Урок природознавства "Горные породы"

Про матеріал
Урок природознавства "Горные породы" розроблено для третього класу шкіл з російською мовою навчання
Перегляд файлу

Урок природоведения в 3 классе.

 

Тема: Горные породы. Что такое полезные ископаемые.

Цель: 1. Формирование представлений о горных породах, в частности — о полученных ископаемых, их происхождении и добыче.

  1.                   Развивать наблюдательность, навыки работы с наглядным материалом и картой, умение различать виды полезных ископаемых.
  2.                   Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, гордость за естественные богатства своей Родины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, горных пород, иллюстрации, карты полезных ископаемых и промышленности Украины.

 

Ход урока

 

  1.                   Сообщение темы и задач урока.
  •                     Сегодня мы расширим ваши знания о горных породах — естественных телах, которые находятся на Земле и её поверхности. Это и гранитные горы, которые возвышаются на западе и юге нашей страны, это песок и глина, которые лежат у нас часто прямо под ногами, это и каменная соль, которая находится под землёй в разных местах Украины. Их значение и роль в жизни человека мы сегодня также определим, узнаем, почему они называются полезными ископаемыми, каковы их виды и каково значение и роль в жизни человека.
  1.                   Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации

  •                     Горные породы называют природными богатствами. Какие же это богатства, если их так много на земле и в её недрах? А может люди их недаром так называют?

Чтобы ответить на этот вопрос правильно, послушайте несколько загадок и попробуйте разгадать их:

  • Чёрный, блестящий, в воде тонет, в огне горит. (Каменный уголь)
  • Что называют "чёрным золотом", "жидким золотом", "чёрной кровью", "земляным маслом"?
  • В земле лежит, по трубам бежит, машинам даёт жить. (Нефть)
  • Бурый, мягкий, из растений состоит, легко горит. (Торф)
  • Маленькое, беленькое, по чёрному полю скачет, след оставляет. (Мел)
  • Даёт и свет он, и тепло,

Его увидеть нелегко.

Откроешь кран — он зашипит,

От спички сразу же горит. (Природный газ)

После разгадывания и обсуждения загадок — вывод: горные породы действительно являются богатствами, так как люди добывают их в природе и используют в жизни. Именно поэтому такие горные породы и называют полезными ископаемыми.

  1.                   Актуализация опорных знаний.

Беседа.

  •                     Какие ещё полезные ископаемые вы знаете?
  •                     На какие группы они делятся?
  •                     Как люди их используют?
  1.                   Первичное восприятие и осознание нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

План рассказа

  1.                   Горные породы — это тела неживой природы. Они бываю в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразные.
  •                     Приведите примеры твёрдых, жидких и газообразных горных пород.

В нашем городе строится много зданий. На них нужно большое количество песка, цемента, известняка и гранита. Чтобы изготовить разнообразные машины, самолёты, необходим чугун, сталь, медь, алюминий. Их выплавляют из железной, алюминиевой, медной руды. Для отопления жилых домов, промышленных предприятий, для движения поездов, автомобилей, нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф. Все эти вещества залегают в недрах земли. Без них мы не могли бы создать и пользоваться такими предметами, как стакан, тарелка, столовые приборы, даже одежда. Ручки, которыми пишем, тоже изготовлены из переработанных полезных ископаемых.

2. Как же люди узнают о местонахождении полезных ископаемых?

"Гео" — по-гречески Земля. "Логос" — наука.

Геология — наука о земле. Геологи — те люди, которые изучают, из чего состоит наша планета. Глубоко в земле залегли полезные ископаемые — руды, нефть, газ, драгоценные металлы. Людей, которые выясняют, где находятся месторождения, называют разведчиками недр.

А чтобы добыть полезные ископаемые, нужно до них добраться. Поэтому люди роют карьеры (открытая работка), сооружают шахты и бурят скважины (закрытая разработка).

  1.                   Все полезные ископаемые делятся на 3 большие группы.

Дети открывают тетрадь на странице 35.

По ходу беседы и выполнения практической работы заполняют схему:

 

 

 

 

 

 

  1.                   Сейчас мы выполним небольшую практическую работу.
  •                     Рассмотрите образцы полезных ископаемых.

а) Торф.

Свойства торфа:

  •                     легче воды;
  •                     горюч;
  •                     легок, порист.

Образуется из мха. Используется как топливо и удобрение для полей.

б) Каменный уголь.

Свойства каменного угля:

  •                     тяжелее воды;
  •                     чёрный, блестящий;
  •                     горюч.

Образовался в течении миллионов лет из остатков погибших растений.

(Рассматривают под лупой образцы природного угля и торфа)

Помните!

Запасы угля не восстанавливаются, поэтому люди стараются бережно относится к вещам, изготовленным из каменного угля: расчёски, резинки, капроновые чулки, корабельные канаты.

в) Нефть.

Свойства: густая жидкость чёрного цвета. Добывается из глубоких скважин. Транспортируется по широким трубам нефтепроводов. Из нефти делаются горюче-смазочные материалы и некоторые виды искусственных волокон.

г) Природных газ.

Свойства: бесцветен, без запаха. Используется как топливо, так как хорошо горит и при сгорании выделяет тепло.

Вывод: полезные ископаемые, которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла — горючие. Используются в основном как топливо.

(Заполняем таблицу п. 1)

д) Руда.

Рудой называют такое вещество, которое содержит в себе ценные или полезные металлы в таком количестве, такого качества и в таких химических соединениях, которые делают экономически выгодной добычу их для выплавки из них металла.

Руды бывают: железные, медные, свинцовые, никелевые, марганцевые и другие.

В Криворожском бассейне богатое месторождение железной руды. Рассмотрите образцы. Обратите внимание, что руда красно-бурого цвета, тяжёлая из-за содержания в ней железа. Её добывают двумя способами (иллюстрации: "Карьер", "Шахта"), перерабатывают, получая сталь, чугун, прокат (иллюстрации: "В горячем цеху", "Готовый прокат").

(Заполните таблицу п. 2.)

е) Нерудные полученные ископаемые — те, которые добывают и используют без переработки. Это: соль, глина, песок, мел, гипс, гранит, мрамор.

  •                     Рассмотрите образцы этих полезных ископаемых.

Расскажите, как они используются. Что вы знаете об этом? Заполните таблицу 3.

  1.                   Закрепление и осмысление знаний.

1. Работа с учебником. С помощью статьи на странице ответить на вопросы в тетради на странице 35.

2. Проблемный вопрос: - Нужно, или нет, экономно расходовать полезные ископаемые? Зачем об этом заботится, если их так много?

  1.                   Итоги.
  •                     Что такие горные породы?
  •                     Что такое полезные ископаемые?
  •                     На какие группы их разделяют?
  •                     Почему горные породы нужно расходовать экономно? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.
  1.                   Оценивание работы учащихся на уроке.
  2.                   Домашнее задание.

1. Проработать статьи "Что такое горные породы", "Что такое полезные ископаемые", "Горные породы нуждаются в охране".

  1.                    Закончить выполнение задания в тетради.

 

docx
Додано
27 січня 2020
Переглядів
1124
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку