Тема урока: Причастный оборот
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, репродукции картин о зиме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний..
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети, садитесь.
Я ваш учитель, вы улыбнитесь!
Обстановка у нас непривычная, но работаем как обычно,
Приложим вместе старания и получим новые знания,
Проверим, все ли на партах в порядке,
Готовы ль к работе ручки, тетрадки.
Меня зовут Ольга Николаевна,
сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи. А теперь начнем работу.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Начнем урок с загадки.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
- О чем эта загадка?
2. Метод «Ассоциативный куст».
- Что вы знаете о причастии?
- Для того чтобы закрепить грамматические признаки причастия, выполним следующее задание.
3. Запись в тетради.
- Спишите предложение, выпишите причастие, определите его грамматические признаки.
Падающий хлопьями снег преображает город.
Падающий – несов. в., наст. в., сов. в., м. р., ед. ч., И. п,
Взаимопроверка.
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки, кто одну ошибку? В определении каких признаков допустили ошибку?
- Как изменяется причастие? Каким членом предложения является?
4. Задание.
- Выпишите и данного предложения словосочетания с причастием, выполните их синтаксический разбор (2 ученика возле доски).
Падающий хлопьями Падающий снег
- Какой вывод мы можем сделать? (Причастие может выступать и главным словом и зависимым).
3. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, вы увидели, что причастие может иметь зависимое слово (или зависимы слова). И тогда причастие с зависимым словом образует причастный оборот.
4. Объявление темы и целей урока.
- Запишите тему урока. Сформулируйте цели нашего урока.
- Итак, цели нашего урока: мы должны знать, что такое причастный оборот, его синтаксическую роль в предложении; уметь находить причастный оборот в предложении.
5. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником.
- Прочитайте правило на странице 102 (учебник под ред. Е.В. Малыхиной).
- Что называется причастным оборотом?
- Какова синтаксическая роль причастного оборота?
- Переведите словосочетание причастный оборот на украинский язык.
2. Анализ предложений.
- Ребята, в предложении причастный оборот может как выделяться, так и не выделяться запятой.
Задание. Запишите предложения, найдите и подчеркните причастный оборот.
Улицы и парки Харькова, укрытые снеговой шалью, напоминают сказочное царство.
Укрытые снеговой шалью улицы и парки Харькова напоминают сказочное царство.
3. Метод «Мозговой штурм».
- Чем отличаются эти предложения?
- Как вы думаете, почему в одинаковых по смыслу предложениях разные знаки пунктуации?
- Проверим ваши предположения по учебнику (стр.103)
- Верны ли ваши предположения?
- Выделите в предложениях определяемые слова.
- При каких условиях выделяем причастный оборот на письме запятыми? (Прокомментируйте графическую схему)
- А теперь на практике будем применять наши знания.
6. Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах (по рядам). Задание «Синтаксические пазлы».
- Из пазлов, которые лежат у вас на партах, соберите предложение. Запишите его, расставьте знаки препинания, определите синтаксическую роль причастных обротов, выделите вертикальной линией причастные обороты,
1) Приятно пройти зимой по аллям парка имени Горького реконструированного недавно для жителей города.
2) Согнувшиеся под тяжестью снега стволы деревьев образовали ска- зочные арки.
3) Поражает красота зимнего парка погрузившегося в ледяной сон.
- Что мы научились выделять в предложениях?
- Когда причастные обороты не выделяются запятой?
- Какой темой связаны предложения?
- Определите тип речи.
2. Творческая работа.
- Продолжим работу над текстом. За окном зима, и я предлагаю совершить вам прогулку в зимний парк.
Задание. Составьте 4-5 предложений по опорным словосочетаниям. Кому сложно справиться с текстом, работает с карточкой. В предложениях выделить определяемые слова, подчеркнуть причастные обороты.
Опорные словосочетания.
Сверкающий на солнце;
покрытые шапками снега;
украшенные зеркальными льдинками;
замерзшие от сильного мороза;
вспорхнувший с ветки воробей;
открывающийся перед глазами пейзаж.
Карточка.
Спишите. Расставьте пропущенные знаки препинания и орфограммы, выделите причастный оборот.
Особенно красив зимний парк застывший в таинстве(н,нн) ой тишине. Недавно выпавший снег искрит(?)ся на солнце рос..ыпью бри(л,лл) иантов. На заснеженной полянке чернеют деревья лишенные листвы. Вот наклонилась закутанная в ин…й березка. Воздух пронизанный мерцающими пылинками захватывает дух.
Проверка.
- Прочитайте полученные тексты.
- Какова роль причастных оборотов в речи? (Они позволяют сделать речь яркой, образной, выразительной).
7. Диагностика усвоения.
- Народная мудрость гласит: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал».
Выполнение теста.
Проверка.
8. Подведение итогов урока. Метод «Микрофон».
- Какие цели ставили?
- Достигли ли мы цели? Чему научились?
- Ребята, сегодня мы хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
9. Рефлексия.
- Выберите и поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.
9. Домашнее задание (по выбору):
1) мини- сочинение «Зима в моем дворе», используя причастные обороты;
2) выписать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 5 цитат с причастным оборотом.
1