Тема: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА С ОСЛОЖНЕННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
Цели: объяснить ученикам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск; в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств;
развивать умение вдумчивого чтения; развивать речь учащихся, умение выразительного чтения стихотворных текстов; формировать навык анализировать стихотворный текст; развивать умение работать в группе и самостоятельно;
воспитывать эстетический вкус учащихся на примере творчества Поля Верлена и художников-импрессионистов.
Оборудование: презентация к уроку в Power Point, раздаточные тексты стихотворения для восстановительной работы, план лингвистического анализа стихотворных текстов, модели «чистой» таблицы, портрет Поля Верлена, репродукции картин импрессионистов.
Тип: комбинированный.
Тематический блок «Лингвистический анализ» состоит из 5 пар. Это вторая пара изучения темы. На следующем уроке в 10 классе предстоит работа над лингвистическим анализом прозаического текста.
Основной этап урока Этап организации выполнения плана учебной деятельности начался с актуализации материала, где основным средством была модель «чистой» таблицы, которая заполнялась поэтапно в процессе эвристической беседы. При этом основной акцент делался на признаки, по которым учащиеся должны были заполнить пустые ячейки.
Коллективная и восстановительная работа в группах была рассчитана на актуализацию знаний по теме «Осложненные предложения», на закрепление умений выявлять такие предложения в тексте, так как глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся.
Рассматриваю текст как основу для создания на уроках развивающей речевой среды и как средство духовно-нравственного становления личности. В старших классах идёт более глубокое осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста, и именно через лингвистический анализ текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
На страницах художественных произведений учащиеся встречаются со словами и оборотами, языковыми формами, не свойственными современному повседневному общению. Поэтому большое внимание уделено изучению в процессе лингвистического анализа нормативности и исторической изменчивости литературного языка, оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов, поэтому работая над лексикой текста
уделяется внимание устаревшим, заимствованным словам, лексике высокого стиля.
Во время минутки релаксации учениками предлагается не отходя от тематики урока, визуально воспринимать текст под музыку.
Главная задача лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора. Использование лингвистического анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предмета “Русский язык», способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения учеников, приобщения к мировой культуре.
Тема: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА С ОСЛОЖНЕННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
Цели: объяснить ученикам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск; в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств;
развивать умение вдумчивого чтения; развивать речь учащихся, умение выразительного чтения стихотворных текстов; формировать навык анализировать стихотворный текст; развивать умение работать в группе и самостоятельно;
воспитывать эстетический вкус учащихся на примере творчества Поля Верлена и художников-импрессионистов.
Оборудование: презентация к уроку в Power Point, раздаточные тексты стихотворения для восстановительной работы, план лингвистического анализа стихотворных текстов, модели «чистой» таблицы, портрет Поля Верлена, репродукции картин импрессионистов, музыкальный видеофрагмент к стихотворению «Закаты»
Тип: комбинированный
Ход урока
I. Этап ориентации.
1. Слово учителя: конец XIX начало ХХ века был ознаменован революцией в литературе и живописи. На сегодняшнем уроке мы попытаемся связать нашу тему (Лингвистический анализ текста) с творчеством поэтов-символистов и художников-импрессионистов, так как их работы очень близки по духу и по идейной направленности. Художники импрессионисты писали картины не в мастерских, а на открытом воздухе. Действие всех картин происходит на природе - на улице или на берегу моря, авторы стремились передать не сам образ, а настроение, созданное образом, не пейзаж, а впечатление от пейзажа. Поэтому большинство картин расплывчаты, отличаются нечеткими очертаниями, окутаны определенной атмосферой тайны. (Просмотр картин импрессионистов).
– Какие впечатления, ощущения возникли, когда вы рассматривали картины? – Что показалось необычным, интересным?
Французский поэт Поль Верлен, обращаясь к художникам-импрессионистам, подчеркнул основную особенность в творчестве этих авторов: «Душа ваша – пейзаж». (Эпиграф к уроку).
– Как вы понимаете смысл высказывания?
ІІ. Этап определения темы и целей урока.
1 слайд.
1. Объявление темы и целей урока.
2 слайд.
III. Этап организации выполнения плана учебной деятельности.
1. Эвристическая беседа.
- Обратите еще раз свое внимание на тему урока. Сегодня нам предстоит работать с осложненными предложениями, поэтому давайте, прежде всего, вспомним, чем могут быть осложнены предложения. (3 слайд). (Модель чистой таблицы проецируется на экран). Таблицы находятся на каждой парте. По ходу беседы ученики заполняют таблицу.
2. Коллективная работа с текстом.
(4 слайд)
- Прослушайте стихотворение и постарайтесь определить, присутствуют ли в нем осложненные предложения.
Учитель выразительно читает текст.
ЛУННОЕ СИЯНЬЕ
У вас душа - изысканный пейзаж,
Где пляшут маски, вьются бергамаски,
Бренча на лютнях и шутя, - глаза ж
У всех печальны сквозь прорезы маски.
И, воспевая на минорный тон
Восторг любви, сердцам любезный юным,
Никто на самом деле не влюблен,
И песня их слита с сияньем лунным,
С печальным, нежным, что мечтать зовет
В широких кронах соловьев несмелых
И сладко плакать учит водомет,
Меж мраморов колеблющийся белых.
- Какое настроение создает стихотворение?
- Как бы вы связали его с эпиграфом урока?
- Что обозначает слово бергамаски?
- Назовите эпитеты.
- Выпишите осложненные предложения, определите, чем они осложнены.
3. Составление осложненных предложений.
(5 слайд).
- Опишите картины Клода Моне, используя предложения, осложненные сравнительными оборотами.
(6 слайд).
- Опишите картину Эдгара Дега, используя предложения, осложненные причастными оборотами.
(7 слайд).
- Опишите картины Огюста Ренуара, используя предложения, осложненные деепричастными оборотами.
4. Восстановительная работа в группах.
На партах неполное стихотворение «Закаты».
I группа восстанавливает в тексте деепричастные обороты или одиночные деепричастия;
II группа восстанавливает в тексте причастные обороты или одиночные причастия;
III группа восстанавливает в тексте сравнительные обороты.
Закаты
| _ . _ ._ ._ . _ . _ ._
_ . _ ._ ._ . _ ._ ._ ._ |,
Веет грустью томной
| | закат.
В этой грусти томной
Я забыться рад:
Канет дух бездомный
В | | закат.
И виденья странно,
Рдяны, | _ . _ . _ . _ . _ |,
|_ ._ . _ |, по песчаной
Отмели скользят,
Реют неустанно,
Реют и горят,
|_ . _ . _ |, |_ . _ . _ . _ . _ |,
На косе песчаной.
При проверке ученики заполняют пропуски в стихотворении.
5. Лингвистический анализ стихотворного текста.
(План анализа у каждого ученика).
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Давайте проведем лексическую работу. Что обозначают слова канет, рдяны, реют?
Толковый словарь Ожегова дает нам следующие определения:
КАНУТЬ, -ну, -нешь; сов. 1. (1 и 2 л. не употр.). Капнуть, упасть каплей (устар.). Канула слеза. 2. Бесследно пропасть, исчезнуть. К. в вечность или в прошлое (исчезнуть навсегда; книжн.). К. в Лету (бесследно исчезнуть из памяти людей; высок.; в греческой мифологии Лета - река забвения). * Как в воду канул кто - бесследно исчез.
Значение слова Рдяный по Ефремовой:
Рдяный - Красный, алый.
РЕЯТЬ, рею, реешь; несов. (высок. стиль). 1. Летать плавно, парить. Орел реет в вышине. 2. (1 и 2 л. не употр.). Плавно развеваться. Реют знамена.
- Обратимся к плану лингвистического анализа стихотворных текстов.
(8слайд)
- Много ли глаголов употреблено в тексте?
- Какой текст организуют глаголы? Повествовательный, побудительный, вопросительный?
- Какие формы глаголов преобладают? Личные или безличные?
- Вид совершенный или несовершенный?
- Какую картину создают глаголы? Подвижную, динамичную или плавную, застывшую?
Таким образом, глаголы являются средством создания мира природы, где действие происходит в момент речи и отображает мимолетное впечатление автора, а это характерно для поэта-символиста.
Сегодня мы работали с двумя стихотворениями, есть ли, по-вашему мнению, что-то общее в этих стихотворениях? Что именно?
Понравились ли стихотворения, заинтересовало ли вас творчество поэта – автора этих стихов?
(Обратиться к пустому портрету на доске).
6. Минута релаксации.
Музыкальный видеофрагмент со стихотворением Поля Верлена «Закаты».
7. Самостоятельная работа.
Задание в последнем пункте плана лингвистического анализа.
IV. Этап контрольно-оценочный.
1. Подведение итогов.
2. Домашнее задание. (9 слайд). Сделать письменный лингвистический анализ одного из стихотворений Поля Верлена.
3. Оценивание.