Тема . Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Цель урока:
Тип урока: изучение нового материала.
І. Актуализация опорных знаний.
1.Индивидуальные задания.
Два ученика получают один и тот же текст, но с разными заданиями:
- Прочитайте текст, найдите сложные предложения, дайте их общую характеристику;
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, (как) будто (ни) когда
Природа здесь (не) знала потрясений!
И тихо так (как) будто (ни) когда
Здесь крыши сёл (не) слыхивали грома!
(Не) встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе (не) зашуршит солома,
И редок сонный крик коростеля…
Вернулся я – былое (не) вернется.
(Н.Рубцов)
2. Построение схемы «Виды сложных предложений»
Метод «Гроздь»
3.Проверка выполнения заданий: ученик, работавший по индивидуальному заданию, дает характеристику сложных предложений из прочитанного стихотворения. Остальные называют предложения, о которых идет речь.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Лингвистическое исследование. Наблюдение над языковым материалом (упр. 250)
1.Прочитайте предложения и сравните их. Подумайте, почему именно они предложены для анализа. Сформулируйте проблему, поставленную перед вами, и решите её. К какому выводу вы пришли.
Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр, и к этому он будет стремиться.
Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр, поэтому он будет к этому стремиться.
Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр – к этому он будет стремиться.
ІІI. Восприятие и усвоение нового материала
Меньше говоришь – больше слышишь. |
|
сравнения |
Быль – не сказка: из неё слов не выкинешь |
условия |
|
Посмотрит – рублём подарит.
|
противопоставления |
|
Больному и мёд не вкусен – здоровый и камень съест. |
следствия |
|
Сам бьёт, сам «караул» кричит. |
последовательности действий |
|
Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела |
одновременности действий |
ІV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Выполнение упражнения 255. Продолжите предложения так, чтобы вторая часть БСП выражала: А – последовательность, Б – причину, В – пояснение, Г – условие.
А 1. Игра закончилась, … . 2. Прозвучала команда, ... . 3. Мяч влетел в ворота, … .
Б 1. После игры мы радовались: … . 2. Настроение было испорчено: … . 3. Я люблю играть в бадминтон: … .
В 1. Команда знала одно: … . 2. Ребята играли спокойно и сосредоточенно: … . 3. Тренер следил за игрой и делал записи в блокноте: … .
Г 1. … – будем участвовать в первенстве страны. 2. … – поедем отдыхать на море. 3. … – получим аттестат с отличием.
2.«Кодированное письмо»
Записать номера БСП.
КЛЮЧ: 2,4,6,8.
V. Домашнее задание: выучить правила §35, выписать из произведения А.С.Пушкина 7 бессоюзных сложных предложений.
VІ. Подведение итогов.
Блиц-опрос «Да – нет»