Урок природоведения
в 1 классе
Тема: Птицы.Помощь
птицам зимой.
Разработал
учитель начальных классов
высшей категории
Одесской СШ №117
Кравец Наталия Ивановна
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии:информационно-коммуникационная, личностноориетированная
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: Экран, ноутбук, запись музыки для релаксации, музыкальный клип, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов.
Тема урока: Птицы. Помощь птицам зимой.
Цели:
Ход урока.
- Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Всё ль в порядке?
Всё ль на месте?
И урок начнём мы вместе.
(на фоне музыки для релаксации) Слайд 2.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение. Дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки.
- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из вас может назвать их?
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
- Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?
- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и оздоравливают растения от вредных насекомых.
- Сейчас я вам предлагаю внимательно посмотреть музыкальный клип и определить тему нашего урока.
- Итак, какова же тема нашего урока?
- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?
- А чему бы хотели научиться?
- Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту птицу.
IV. Изучение нового материала.
-Что это за птичка? Слайд 3 (Дятел)
- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)
- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки-летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)
- Молодцы!
- А это что за птичка? Слайд 4 (Воробей)
- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?
(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора и бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у
которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.
Воробей не ходит, а прыгает. Эти птички часто купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и пыли.)
- Как вы думаете, а какую пользу приносят воробьи? (Воробьи уничтожают многих насекомых-вредителей. Кормят своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали.)
- А эту птичку вы узнали? Слайд 5(Синица)
(Синичка очень подвижная птичка. Она может висеть вниз головой, держась на тончайших веточках. )
- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых – вредителей)
- А эта птичка называется клёст.
Слайд 6 (Клёст)
- У клеста необычный клюв - с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.
Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться...
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)
- Продолжаем знакомиться с птицами.
«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». Слайд 7 (Сорока)
- А это кто?
Слайд 8 (Снегирь)
- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)
(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Снегирь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.
Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.
- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
- Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек.
- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.
- Чем кормятся птицы и что они любят, расскажут ребята.
(Рассказывают заранее подготовленные ученики.)
1) Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.
2) А я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка. Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.
3) Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки – любимое лакомство для них.
- А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.
VI. Закрепление.
- Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.
- Почему именно эти лакомства вы выбрали?
- Молодцы, вы все справились с заданием!
-А знаете ли вы, ребята, почему некоторые птицы осенью улетают в тёплые края?
-Аисты, ласточки, дикие гуси, жаворонки, журавли и другие улетают на зиму на юг. Не потому что холодно - перья бы их согрели.
А потому что голодно. Исчезают насекомые, замерзают пруды, реки, невозможно найти себе пищу. А весной птицы возвращаются и выводят птенцов. Слайд 9.
VII. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А что было трудно?
- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево.
Напоминаю, что
зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»;
желтый – «получилось, но не всё, что задумал»;
красный – пока многое не получается, нужна помощь».
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
- Спасибо, дети, за урок! Слайд 10.
1