Урок-путешествие по теме " Лексикология"

Про матеріал

Обобщающий урок по теме " Лексикология".Ученики путешествуют по разным планетам, каждая из них ассоциируется с новым типом заданий. На уроке используются творческие задания, на определение диалектных слов, синонимов,антонимов. Ученики самостоятельно и при помощи толкового словаря дают лексические значения словам.

Перегляд файлу

Урок- путешествие по планетам системы Лексикологи.

Систематизация и обобщение изученного по теме « Лексикология»

 Цели:  Систематизировать и обобщить с учащимися знания, умения и навыки, полученные по данному разделу. Закрепить умение давать толкование лексического значения слова, определять, к какому лексическому пласту относится то или иное слово, навык различения слов различных лексических пластов, правильно  употребления их в речи.  Прививать учащимся любовь к родному языку, культуре.

Задачи: Проконтролировать умение учащихся распознавать различные единицы лексики и объяснять лексическое значение слова на основе творческих заданий.  Развивать устную и письменную речь учащихся. Развивать творческие способности учащихся. Показать богатство русского языка.Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование урока: Презентация Microsoft Power Point, карточки с заданиями.

Ход урока

Русский народ создал русский язык..,

яркий, как радуга, вслед весеннему ливню,

меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью,

 певучий и богатый.

Л.Н. Толстой

І. Организационный момент (10мин)

Вступительное слово учителя:

Лев Николаевич Толстой писал: (читаю эпиграф к уроку). Сегодня, применяя знания, полученные при изучении нашего предмета, попробуем убедиться в словах великого писателя. В конце урока вы поделитесь своими мыслями, как вы понимаете эти слова.

Сегодня мы с вами заканчиваем изучать тему « Лексикология». Сегодняшний урок будет непростой, мы совершим межгалактическое путешествие по планетам : Синонимия, Антонимия, Неологизмы, Омонимия.  На каждой из них нам нужно будет выполнить задание ,чтобы успешно вернуться домой.

Учитель: Итак, в путь, друзья!

Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.

Музыка: гул ракеты.

ІІ.Актуализация опорных знаний.(25мин)

Слово учителя:

Чтобы успешно подняться в небо, нам нужно знать космическую терминологию и дать их лексическое значение

 Эстафета «Космический словарь»

Допуск в ракету. На карточках записаны в колонке «космические

слова "(устно). (По очереди ученики должны растолковать слова.)

1Космонавт. (Человек, летает в космосе)

2. Космический. (Тот, что касается космоса)

3. Космический корабль. (Аппарат для полетов в космос)

4. Землянин. (Житель планеты земля)

5. Космос. (Вселенная)

6. Космонавтика. (Наука о полетах в космос)

7. Спутник. (Тело, обращающееся вокруг планеты по орбите)

Слово учителя: Первая планета, которая раскрывает перед нами свои просторы- это Синонимия.

Беседа.

1.Что мы знаем об этой планете?

Творческое задание « Чародеи»

    Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала.  А какие синонимы можно подобрать синонимы к глаголу « сказала»?

( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,  пробормотала.)

      В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами.

       Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать  к сыну, который жил  далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

        - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-

сказала первая дочь.

        - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.

        - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

        - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.

        - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала

пятая.

          - Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

 А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

Беседа

 Учитель:  Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? ( Учащиеся отвечают.)

Кто быстрее закончит синонимичный ряд.

  1 ряд: мерзнет,…

   2 ряд :рисует,…

   3 ряд: бежит,…

Слово учителя: Какова роль синонимов в тексте? ( Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)

  Слово учителя: Мы посетили одну из планет, нас уже ждет следующая – Антонимия.

Творческая игра «Сказочники».

А теперь, предлагаю Вам на минутку стать теми, кто создают очаровательные мира сказок. Итак, попробуем восстановить сказку, подбирая антонимы

Два брата жили на свете,

Был один из них трудолюбивый,

А второй - ... очень.

Слушай сказку о них, друг.

Тот храбрый и верный,

Тот ..., пугливый,

Разумен, то ...,

Тот большой, то ....

День и ... брать ссорились

И никогда не ....

Все, что первый строил,

... Мигом ....

Хотя брать уже и помирились,

После них слова остались,

В языке эти слова живут,

их ... зовут.

Слово учителя:  Следующая планета откроет перед нами еще невиданные ранее просторы- это планета Неологизмов

Об этой планете мы уже знаем и что за слова скрываются в ней. Поэтому на этой планете задание необычное. Попробовать рассказать о неологизмы в стиле рэп. Использовать такие рифмы: слово - клево; новые - в голове, будем - не забудем; словарик - материк.

Слово учителя:  На следующей планете нам нужно проявить всю остроту ума и вспомнить какие слова называются омонимами  как их отличить от многозначных. Это планета Омонимия

Блиц-опрос

1.Какие корни не растут в земле? 2. Какой язык можно съесть? 3. Какой рукав нельзя пришить? 4. Каким гребнем нельзя расчесаться?

Слово учителя: Наше путешествии достигло своего конца.

 

ІІІ.Рефлексия (5мин)

Слово учителя: Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. Но наше путешествие подошло к концу. Путешествуя, мы увидели богатство русского языка, многообразие способов выражения мыслей, чувств, наименования предметов и явлений. Но и это не всё то удивительное, чем богат наш язык. 

ІV. Подведение итогов урока. (3 мин)

 - Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели: закрепить     понятия лексикологии и фразеологии как разделах русского языка? (Ответы детей). - Как по-вашему, вы справились с заданиями? Что было трудного для вас в этих заданиях? (Ответы детей).

V.Домашнее задание. (2 мин)

Выписать 5 русских пословиц с антонимами, 2 поговорки с синонимами.

 

 

 

 

docx
Додано
1 жовтня 2018
Переглядів
917
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку