Тема. Второстепенные члены предложения
Цель: формирование предметных компетентностей: расширить знания учащихся о второстепенных членах предложения, развивать умение определять главные и второстепенные члены, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
Формирование ключевых компетентностей: активизировать познавательную деятельность, развивать навыки работы в парах, группах, развивать навыки работы с информационными материалами, воспитывать самостоятельность, ответственность, толерантность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица.
Ход урока
Знание — орудие, а не цель.
Л.Н. Толстой
I. Мотивация учебной деятельности.
Чтение эпиграфа, работа с ним:
- Согласны ли вы со словами великого писателя?
- Как вы понимаете эти слова? Можете ли вы подтвердить свое мнение примерами из собственного опыта?
ІІ Актуализация опорных знаний.
Запишите эпиграф урока и разберите предложение.
(учащиеся повторяют понятие грамматическая основа, главные члены предложения, виды сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым)
ІІІ Объявление темы урока.
Сравните предложения и сделайте вывод о роли второстепенных членов в речи.
Утро наступило. Долгожданное утро нового года наступило.
Поднялся ветер. На побережье внезапно поднялся холодный ветер.
Каждой группе предлагается тема для выступления перед классом:
- На какие группы делятся члены предложения?
- Виды второстепенных членов и способы их определения.
- Что такое дополнение?
- Что такое определение?
- Что такое обстоятельство?
- Роль второстепенных членов в предложении.
IV Систематизация и закрепление знаний.
Упражнение 99. Определение второстепенных членов предложения.
1 группа выписывает нераспространенное предложение (4) и распространяет его обстоятельством.
2 группа выписывает предложение с дополнением (1) и распространяет его обстоятельством
5 группа – предложение, в котором есть все виды второстепенных членов (3)
- Отгадайте загадки и запишите ответы. Укажите второстепенные члены.
- Если бы вам предложили сыграть в морской бой, только кораблики - это члены предложения. Сколько корабликов у вас могло бы быть? И сколько мачт у каждого кораблика? (2 кораблика: один имеет 2 мачты (подлежащее, сказуемое), второй – 3 мачты (дополнение, определение, обстоятельство)
3. Интерактивный прием «Микрофон»:
V Домашнее задание
Выучить вопросы второстепенных членов. Выполнить упражнение в Learning Apps или упражнение 102 (задание IV).