Урок по математике в 11 классе (русский язык обучения)
Тема урока: «Производная и её применение»
Цели:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель нашего урока – повторить основные формулы и правила дифференцирования, узнать основные направления применения производной в разных областях науки и техники. Рассмотрим на примерах решения задач, как применяется производная в различных областях науки.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Производная – одно из фундаментальных понятий математики, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. Производная в математике показывает числовое выражение степени изменений величины, находящейся в одной и тоже точке, под влиянием различных условий.
Формула производной встречается нам ещё в 15 веке. Производная позволяет нам рассмотреть вопрос насколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия, в архитектуре, при строительстве различных зданий и т.д.
Понятие производной возникло в XXVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач по физике, механике и математики, но в первую очередь следующих двух: определение скорости прямолинейного движения и построения касательной к прямой.
Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
Производной функции y = f(x) в данной точке x0 называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
Обозначение производной: . Тогда или
.
Операция нахождения производной называется дифференцированием.
значение производной функции в точке : .
А уравнение касательной к функции в точке имеет вид: .
Если функция возрастает, то f ′(x)>0 на этом интервале.
Если функция убывает, то f ′(x)<0 на этом интервале.
Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и а(t) = v’(t).
Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций и правила дифференцирования.
Таблица производных элементарных функций:
c′ = 0 x′ = 1 ( xn)′ = n xn-1 ( x2)′ = 2x ()′ = ( )′ = -
|
Производная суммы (u+v)'= u' + v';
|
Знание таблицы производных - это инструмент, с помощью которого можно решать задачи, как по математике, так и по физике, химии, географии, биологии, экономике и другим наукам.
Рассмотрим на примерах решения задач, как применяется производная.
Задание 1.
1) Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x) = - x2+ 4x в точке х0=1.
Решение: f ′(х) = - 2х + 4; k = f ′(1) = - 2∙1 + 4 = 2. Ответ: 2.
2) Найти tg α, угла наклона касательной к графику функции f(x) = 2x2 + 8x – 3 в точке х0=-3
Решение: f ′(х) = 4х + 8; tg α = f ′(-3) = 4∙(-3) + 8 = - 4. Ответ: - 4.
Задание 2.
Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x3 – 2х в точке М (3;3).
Решение: Уравнение касательной .
f ′(x) = х2- 2
f ′(3) = 32- 2 = 7
у – 3 =7(х-3)
Ответ: у = 7х – 18.
Задание 3.
Решение: Df =R ; f ′(x) = 5>0. Функция возрастает.
Решение: Df =R ; f ′(x) = - 7 < 0. Функция убывает.
|
|
1 |
(1;5) |
|
+ |
0 |
– |
|
? |
4 |
? |
|
|
? |
|
Ответ: а) На промежутке ( -7;1) f ′(x) >0. Функция возрастает.
б) На промежутке (1;5) f ′(x) < 0. Функция убывает.
в) fmax = 4.
Вывод: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция – монотонно возрастающая.
ІІІ.Подведение итогов занятия
ІV.Задание на дом
Какая из указанных функций возрастающая, а какая убывающая в области определения:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
возрастающей функции нет |