упражнения.

1.Учащиеся производят разбор предложения и чувствуют затруднение в ответе на вопрос о постановке дефиса.

2. Создают блок-схему (форма на  выбор  группы), в которой отражают синтаксическую роль приложения, морфологическое выражение, лексическое наполнение, примеры.

IV Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Научить школьников использовать приложения в своей речи, правильно записывая его.

Развивать умение работы в паре, группе

1.Составить диалог на тему «Профессия, которая меня привлекает», используя приложения, которые пишутся через дефис. В качестве вспомогательного материала можно использовать материал упражнения 111.

2. Упражнение 109 – записать предложения, в которых есть приложение, объяснить написание дефиса. Выполнить взаимопроверку.

3. Групповая работа: Предложенные учителем карточки-примеры распределить на группы: пишутся через дефис, без дефиса, в кавычках, нет приложения.

Работа в паре

Анализ языковых единиц.

Взаимопроверка.

Работа в группе

Составляют диалог, записывают определяемые слова с приложениями.

При выполнении предложения повторяют пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым».

При выполнении группового задания систематизируют знания о приложении.

V Подведение итогов урока

Обобщить знания о приложении, закрепить умение использовать его в речи.

Назвать отличительные черты приложения.

Привести пример определяемого слова с приложением.

Интерактивный прием «Микрофон»

Называют особенности приложения, приводят примеры.

VI Рефлексия

Развивать критическое мышление учащихся

Какие определения вы бы использовали для описания урока, вашего настроения, ваших достижений?

Метод «Снежный ком»

Учащиеся подбирают примеры

VII Домашнее задание

Закрепить полученные на уроке знания и навыки в процессе выполнения домашнего задания.

На выбор учеников: упражнение 112 (ІІ задание); подготовить материал для игры «Верю – не верю» (на орфограмму «Дефис в приложении»); составить описание своего знакомого, используя разные виды определения, включая и приложение.

Творческая работа

Выбирают интересный для них вид работы.

 

 

docx
Додано
15 січня 2019
Переглядів
1094
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку