Урок природоведения в 3 классе.
Тема: Горные породы. Что такое полезные ископаемые.
Цель: 1. Формирование представлений о горных породах, в частности — о полученных ископаемых, их происхождении и добыче.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, горных пород, иллюстрации, карты полезных ископаемых и промышленности Украины.
Ход урока
Создание проблемной ситуации
Чтобы ответить на этот вопрос правильно, послушайте несколько загадок и попробуйте разгадать их:
Его увидеть нелегко.
Откроешь кран — он зашипит,
От спички сразу же горит. (Природный газ)
После разгадывания и обсуждения загадок — вывод: горные породы действительно являются богатствами, так как люди добывают их в природе и используют в жизни. Именно поэтому такие горные породы и называют полезными ископаемыми.
Беседа.
Рассказ учителя с элементами беседы.
План рассказа
В нашем городе строится много зданий. На них нужно большое количество песка, цемента, известняка и гранита. Чтобы изготовить разнообразные машины, самолёты, необходим чугун, сталь, медь, алюминий. Их выплавляют из железной, алюминиевой, медной руды. Для отопления жилых домов, промышленных предприятий, для движения поездов, автомобилей, нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф. Все эти вещества залегают в недрах земли. Без них мы не могли бы создать и пользоваться такими предметами, как стакан, тарелка, столовые приборы, даже одежда. Ручки, которыми пишем, тоже изготовлены из переработанных полезных ископаемых.
2. Как же люди узнают о местонахождении полезных ископаемых?
"Гео" — по-гречески Земля. "Логос" — наука.
Геология — наука о земле. Геологи — те люди, которые изучают, из чего состоит наша планета. Глубоко в земле залегли полезные ископаемые — руды, нефть, газ, драгоценные металлы. Людей, которые выясняют, где находятся месторождения, называют разведчиками недр.
А чтобы добыть полезные ископаемые, нужно до них добраться. Поэтому люди роют карьеры (открытая работка), сооружают шахты и бурят скважины (закрытая разработка).
Дети открывают тетрадь на странице 35.
По ходу беседы и выполнения практической работы заполняют схему:
а) Торф.
Свойства торфа:
Образуется из мха. Используется как топливо и удобрение для полей.
б) Каменный уголь.
Свойства каменного угля:
Образовался в течении миллионов лет из остатков погибших растений.
(Рассматривают под лупой образцы природного угля и торфа)
Помните!
Запасы угля не восстанавливаются, поэтому люди стараются бережно относится к вещам, изготовленным из каменного угля: расчёски, резинки, капроновые чулки, корабельные канаты.
в) Нефть.
Свойства: густая жидкость чёрного цвета. Добывается из глубоких скважин. Транспортируется по широким трубам нефтепроводов. Из нефти делаются горюче-смазочные материалы и некоторые виды искусственных волокон.
г) Природных газ.
Свойства: бесцветен, без запаха. Используется как топливо, так как хорошо горит и при сгорании выделяет тепло.
Вывод: полезные ископаемые, которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла — горючие. Используются в основном как топливо.
(Заполняем таблицу п. 1)
д) Руда.
Рудой называют такое вещество, которое содержит в себе ценные или полезные металлы в таком количестве, такого качества и в таких химических соединениях, которые делают экономически выгодной добычу их для выплавки из них металла.
Руды бывают: железные, медные, свинцовые, никелевые, марганцевые и другие.
В Криворожском бассейне богатое месторождение железной руды. Рассмотрите образцы. Обратите внимание, что руда красно-бурого цвета, тяжёлая из-за содержания в ней железа. Её добывают двумя способами (иллюстрации: "Карьер", "Шахта"), перерабатывают, получая сталь, чугун, прокат (иллюстрации: "В горячем цеху", "Готовый прокат").
(Заполните таблицу п. 2.)
е) Нерудные полученные ископаемые — те, которые добывают и используют без переработки. Это: соль, глина, песок, мел, гипс, гранит, мрамор.
Расскажите, как они используются. Что вы знаете об этом? Заполните таблицу 3.
1. Работа с учебником. С помощью статьи на странице ответить на вопросы в тетради на странице 35.
2. Проблемный вопрос: - Нужно, или нет, экономно расходовать полезные ископаемые? Зачем об этом заботится, если их так много?
1. Проработать статьи "Что такое горные породы", "Что такое полезные ископаемые", "Горные породы нуждаются в охране".