Урок ,,Складне речення"

Про матеріал
Урок розпочинається лінгвістичною грою, містить презентацію та музичне оформлення, вчить розрізняти прості та складні речення, удосконалювати навички синтаксичного розбору, перекладу.
Перегляд файлу

8 КЛАСС

Урок 7

Тема           ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель    Научить учащихся различать простые и сложные предложения; совершенствовать навыки выделять грамматическую основу предложения; правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и эмоциональной окраски; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:  учебник, слайды, высказывания о здоровье.

Тип урока:  изучение нового материала.

Ход урока

І  Мотивация учебной деятельности

Учитель:  Ребята! Здравствуйте!

 Думаю, что вы не будете волноваться из-за того, что у нас на уроке присутствуют гости. Пожалуйста, повернулись к гостям, поздоровались, улыбнулись. Работаем как обычно.

На доске написано «Двадцать шестое сентября

                              Классная работа»

Слайд 1

Тема урока закрыта листами бумаги формат А4 с изображением листьев дуба (1 шт); калины (2 шт); липы (1 шт)

Учитель: Чтобы записать тему урока, вы должны отгадать небольшую лингвистическую задачу.

1-й вопрос: Подберите антоним к слову «сложное».

(Правильно, «простое»).

Учитель снимает с доски листок с изображением дуба.

Кто может сказать, почему именно дуб?

(В давние времена люди шли в лес и обнимали дубы, чтобы набраться силы).

Я желаю вам, мальчикам, быть крепкими, как дубы.

2-й вопрос: Сочинительный союз, который вы очень часто употребляете.

(Союз «и»).

3-е слово вы узнаете, если переведёте на русский язык слово «складне».

(Правильно, это слово «сложное»).

Учитель убирает с доски листок с изображением калины.

Почему калина, что вы о ней знаете?

(Калиной украшают каравай, она является символом Украины).

Учитель: Я желаю девочкам всегда быть красивыми, румяными, как калина.

4-е слово: Что состоит из словосочетаний?

(Правильно, предложение).

Учитель убирает с доски листок с изображением липы.

Почему на этом листе изображена липа?

(– Она имеет лечебные свойства, ее соцветия бросают в чай при простудах).

Учитель: Я вам всем желаю быть здоровыми.

Итак, ребята, вы молодцы, разгадали тему урока и записываем её.

Слайд 2

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о простых и сложных предложениях, выделять в них грамматические основы, правильно интонировать разные по цели высказывания предложения, и постоянно акцентировать внимание на том, как быть здоровыми. Обратите внимание на высказывания, они вам будут нужны при самостоятельной работе (зачитать) и при подведении итогов урока.

Слайд3

 Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь».

На слайде картина И.И.Левитана «Золотая осень»

Всмотритесь в картину, вслушайтесь в музыку. Как авторы передают настроение, красоту осени.

Слайд 4

Учитель:  Речевая разминка

  • Какое сейчас время года?  (осень)
  • Назовите осенние месяцы.  (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие осенние приметы вы знаете? 

(- Солнечные дни сменяются прохладными, дождливыми.

- Начинают желтеть и опадать листья с деревьев.

- В этом году в лесу много грибов.

- Мы не боимся простуды, потому что ведём здоровый образ жизни.)

Учитель:  В чём он заключается?

(В нашей школе 2 раза в год проводятся школьные спартакиады, каждое утро зарядки, физкультминутки, классный руководитель Лустенко Татьяна Владимировна проводит сеансы аромотерапии).

Учитель:  Ещё вы забыли сказать, что летом хорошо оздоровились в пришкольном лагере, много ели домашних овощей и фруктов. Иммунитет укрепили. Ещё из-за болезни занятия не пропускали.   Вы уже успели понять, чтобы хорошо учиться, нужно иметь отличное здоровье.

ІІ Актуализация учений и навыков учащихся

Учитель:  Записываем: «Словарный диктант»

Один ученик работает у доски.

Иммунитет, боль, инъекция, давление, малина, закаляться, мёд, ингаляция, бюллетень, грипп, пульс, компресс.

Слайд 5

Задание по рядам: к выделенным словам подберите  прилагательные.

Боль – головная, невыносимая, постоянная.

Давление – нормальное, повышенное, пониженное.

Пульс – нормальный, учащённый, замедленный.

Компресс – лечебный.

Учитель:  Ребята, будут ли эти примеры предложениями?

(Правильно, нет, потому что слова в них не связаны по смыслу и грамматически, мы не можем выделить подлежащее и сказуемое, нет интонации завершённости).

ІІІ  Изучение нового материала

  1. Слово учителя.  Сегодня мы будем изучать с вами простое и сложное предложение. 

Слайд 6

2. Работа с учебником. Открываем учебники на с. 39. Читаем вслух.

Беседа: - Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

- Какие предложения называются простыми?

- Какие предложения называются сложными?

3. Физкультминутка. Слайд 7

1 упражнение. 

Для снятия усталости глаз смотрим на экран, за стрелочками поведите глазами медленно влево, а потом вправо.

Повторите 4-5 раз.

Слайд 8

2 упражнение.  

1-2. Поворот головы направо. Исходное положение.

3-4. Поворот головы налево. Исходное положение.

5-6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение.

Повторяем 4-5 раз.

Учитель:  Когда делаете это упражнение, идёт циркуляция крови к головному мозгу, приводятся в тонус шейные мышцы.

3 упражнение.

Закрываем глазки, расслабились, представили себе, как в осеннем лесу медленно с деревьев падают жёлтые, багряные листья, теплое солнышко вам улыбается, согревает.

IV  Закрепление изученного материала

  1. Один ученик записывает предложение у доски, делает синтаксический разбор.

Слайд 9

Самый драгоценный дар, получаемый человеком от природы, здоровье.

Вопросы:  Это предложение простое или сложное?

(Правильно, простое).

Перестройте это предложение в сложное, из причастного оборота у вас получится простое предложение.

Самый драгоценный дар, который получил человек от природы, здоровье.

Учитель:  Докажи, что это предложение сложное.

(Правильно, в нём 2 грамматические основы).

Прочитай это предложение интонационно правильно.

  1. Переведите предложение с украинского языка на русский, определите его вид.

Слайд 10

Великий філософ Платон, який все життя займався гімнастикою, називав кульгавими людей, що нехтували повсякденною роботою м’язів.

Самостоятельно записывают в тетради

(Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, которые пренебрегали ежедневной тренировкой мышц).

Учитель:  Почему же это предложение будет сложным?

(Правильно, потому что в нём 2 грамматические основы).

Слайд 11

Составьте сочинение-миниатюру на тему: «Что значит для меня здоровый образ жизни?» Используйте высказывания, которые висят на доске. I вариант использует простые предложения, II вариант – сложные.

V  Подведение итогов

Слайд 12

 Беседа:  - Какие виды предложений мы сегодня выучили?

(простые и сложные)

  • Какие предложения называются простыми?
  • Какие предложения называются сложными?

VI  Домашнее задание

Слайд 14

Выучить правила на с. 39 учебника.

Упражнение 71 (списать, обозначить грамматические основы).

* Составить диалог «Мои рецепты крепкого здоровья».

 

Повернулись друг к другу, улыбнулись.

Спасибо за активную работу на уроке.

Слайд 15

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

docx
Додано
16 грудня 2019
Переглядів
510
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку