Обобщающий урок по теме " Лексикология".Ученики путешествуют по разным планетам, каждая из них ассоциируется с новым типом заданий. На уроке используются творческие задания, на определение диалектных слов, синонимов,антонимов. Ученики самостоятельно и при помощи толкового словаря дают лексические значения словам.
Урок- путешествие по планетам системы Лексикологи.
Систематизация и обобщение изученного по теме « Лексикология»
Цели: Систематизировать и обобщить с учащимися знания, умения и навыки, полученные по данному разделу. Закрепить умение давать толкование лексического значения слова, определять, к какому лексическому пласту относится то или иное слово, навык различения слов различных лексических пластов, правильно употребления их в речи. Прививать учащимся любовь к родному языку, культуре.
Задачи: Проконтролировать умение учащихся распознавать различные единицы лексики и объяснять лексическое значение слова на основе творческих заданий. Развивать устную и письменную речь учащихся. Развивать творческие способности учащихся. Показать богатство русского языка.Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование урока: Презентация Microsoft Power Point, карточки с заданиями.
Ход урока
Русский народ создал русский язык..,
яркий, как радуга, вслед весеннему ливню,
меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью,
певучий и богатый.
Л.Н. Толстой
І. Организационный момент (10мин)
Вступительное слово учителя:
Лев Николаевич Толстой писал: (читаю эпиграф к уроку). Сегодня, применяя знания, полученные при изучении нашего предмета, попробуем убедиться в словах великого писателя. В конце урока вы поделитесь своими мыслями, как вы понимаете эти слова.
Сегодня мы с вами заканчиваем изучать тему « Лексикология». Сегодняшний урок будет непростой, мы совершим межгалактическое путешествие по планетам : Синонимия, Антонимия, Неологизмы, Омонимия. На каждой из них нам нужно будет выполнить задание ,чтобы успешно вернуться домой.
Учитель: Итак, в путь, друзья!
Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми препятствиями и трудностями. Мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обували.
Музыка: гул ракеты.
ІІ.Актуализация опорных знаний.(25мин)
Слово учителя:
Чтобы успешно подняться в небо, нам нужно знать космическую терминологию и дать их лексическое значение
Эстафета «Космический словарь»
Допуск в ракету. На карточках записаны в колонке «космические
слова "(устно). (По очереди ученики должны растолковать слова.)
1Космонавт. (Человек, летает в космосе)
2. Космический. (Тот, что касается космоса)
3. Космический корабль. (Аппарат для полетов в космос)
4. Землянин. (Житель планеты земля)
5. Космос. (Вселенная)
6. Космонавтика. (Наука о полетах в космос)
7. Спутник. (Тело, обращающееся вокруг планеты по орбите)
Слово учителя: Первая планета, которая раскрывает перед нами свои просторы- это Синонимия.
Беседа.
1.Что мы знаем об этой планете?
Творческое задание « Чародеи»
Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала. А какие синонимы можно подобрать синонимы к глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
Беседа
Учитель: Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? ( Учащиеся отвечают.)
Кто быстрее закончит синонимичный ряд.
1 ряд: мерзнет,…
2 ряд :рисует,…
3 ряд: бежит,…
Слово учителя: Какова роль синонимов в тексте? ( Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)
Слово учителя: Мы посетили одну из планет, нас уже ждет следующая – Антонимия.
Творческая игра «Сказочники».
А теперь, предлагаю Вам на минутку стать теми, кто создают очаровательные мира сказок. Итак, попробуем восстановить сказку, подбирая антонимы
Два брата жили на свете,
Был один из них трудолюбивый,
А второй - ... очень.
Слушай сказку о них, друг.
Тот храбрый и верный,
Тот ..., пугливый,
Разумен, то ...,
Тот большой, то ....
День и ... брать ссорились
И никогда не ....
Все, что первый строил,
... Мигом ....
Хотя брать уже и помирились,
После них слова остались,
В языке эти слова живут,
их ... зовут.
Слово учителя: Следующая планета откроет перед нами еще невиданные ранее просторы- это планета Неологизмов
Об этой планете мы уже знаем и что за слова скрываются в ней. Поэтому на этой планете задание необычное. Попробовать рассказать о неологизмы в стиле рэп. Использовать такие рифмы: слово - клево; новые - в голове, будем - не забудем; словарик - материк.
Слово учителя: На следующей планете нам нужно проявить всю остроту ума и вспомнить какие слова называются омонимами как их отличить от многозначных. Это планета Омонимия
Блиц-опрос
1.Какие корни не растут в земле? 2. Какой язык можно съесть? 3. Какой рукав нельзя пришить? 4. Каким гребнем нельзя расчесаться?
Слово учителя: Наше путешествии достигло своего конца.
ІІІ.Рефлексия (5мин)
Слово учителя: Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. Но наше путешествие подошло к концу. Путешествуя, мы увидели богатство русского языка, многообразие способов выражения мыслей, чувств, наименования предметов и явлений. Но и это не всё то удивительное, чем богат наш язык.
ІV. Подведение итогов урока. (3 мин)
- Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели: закрепить понятия лексикологии и фразеологии как разделах русского языка? (Ответы детей). - Как по-вашему, вы справились с заданиями? Что было трудного для вас в этих заданиях? (Ответы детей).
V.Домашнее задание. (2 мин)
Выписать 5 русских пословиц с антонимами, 2 поговорки с синонимами.