Тема урока: «Фразеологизмы»
Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма занятия: урок-игра
Цепи урока:
-обобщить и расширить знания о фразеологизмах, их происхождении, значении, употреблении;
-расширить активный словарь;
-вызвать интерес и любовь к русскому языку, его точности, образности, эмоциональности;
-учить использованию фразеологизмов в собственной речи;
-воспитывать чувства дружеского плеча, желания помогать и поддерживать друг друга.
Тема урока: «Фразеологизмы»
РР. «День рождения», «Друзья». Читаем вслух текст с соблюдением орфоэпических правил и установкой на понимание содержания текста, определение лексических средств. Говорим: составляем диалог по предложенной ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма занятия: урок-игра
Цепи урока:
- обобщить и расширить знания о фразеологизмах, их происхождении, значении, употреблении;
- расширить активный словарь;
- вызвать интерес и любовь к русскому языку, его точности, образности, эмоциональности;
- учить использованию фразеологизмов в собственной речи;
- воспитывать чувства дружеского плеча, желания помогать и поддерживать друг друга.
«Самородки и самоцветы родного языка»
(А. И. Ершов)
Ход урока
I этап. Звучит мелодия из мультфильма «Волшебницы Винке».
Учитель. Наша фея Блум попала в заточенье крепости. Она находится за этой кирпичной стеной. Мы сможем освободить девушку, убрав поочередно каждый кирпичик. Но стена рухнет при условии, если все мы покажем хорошие знания.
- Итак, бы согласны оказать помощь Блум.
( После каждого успешно выполненного задания поочередно убираются кирпичики и, убрав последний, прочитываются строки:
Гордиев узел мы развяжем, Когда свои знания покажем. Лавровый венок не хотим, А просто Блум освободим.
1 кирпичик «Что мы знаем о фразеологизмах?»
2 кирпичик Объяснить значение фразеологизмов.
1. Набрал в рот воды (замолчал).
2. Песенка спета (конец чего-нибудь).
3. Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха).
4. Ни в зуб ногой («е выучил, ничего не знает).
5. Капля в море (мало).
6. Как у воду опущенный (грустный):
7. Как бельмо на глазу (мешает что-то).
8. Куры не клюют (чего-то очень много).
9. Встать с девой ноги (в человеке произошли неприятные перемены).
10. Как две капли воды (очень похожи).
11. Зарубить на носу (крепко запомнить).
12. Круглый ноль (ничего из себя не представляет).
13. Ход конем (удачное-дело).
14. Играть первую скрипку (лидировать).
Задание: разобрать фразеологизмы по частям речи (на выбор).
3 кирпичик Творцы фразеологизмов
Внимательно послушайте устойчивые сочетания, попытайтесь определить: представители каких профессий стали творцами данных словосочетаний.
1. Сгущатъ краски (приврать) - художник
2. Играть первую скрипку (лидировать) - музыкант
3. Открывать Америку (приписывать себе то. о чем давно известно) - путешественники
4. Ждать с моря погоды(ничего не делать) - моряки
5. Петь с чужого голоса (пересказывать чужую ложь) - певцы
6. Брать на придел (контролировать) - стрелки
7. Ход конем (удачное дело) - шахматисты
8. Стричь под одну гребенку (никого не выделять) - парикмахеры
9. На живую нитку (выдуманное дело) - швеи.
Задание: работа в группах:
1-ая группа—выбрать все прилагательные с данных фразеологизмов;
2-ая группа—подобрать определения-прилагательные к слову «дружба» (крепкая, верная, настоящая, забытая, юношеская).
4 кирпичик Читаем текст
«Про верную дружбу»
На одной улице жили три мальчика. Один мальчик любил собирать всякие железки, винтики, гаечки. Он мог потягаться с любым из ребят в конструировании из них машин и самолетов. Второй мальчик любил слушать разные истории про старину. Не было ему равных в мастерстве запоминания дат различных событий. А третий любил копаться в песке. Мальчики были не разлей вода и всегда помогали друг другу. Потом они выросли.
Первый мальчик стал хорошим инженером, второй—известным историком, а третий - знаменитым экскаваторщиком. Они продолжали дружить, приходили друг другу на помощь в трудную минуту.
Однажды, когда а экскаваторщик копал канаву, его машина сломалась. А инженер, его друг, пришел и починил.
Экскаватор стал копать дальше. И выкопал какой-то старый кувшин. Друг-историк сказал, что это старинный кувшин и что ему место в музее.
Задание: придумать окончание этого рассказа.
Отвечайте на вопросы:
- чем увлекался каждый из ребят?
- в чем проявилась дружба мальчиков?
- кем стали ребята, когда выросли?
-забыли ли они о своей детской дружбе?
В жизни всякое может СЛУЧИТЬСЯ.
И, коль дружба у вас крепка,
Ты не дай ей на веки разбиться
Из-за всякого пустяка.
Задание: У выделенных словах определите количество букв и звуков.
5 кирпичик Работа в парах
Задание: Придумать два предложения так, чтобы в первом это сочетание было употреблено в прямом смысле, а во втором оно выступало в роли фразеологизма.
Медведь на ухо наступил
Три ручья
Тыщу лет назад
Прикусить язык
Как кошка с собакой
В трех соснах
Вылететь в трубу
5 кирпичик Подбери пару
1. |
Водить за нос |
Морочить голову |
2. |
Глядеть в оба |
Держать ухо востро |
3. |
Закрывать глаза на что-то |
Смотреть сквозь пальцы |
4. |
Тьма кромешная |
Не видно ни зги |
5. |
Ни слуху ни духу |
Ни ответа ни привета |
6. |
Пальчики оближешь |
Язык проглотишь |
7. |
Переливать из пустого в порожнее |
Носить воду решетом |
6 кирпичик Найди пару
Задание: Найти пару по принципу противоположности
1. |
Душа в душу |
Как кошка с собакой |
2. |
Сидеть на чужой шее |
Жить своим горбом |
3. |
Хоть пруд пруди |
Кот наплакал |
4. |
Не видно ни зги |
Хоть иголки собирай |
5. |
Заварить кашу |
Расхлебывать кашу |
6. |
Повесить нос |
Воспрянуть духом |
7. |
Чуть свет |
На ночь глядя |
8. |
Сидеть сложа руки |
Не покладая рук |
9. |
Слезы в три ручья |
Зубы скалить |
7 кирпичик Перевод
Задание: Перевести фразеологические обороты с украинского языка на русский
1. Прикусити язика — прикусить язык;
2. Торішній сніг — прошлогодний снег;
3. Як на долоні - как на ладони;
4. Як на голках - как на голках;
5. Очі на мокрому місці — глаза на мокром месте;
6. Язик без кісток — язык без костей;
7. На руках носить - носить на руках;
8. Товкти воду в ступі - толочь воду в ступе.
9 кирпичик Соедини пару
8 кирпичик Соедини пару
Задание: Соединить стрелками парт фразеологизмов, имеющих общие значения в русском и украинском языках
1. Знову за рибу гроші Остаться на бобах
2. Ні до ладу ні до прикладу Держать в ежовых рукавицах
3. Тримати в залізному кулаці Ни к селу ни к городу
4. Спіймати облизня Опять двадцать пять
5. Накивати п'ятами Навострить лыжи
9 кирпичек Подобрать фразеологизмы в русском языке, соответствующие украинским фразеологизмам
1. Кіт наплакав Капля в море; с гулькин нос
2. За царя Хмеля При царе Горохе
3. Неначе язиком корова злизала И след простыл
4. Сам не свій Не в своей тарелке
5. Сьома вода ни киселі Двоюродный брат моему плетню
История фразеологизмов
Игра не стоит свеч
Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картежников, говоривших так об очень небольшом выиграше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.
Быть баклуши
В старину отколотые от полена чурки (заготовки для деревянной посуды} называли баклушами. Их заготовление считалось легким, не требующим усилий и особых умений. Сейчас мы употребляем выражение для обозначения безделья.
Дойти до ручки
В древней Руси качали выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку- Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим или собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал ее съесть, говорили: дошел до ручки. И сегодня это выражение обозначает: совсем опуститься.
Мальчик для битья
Мальчиками для битья в Англии и других европейских странах 15-18 веках называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и получали телесное наказание за провинности принца. Эффективность такого метода была не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась сильная эмоциональная связь.
Всыпать по первое число
В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от порки в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число»
10 кирпичик Рисунки- подсказки
Задание на экране вы увидите рисунки и среди них, конечно, есть работы наших учеников, выполнивших домашнее задание. С помощью рисунков-подсказок вы должны отгадать фразеологизмы.
- На воре и шапка горит.
- Задирать нос.
- Развесить уши.
- Медведь на ухо наступил.
- Потерять голову.
- На воре и шапка горит.
- Задирать нос.
- Развесить уши.
- Медведь на ухо наступил.
- Потерять голову.
- Держать в ежовых рукавицах.
- Между двух огней.
- В трех соснах.
- Водить за нос.
- Смотреть сквозь пальцы.
- Пальчики оближешь.
- Вешать лапшу на уши.
- Кот наплакал.
Задание: Разыграем диалогическую ситуацию «Как ты отпраздновал свой День рождения?»
- Рита, как ты отпраздновала свой День рождения?
- Было очень весело. Поздравить меня пришли друзья. Они подарили мне фотоальбом и энциклопедию «Подводный мир».
- А старшая сестра Настя не забыла о твоем торжестве?
Конечно, нет. Она приготовила для меня сюрприз. Какой?
Подарила мне забавного щенка.
Вот это действительно настоящий сюрприз.
Домашнее задание. Написать бургер-ессе «Какие фразеологизмы вы хотели бы включить в свою речь?»