8 КЛАСС
Урок 7
Тема ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель Научить учащихся различать простые и сложные предложения; совершенствовать навыки выделять грамматическую основу предложения; правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и эмоциональной окраски; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: учебник, слайды, высказывания о здоровье.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
І Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята! Здравствуйте!
Думаю, что вы не будете волноваться из-за того, что у нас на уроке присутствуют гости. Пожалуйста, повернулись к гостям, поздоровались, улыбнулись. Работаем как обычно.
На доске написано «Двадцать шестое сентября
Классная работа»
Слайд 1
Тема урока закрыта листами бумаги формат А4 с изображением листьев дуба (1 шт); калины (2 шт); липы (1 шт)
Учитель: Чтобы записать тему урока, вы должны отгадать небольшую лингвистическую задачу.
1-й вопрос: Подберите антоним к слову «сложное».
(Правильно, «простое»).
Учитель снимает с доски листок с изображением дуба.
Кто может сказать, почему именно дуб?
(В давние времена люди шли в лес и обнимали дубы, чтобы набраться силы).
Я желаю вам, мальчикам, быть крепкими, как дубы.
2-й вопрос: Сочинительный союз, который вы очень часто употребляете.
(Союз «и»).
3-е слово вы узнаете, если переведёте на русский язык слово «складне».
(Правильно, это слово «сложное»).
Учитель убирает с доски листок с изображением калины.
Почему калина, что вы о ней знаете?
(Калиной украшают каравай, она является символом Украины).
Учитель: Я желаю девочкам всегда быть красивыми, румяными, как калина.
4-е слово: Что состоит из словосочетаний?
(Правильно, предложение).
Учитель убирает с доски листок с изображением липы.
Почему на этом листе изображена липа?
(– Она имеет лечебные свойства, ее соцветия бросают в чай при простудах).
Учитель: Я вам всем желаю быть здоровыми.
Итак, ребята, вы молодцы, разгадали тему урока и записываем её.
Слайд 2
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о простых и сложных предложениях, выделять в них грамматические основы, правильно интонировать разные по цели высказывания предложения, и постоянно акцентировать внимание на том, как быть здоровыми. Обратите внимание на высказывания, они вам будут нужны при самостоятельной работе (зачитать) и при подведении итогов урока.
Слайд3
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь».
На слайде картина И.И.Левитана «Золотая осень»
Всмотритесь в картину, вслушайтесь в музыку. Как авторы передают настроение, красоту осени.
Слайд 4
Учитель: Речевая разминка
- Какие осенние приметы вы знаете?
(- Солнечные дни сменяются прохладными, дождливыми.
- Начинают желтеть и опадать листья с деревьев.
- В этом году в лесу много грибов.
- Мы не боимся простуды, потому что ведём здоровый образ жизни.)
Учитель: В чём он заключается?
(В нашей школе 2 раза в год проводятся школьные спартакиады, каждое утро зарядки, физкультминутки, классный руководитель Лустенко Татьяна Владимировна проводит сеансы аромотерапии).
Учитель: Ещё вы забыли сказать, что летом хорошо оздоровились в пришкольном лагере, много ели домашних овощей и фруктов. Иммунитет укрепили. Ещё из-за болезни занятия не пропускали. Вы уже успели понять, чтобы хорошо учиться, нужно иметь отличное здоровье.
ІІ Актуализация учений и навыков учащихся
Учитель: Записываем: «Словарный диктант»
Один ученик работает у доски.
Иммунитет, боль, инъекция, давление, малина, закаляться, мёд, ингаляция, бюллетень, грипп, пульс, компресс.
Слайд 5
Задание по рядам: к выделенным словам подберите прилагательные.
Боль – головная, невыносимая, постоянная.
Давление – нормальное, повышенное, пониженное.
Пульс – нормальный, учащённый, замедленный.
Компресс – лечебный.
Учитель: Ребята, будут ли эти примеры предложениями?
(Правильно, нет, потому что слова в них не связаны по смыслу и грамматически, мы не можем выделить подлежащее и сказуемое, нет интонации завершённости).
ІІІ Изучение нового материала
Слайд 6
2. Работа с учебником. Открываем учебники на с. 39. Читаем вслух.
Беседа: - Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются сложными?
3. Физкультминутка. Слайд 7
1 упражнение.
Для снятия усталости глаз смотрим на экран, за стрелочками поведите глазами медленно влево, а потом вправо.
Повторите 4-5 раз.
Слайд 8
2 упражнение.
1-2. Поворот головы направо. Исходное положение.
3-4. Поворот головы налево. Исходное положение.
5-6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение.
Повторяем 4-5 раз.
Учитель: Когда делаете это упражнение, идёт циркуляция крови к головному мозгу, приводятся в тонус шейные мышцы.
3 упражнение.
Закрываем глазки, расслабились, представили себе, как в осеннем лесу медленно с деревьев падают жёлтые, багряные листья, теплое солнышко вам улыбается, согревает.
IV Закрепление изученного материала
Слайд 9
Самый драгоценный дар, получаемый человеком от природы, здоровье.
Вопросы: Это предложение простое или сложное?
(Правильно, простое).
Перестройте это предложение в сложное, из причастного оборота у вас получится простое предложение.
Самый драгоценный дар, который получил человек от природы, здоровье.
Учитель: Докажи, что это предложение сложное.
(Правильно, в нём 2 грамматические основы).
Прочитай это предложение интонационно правильно.
Слайд 10
Великий філософ Платон, який все життя займався гімнастикою, називав кульгавими людей, що нехтували повсякденною роботою м’язів.
Самостоятельно записывают в тетради
(Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, которые пренебрегали ежедневной тренировкой мышц).
Учитель: Почему же это предложение будет сложным?
(Правильно, потому что в нём 2 грамматические основы).
Слайд 11
Составьте сочинение-миниатюру на тему: «Что значит для меня здоровый образ жизни?» Используйте высказывания, которые висят на доске. I вариант использует простые предложения, II вариант – сложные.
V Подведение итогов
Слайд 12
Беседа: - Какие виды предложений мы сегодня выучили?
(простые и сложные)
VI Домашнее задание
Слайд 14
Выучить правила на с. 39 учебника.
Упражнение 71 (списать, обозначить грамматические основы).
* Составить диалог «Мои рецепты крепкого здоровья».
Повернулись друг к другу, улыбнулись.
Спасибо за активную работу на уроке.
Слайд 15
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.