Урок. Тема. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Про матеріал
Урок 1. Тема. Сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Перегляд файлу

Тема . Понятие  о   бессоюзном  сложном  предложении.

Цель урока:

  • образовательная:повторить основные  признаки бессоюзного  сложного  предложения   и  знаки  препинания  в  нем; отработать  с  учащимися  ведущий  прием  изучения  бессоюзного  сложного  предложения – сравнения  их  с   синонимичными  сложносочиненными   и  сложноподчиненными   предложениями;
  • развивающая: развивать у них навык правильного интонирования бессоюзного сложного предложения;
  • воспитательная:  воспитывать  любовь  к    слову.

Тип урока:  изучение  нового  материала.

І. Актуализация  опорных  знаний. 

1.Индивидуальные  задания.

Два  ученика  получают  один  и  тот же  текст,  но  с  разными  заданиями:

- Прочитайте  текст,  найдите  сложные  предложения,  дайте  их  общую  характеристику;

- Вставьте  пропущенные  буквы,  раскройте  скобки, объясните  постановку  знаков  препинания.

Высокий   дуб. Глубокая  вода.

Спокойные  кругом  ложатся  тени.

И  тихо  так, (как)  будто (ни)  когда

Природа  здесь  (не) знала  потрясений!

И  тихо так (как)  будто (ни) когда

Здесь  крыши  сёл  (не)  слыхивали  грома!

(Не)  встрепенётся  ветер  у  пруда,

И  на  дворе (не) зашуршит  солома,

И  редок  сонный  крик  коростеля…

Вернулся  я – былое (не)  вернется.

     (Н.Рубцов)

2. Построение  схемы «Виды  сложных предложений»

Метод «Гроздь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проверка  выполнения  заданий: ученик,  работавший  по индивидуальному  заданию,  дает  характеристику  сложных  предложений  из  прочитанного стихотворения. Остальные  называют  предложения,  о  которых  идет  речь.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

 Лингвистическое исследование. Наблюдение над языковым материалом (упр. 250)

 1.Прочитайте предложения и сравните их. Подумайте, почему именно они предложены для анализа. Сформулируйте проблему, поставленную перед вами, и решите её. К какому выводу вы пришли.

 Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр, и к этому он будет стремиться.

 Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр, поэтому он будет к этому стремиться.

 Каждый спортсмен мечтает стать участником Олимпийских игр – к этому он будет стремиться.

ІІI. Восприятие и усвоение нового материала

  1. Работа  с  учебником. Чтение правила с целью выделения каждого признака понятия.
  2. Синтаксический тренинг (упр. 254) Найдите соответствия между предложениями смысловыми отношениями между частями БСП. Выбор обоснуйте

Меньше говоришь – больше слышишь.

 

сравнения

Быль – не сказка: из неё слов не выкинешь

условия

Посмотрит – рублём подарит.

 

противопоставления

Больному и мёд не вкусен – здоровый и камень съест.

следствия

Сам бьёт, сам «караул» кричит.

последовательности действий

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела

одновременности действий

ІV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Выполнение упражнения 255. Продолжите предложения так, чтобы вторая часть БСП выражала: А – последовательность, Б – причину, В – пояснение, Г – условие.

А   1. Игра закончилась, … . 2. Прозвучала команда, ... . 3. Мяч влетел в ворота, … .

Б     1. После игры мы радовались: … . 2. Настроение было испорчено: … .   3.   Я люблю играть в бадминтон: … .

В    1. Команда знала одно: … . 2. Ребята играли спокойно и сосредоточенно: … . 3. Тренер следил за игрой и делал записи в блокноте: … .

Г    1. … – будем участвовать в первенстве страны. 2. … – поедем отдыхать на море. 3. … – получим аттестат с отличием.

2.«Кодированное  письмо»

Записать  номера  БСП. 

  1. Человек  создан  для  счастья, как  птица  для  полёта.
  2. Одно  хорошее  слово  и  в  жестокий  мороз  согреет; худая  речь  из  жары  в  озноб  бросит.
  3. Я  знаю  в  жизни  только  два  действительные  несчастья: угрызение      совести  и  болезнь.
  4. Нет  ничего  сильнее  и  бескорыстнее  любви  матери: всякая  привязанность, всякая  любовь, всякая  страсть  или  слаба, или  своекорыстна   в   сравнении  с  нею.
  5. Хорошо  быть  учёным, поэтом, воином, законодателем, но  худо  не  быть  при  этом  человеком.
  6. Совесть – лучшая  нравоучительная  книга;  в  неё  следует  чаще  заглядывать.
  7. Если  вы  удачно  выберете  труд  и  вложите  в  него  всю  свою  душу,  то счастье  само  вас  отыщет.
  8. Правда  коротка ; ложь  всегда  многословна. 

       КЛЮЧ:    2,4,6,8.

V. Домашнее  задание: выучить правила §35,  выписать  из  произведения  А.С.Пушкина  7  бессоюзных  сложных  предложений.

VІ. Подведение  итогов.

    Блиц-опрос «Да – нет»

  • Бессоюзным называется сложное предложение, части которого объединены в одно целое по смыслу.
  • БСП могут вступать в синонимические отношения с союзными.
  • Отдельные БСП нельзя соотнести ни со сложносочинёнными, ни со сложноподчинёнными.
  • Смысловые отношения между частями БСП выражаются интонацией, а на письме – различными знаками препинания.
  • Между частями сложного предложения ставятся только такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие.

 

docx
Додано
16 грудня 2019
Переглядів
2040
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку