Урок "Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества"

Про матеріал
Конспект урока включает Лабораторный опыт № 4 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ» и тестовые задания.
Перегляд файлу

УРОК № ___

 

Тема

Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества

 

Цель

обучающая: углубить знания учеников о разнообразии веществ, их классификацию, расширить представление о простых и сложных веществах; формировать умение разделять вещества на простые и сложные, показать отличие строения и физических свойств простых веществ металлов и неметаллов;

развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, строить обобщающие заключения, различать понятия, находить причинно-следственные связи; формировать практические знания и умения во время выполнения лабораторного опыта;

воспитательная: воспитывать наблюдательность, умение работать самостоятельно.

 

Оборудование

учебник, карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества», периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,  образцы металлов и неметаллов (медь, алюминий, график, сера), магнит, смесь серы и  железа, пирит

 

Базовые понятия и термины

атомы, молекулы, химический элемент, простые и сложные  вещества, смесь, металлы и неметаллы.

 

Тип урока

комбинированный

 

 

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный этап

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. «Вспомни определение» (Слайд 1)

Атом, молекула, ион, химический элемент

 

Учитель. Вещества состоят из атомов, и, наверное, не было бы в природе такого многообразия веществ, если бы атомы не имели способности соединяться между собой. Из курса природоведения 5-6 классов вам известно, что вещества, в состав которых входят одинаковые атомы,- это простые вещества. Вещества, в состав которых входят разные атомы химических элементов,- сложные вещества.

 

2. Интерактивное упражнение «Я — простое вещество; Я — сложное вещество» (Слайд 2)

На мультимедийном экране — таблица. Ученики анализируют строение веществ (из одинаковых или разных атомов они состоят) и после этого в определенных квадратиках «Я — простое вещество» или «Я — сложное вещество» появляются правильные ответы.

«Я – простое вещество»

Строение вещества

«Я – сложное вещество»

1, 3, 6

2, 4, 5

 

 

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемные вопросы: на уроке мы должны выяснить, во-первых, совершенна ли классификация химических элементов на металлы и неметаллы, и, во-вторых, чем обусловлено разнообразие веществ.

 

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (Слайд 3)

 

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛ (Слайд 4)

На мультимедийном экране — «План изучения материала урока»:

  1. Классификация веществ на простые и сложные.
  2. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы.
  3. Лабораторный опыт № 4 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ».

 

Учитель. Сегодня мы с вами усовершенствуем знания о простых и сложных веществах. В 7 классе определения формулируются так:

Простое вещество — это вещество, образованное атомами одного и того самого химического элемента.

Сложное вещество — это вещество, образованное атомами разных химических элементов.

Эти определения находятся у вас в учебнике на стр. 54. Прочтите их про себя.

 

1.Задача (Слайд 5)

Среди перечня химических формул в один столбик выписать простые вещества, во второй — сложные.

 Вещества: Fe, CO, C3H8O3, H2, B, O3, KNO3, Zn, Al2O3, Pb

Простые вещества

Сложные вещества

Fe, H2, B, O3, Zn, Pb

CO, C3H8O3, KNO3, Al2O3,

Учитель. Все химические элементы периодической системы Д. И. Менделеева условно разделяют на две большие группы — «Металлы» и «Неметаллы». Они образуют простые вещества — металлы и неметаллы. Названия химических элементов и простых веществ могут совпадать и отличаться. Давайте рассмотрим некоторые примеры.

2. Работа с таблицей «Названия простых веществ и химических элементов» (Слайд 6)

 

Название простого вещества

Название химического элемента

Азот

Нитроген

Кислород

Оксиген

Хлор

Хлор

Кальций

Кальций

Железо

Ферум

Алюминий

Алюминий

Медь

Купрум

 

Вы должны помнить, что химический элемент — это вид атомов, а простое вещество — это соединение одинаковых атомов.

Учитель демонстрирует образцы металлов (меди, алюминия, цинка) и неметаллов (графита, серы, йода). Что общего для них и чем они отличаются? (Слайд 7)

 

3. Сообщение учеников о физических свойствах, строении металлов и неметаллов

(Демонстрация мультимедийной презентации с использованием ноутбука, мультимедийного экрана и проектора) (Слайд 8 - 22)

Сообщение 1-го ученика

Химические элементы металлы образуют простые вещества — металлы, например алюминий, железо, медь, хром и т.д. Металлы при обычных условиях твердые, кроме ртути. Имеют металлический блеск. Много металлов имеют серебристо-белый цвет, кроме некоторых. Например, золото — это желтый металл, медь — красно-желтый металл.

Металлы хорошо проводят электрический ток и тепло, в воде практически не растворяются. Все металлы имеют немолекулярное строение.

Сообщение 2-го ученика

Химические элементы неметаллы образуют простые вещества — неметаллы, например сера, фосфор, кислород, хлор и т.д. Неметаллические вещества имеют разное агрегатное состояние при обычных условиях (кислород — газ, бром — жидкость, сера — твердое вещество), разный цвет (сера — желтая, хлор — желто-зеленый, фосфор — белый или красный). Много неметаллических веществ имеют характерный запах, по-разному растворяются в воде (кислород — плохо, хлор — хорошо). Неметаллы преимущественно неэлектропроводные, имеют разное физиологическое действие (отравляющие — белый фосфор, хлор; неядовитые — азот, водород). Неметаллические вещества имеют как молекулярную (кислород, хлор, азот, водород), так и немолекулярное строение (красный фосфор, алмаз, кремний).

Учитель. Почему классификация химических элементов на металлы и неметаллы является условной? (Так же, как металлы могут проявлять некоторые неметаллические свойства, так и неметаллы — металлические)

 

4.Задача (Слайд 23)

Простые вещества из задачи 1 распределить на две группы — металлы и неметаллы.

Простые вещества

Fe, H2, B, O3, Zn, Pb

Металлы

Неметаллы

Fe, Zn, Pb

H2, B, O3

Учитель. Чем объяснить большое разнообразие веществ? (Возможностью атомов химических элементов соединяться между собой в разнообразнейших соединениях и количественных соотношениях)

Вы должны четко различать понятия «сложное вещество» и «смесь». Например, если смешать порошки железа и серы, то мы увидим в этой смеси желтые частички серы и серые частички железа. (Демонстрирует) Каким образом можно разделить эту смесь? (С помощью магнита удалить частички железа) Теперь рассмотрим сложное вещество — естественное соединение Ферума и Сульфура — пирит. (Демонстрирует.) Какого оно цвета и является ли однородным? (Однородное вещество темно-серого цвета) Попробуем его разделить с помощью магнита.  Получилось ли это сделать? Если нет, то почему? (Потому что в сложном веществе свойства простых веществ, из которых оно состоит, не сохраняются)

5. Работа с таблицей «Сложные вещества и смеси» (Слайд 24)

Признаки

Сложные вещества

Смеси

Состав

Постоянный

Переменный

Свойства

Постоянные

Зависят от состава

Возможность разделения

Физически неразделимые

Можно разделить физическим способом

 

6. Лабораторный опыт № 4 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ» (Слайд 25 - 26)

Тема.

Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Цель:

ознакомиться с образцами простых и сложных веществ, научиться различать их

Реактивы: І  вариант натрий хлорид (поваренная соль - NaCl), медь (Cu), графит (С), кальций карбонат (мел - CaCO3).

IІ вариант алюминий (Al), графит (С), натрий гидрогенкарбонат (пищевая сода – NaHCO3),сахар (С12Н22О11).

Задание: 1. Рассмотрите выданные вам вещества в соответствии с вариантом. Опишите их физические свойства: агрегатное состояние, цвет, блеск, запах, кристалличность, твердость.

2. Внесите в таблицу название каждого вещества, описание физических свойств.

3. Распределите вещества на простые и сложные, а простые на металлы и неметаллы, поставив знак «+» в соответствующий столбец таблицы.

Название вещества, формула

Физические свойства

Простое вещество

Сложное вещество

Металл

Неметалл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
  1. На основе изученного на уроке материала устно заполнить схему «Классификация веществ»: (Слайд 27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выполнение теста с последующей взаимопроверкой. Один правильный ответ – 1 балл.

Тесты (Слайд 28)

  1. Выбрать простое вещество:

а) МgO;     б)O2; в) NaCl.

  1. Указать неметалл:

 а) водород;        б) ртуть; в) хром.

  1. Указать название химического элемента металла, который не совпадает с названием простой вещества металла:

а) Плюмбум;    б) Алюминий;    в) Цинк.

4. Среди неметаллов есть вещества:

а) отравляющие;

б) неядовитые;

в) как отравляющие, так и неядовитые.

  1. Металлы преимущественно имеют цвет:

а) белый;

б) серебристо-белый;

в) желтый.

  1. Все неметаллы имеют агрегатное состояние:

а) твердое и жидкое;

б) жидкое и газообразное;

в) твердое, жидкое, газообразное.

  1. Жидкое агрегатное состояние при обычных условиях имеет металл:

 а) свинец;      б) ртуть; в) медь.

  1. Неметаллы в воде:

а) все растворимые;

б) все нерастворимые;

в) как растворимые, так и нерастворимые.

  1. Металлы имеют строение:

а) только молекулярную;

б) только немолекулярную;

в) как молекулярную, так и немолекулярную.

  1. Неметаллы:

а) все электропроводные;

б) все неэлектропроводные;

в) как электропроводные, так и неэлектропроводные.

  1. Выбрать строку, в которой металлы имеют разный цвет:

а) золото, медь, ртуть;

б) хром, вольфрам, свинец;

в) железо, алюминий, цинк.

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

б

а

а

в

б

в

б

в

б

в

а

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Выставление оценок

 

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 29)
  • Читать § 11
  • Выучить определения стр. 88
  • Письменно в тетради упр. 2, 3, 5 с 89
  • Творческое задание: подумайте и ответьте на вопрос какие вещества более важные в жизни: просты или сложные?

 

docx
Пов’язані теми
Хімія, 7 клас, Розробки уроків
Додано
11 травня 2020
Переглядів
6651
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку