1
Тема. Развитие речи. Рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта
Цели:
Тип урока: нестандартный
Оборудование: учебник по русскому языку, тексты рассказов с обрамлением, таблицы «Стили речи», «Типы речи», памятка «В помощь ученику», памятка «Средства выразительности языка», презентация «Мой жизненный опыт», Internet-контент.
Эпиграф: «Дружба подобна сокровищнице:
из нее невозможно почерпнуть больше,
чем ты в нее вложил».
Осип Мандельштам, поэт
Ход урока
Правила:
Стили речи (карточка І)
Название стиля |
Сфера употребления |
|
А) Быт |
|
Б) Художественная литература |
|
В) Наука и техника |
|
Г) Деловые отношения |
|
Д) Общественная жизнь |
Для справок:
1 – публицистический стиль;
2 -научный;
3 – художественный;
4 – официально-деловой;
5 – разговорный.
Образец ответа: 1 – Д, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А.
Типы речи (карточка ІІ)
О чём говорится в высказывании? |
Название типа речи |
Если говорится о признаках предмета или лица – это … |
№ 3 |
Если о действиях или событиях, то – это … |
№ 1 |
Если о причинах действий или событий – это … |
№ 2 |
Образец ответа:
№ 1. Повествование – смена действий и событий во времени.
№ 2. Рассуждение – установление причинной взаимосвязи событий и явлений.
№3. Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия, перечисление их признаков и свойств.
Обобщим: Вопрос 1. Какие стили речи вам известны?
Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.
Вопрос 2. Какие типы речи вам известны?
Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.
Учитель.
Итак, обобщим:
Вывод: для сочинения выбираем – повествование с элементами рассуждения.
Комментарий учителя:
Учитель. Задача нашего урока – научиться составлять рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта, с учётом коммуникативной задачи.
Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Иногда автор сосредотачивает внимание на самих событиях; они могут быть настолько выразительны, что не требуют специального подхода и выводов.
Учитель. Что такое рассказ?
Ответ учащихся: «Под рассказом понимают небольшое повествовательное произведение», это – «малая форма эпической прозаической литературы (хотя, как своего рода исключение из правила, имеются и рассказы в стихах)» - И.С.Тургенев «Воробей». Персонажам или событиям даются психологические характеристики.
В основе рассказа лежит какой-либо случай, как правило, чем-то примечательный, способный вызвать интерес.
Учитель. Какова композиция рассказа?
Ответ учащихся: В событиях, составляющих сюжет рассказа, можно выделить завязку, кульминацию и развязку, которые вместе со вступлением и заключением представляют основные композиционные элементы рассказа.
Рассказ отличается тем, что в нём особенно ярко проводится какая-либо мысль, идея, выражается отношение автора к передаваемым событиям и их участникам. Одним из средств выразительности, используемым в рассказе, является включение в него описаний и диалогов. В рассказе могут быть и элементы типа речи - рассуждения (чаще всего они содержатся в заключении). Рассказы пишутся в художественном стиле, поэтому нужно знать и уметь применять средства выразительности языка.
Памятка «В помощь ученику»
Обрамление в рассказе может нести разнообразную нагрузку:
А) характеризовать обстановку, в которой протекает действие,
Б) создавать фон для повествования.
А) умение анализировать собранные материалы, систематизировать их в соответствии с темой, использовать их творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего сочинения.
Б) очень важным моментом является не только выбор темы, но и определение основной мысли, адресата речи,
В) составление плана, отбор соответствующей лексики и синтаксических конструкций, последовательность изложения.
Образец структуры:
1. Тема: Любимый уголок природы.
2. Основная мысль.
3. Композиция рассказа.
а) Обрамление (начало):
Нет для меня прекраснее места на земле, чем это. Я живу в городе. Но у меня есть любимый уголок природы в пригороде. В письме к своей подруге, которая живёт в другой стране, я рассказала о нём… . (Завязка)
б) Основная часть (развитие действия, кульминация, спад действия).
в) Внесюжетные элементы (описание местности, памятников истории и культуры, диалог или интервью).
Окончание (развязка).
г) Обрамление (конец):
Вот и закончила свой рассказ. Много есть прекрасных уголков на земле. Но этот глубоко запал в сердце. Люблю его в разное время года, когда он становится то необычайно волнующим, то сказочным, то наполненным каким-то волшебством. Когда приедешь, убедишься в справедливости моих слов.
Учитель. Проведём работу с текстом
Прочитай начало и конец рассказа А.Шилова «Про мою бабушку»: І, ІІ части.
I. По-настоящему она моему отцу бабушка, а мне она уже прабабушка. Нет, не так... Ага, вспомнил: прабабушка. Вот кто она мне. Но ведь так не будешь говорить:
— Прабабушка, дай поесть!
Поэтому я зову ее бабушкой. Сейчас она старенькая. Она очень любит электричество и всегда сама включает свет в комнате. Подойдет к выключателю, приведет себя в порядок, а потом — щелк! И улыбается. У бабушки была одна привычка: когда она оставалась одна, то сама с собой вслух разговаривала. Негромко, но если незаметно быть рядом с ней, то все можно разобрать. Не знаю почему, но я очень люблю слушать такой разговор! Как только увижу, что она сидит, тихонечко подкрадусь к ней, уши навострю и жду. Если она вспоминает что-нибудь из своей прошлой жизни, то тогда меня за уши не оттащишь. Однажды мне довелось узнать про ее детство. Не так чтобы все от начала до конца, но все же...
II. Рассказ бабушки
ІІІ. За окном послышались голоса, хлопнула калитка.
— Никак Петр с Натальей из кино идут,— встрепенулась бабушка,— А у меня и самовар не поставлен! Засумерничались мы с тобой, свет надо зажигать.
Она затянула потуже платок на голове, вытерла руки о передник, потом щелк выключателем и улыбнулась.
А я лежал и думал про бабушкину жизнь...
Выступления учащихся, выделение идеи рассказа:
— Что вы узнали из этого отрывка о бабушке героя рассказа?
— В какие годы проходило ее детство?
— О чем она могла рассказать своему правнуку?
— Как заключение рассказа связано с его вступлением?
І Вступление
Обрамление - Я с ребятами нашего класса пришла на встречу с выпускниками школы. Собрались в основном члены литературного кружка. Они вспомнили о проводимых экскурсиях по литературному Киеву и попросили рассказать, имела ли работа, начатая в школе, своё завершение.
ІІ Основная часть - Слово взяла Валя. «После окончания школы я поступила на филологический факультет Киевского университета. Мне захотелось продолжить поиски материалов о пребывании в Киеве русских и зарубежных писателей. Работала в библиотеке, узнала много интересного. Решила проверить на практике, интересно ли будет ребятам узнать о Киеве литературном. Провела несколько экскурсий. Меня очень воодушевила работа с людьми, и я решила продолжать свою работу. После окончания университета поступила на курсы экскурсоводов.
Обрамление ІІІ Заключение - Я дополнила: «Перед вами справочник «Киев литературный», созданный моими соучениками в 11-ом классе. Валя – один из основных авторов справочника и теперь работает экскурсоводом киевского бюро путешествий».
Работа по учебнику: коллективная работа учащихся «Рассказ с элементами описания»
І - Начало обрамления
Лето. Дома не усидишь. Родители отправили меня в туристический лагерь. Походы, экскурсии и вечера у костра. Особенно понравился мне прощальный вечер. Горит костёр, мы сидим полукругом и каждый рассказывает какую-то историю. Слушаем рассказы, поём песни. Подошла и моя очередь.
Основная часть рассказа (от каждой группы по 1 рассказу)
ІІ - Учащиеся сочиняют коллективно.
ІІІ - Конец обрамления
Я закончил рассказ, но ребята попросили ещё хотя бы одну историю с приключениями. Было уже поздно, и я пообещал, что напишу им, и попросил их поделиться своими воспоминаниями. Костёр догорал, на прощанье мы спели любимую песню.
Упражнение 44. Выделите композиционные части рассказа с обрамлением с элементами описания памятника.
І. Вступление обрамления. - На Владимирской горке, на живописном берегу Днепра, расположен памятник князю Владимиру Великому. Памятник является её композиционным центром, известным атрибутом и одним из символом Киева, старейшим памятником города. К нему стремятся аллеи средней террасы, ступени с Владимирского спуска. И сегодня, и столетия назад по этим аллеям шли киевляне, которые благодарны были князю за укрепление православной веры.
ІІ. Основная часть. - В 1843 году известный русский скульптор В.Демут-Малиновский подготовил «Проект - сооружения в городе Киеве, над самым тем местом, где совершилось Крещение Руси, - памятника Святому князю Владимиру». Торжественное открытие памятника состоялось лишь спустя 10 лет, в 1853 году.
Бронзовая 4-х метровая статуя Крестителя Руси, изображённого с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой, возвышается на 16-метровом постаменте, облицованном чугунными плитами. У подножия фигуры – оружие, символы плодородия, факел просвещения. Общая высота памятника – 20,4 метра. Автор статуи Владимира – скульптор Пётр Клодт. Горельеф на пьедестале монумента изображает картину крещения древлян в 988г. Удачной идеей оказалась подсветка креста, благодаря чему памятник был виден с противоположного берега Днепра даже ночью.
ІІІ. Заключение обрамления. – Киев – воистину дивный город! Хотя бы потому, что в нём есть такое замечательное место, как парк Владимирская горка – настоящее чудо природы и творение рук человеческих. Памятник князю Владимиру, реконструкция которого была в 1953 году, сохранился до наших дней в первоначальном виде.
Вспомните, что вы узнали о рассказе на уроках литературы, и ответьте на вопросы:
Ответ: Рассказ - небольшое повествовательное литературное произведение.
Ответ: вступление, основная часть, заключение.
Ответ: Различают три основные разновидности внесюжетных элементов:
Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета.
Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними.
Обрамление – это вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.
Работа с текстами (в группе по 3 человека). Выделение обрамления
Учитель. Работа с данными текстами поможет вам выделять структурные элементы рассказа.
Текст І. Разделите так, как делили работу
В школе объявили субботник по уборке пришкольной территории. Некоторые взялись за работу: сгребали сухие листья, собирали сухостой. А некоторые ворчали, что это тяжело. И тогда учитель собрала нас на короткий перерыв в беседке и рассказала одну историю.
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.
— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.
— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
После рассказа учителя мы задумались о человеческой доброте, щедрости. Почему-то стало стыдно за свою детскую лень. Ведь на субботнике были и младшие школьники, какой же мы им показывали пример. С воодушевлением мы принялись работать на своём участке. Через час вокруг школы было чисто, а двор стал красивым и уютным.
Текст ІІ. Встреча с книгой
К нам в гости в класс пришла библиотекарь школы. Она сказала, что библиотека – это такое собрание книг, в котором ведется их учет, классификация, уход за ними. Если будут находиться в одном месте, будут расставлены по алфавиту и аккуратно переплетены, то это собрание книг уже может называться домашней библиотекой.
- А я расскажу про одну из моих вечерних встреч с книгой, - продолжил я. Был зимний вечер, я завернулся в пушистый плед, и уселся на кровать читать. Перед этим я долго выбирал книгу, хотя и знал их названия уже наизусть.
Что бы почитать? Может быть, «Двух капитанов» В. Каверина или «Приключения Шерлока Холмса» К. Дойля? Но больше всего я люблю А.Грина «Алые паруса». Решил прочитать, и на душе стало спокойно от встречи с любимыми героями, особенно с Грэем и Ассоль. Появление каждой новой книги – для меня огромная радость. Кроме книг, в моей библиотеке есть и журналы. Мне очень нравится «Караван историй». В нём рассказывают об известных людях, прославившихся в самых разных областях жизни.
Ребята, а вы любите книги?
Одноклассница Амина сказала: «В моем доме есть такая библиотека, но она совсем небольшая. Это в основном отдельные книги классиков русской литературы 19 века. Кроме того, есть книги, которые читает моя мама: романы, детективы».
- А у меня есть библиотека моей мечты, - сказала одноклассница Саша. Мне бы хотелось, когда я вырасту, выделить для книг отдельную комнату, которая будет называться кабинетом. В нём будет очень много стеллажей и уютное кресло, компьютер и даже камин. По вечерам мы будем здесь собираться всей семьей, к нам будут приходить друзья.
После наших рассказов библиотекарь посоветовала: «Мне хочется, чтобы у Вас было много собраний сочинений совершенно разных авторов. Я считаю, что только полное собрание сочинений может отразить все своеобразие творчества писателя».
Текст ІІІ. Настоящий друг
В классе проходил диспут «Если друг оказался вдруг». Ведущий обратился к нам:
- Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили бы погром и война… Но в нынешнее время это редкое явление. Можно ли казаться другом, но не быть им. Как вы считаете?
В классе зашумели. Я сказал: «Настоящая дружба — это, прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, будет держать в тайне то, что ты ему сказал».
Одноклассник Витя поддержал: «Настоящий друг никогда не посоветует ничего плохого и будет стараться сделать все, чтобы тебе было лучше.
Дима сказал: «Настоящий друг — это навсегда, что бы ни случилось! Даже если нас разлучит судьба, то на сердце останутся приятные воспоминания о нём!»
Ученица Саша: «В моей жизни пока есть два человека, которых я могу назвать настоящими друзьями — это Инна и Настя. Они всегда помогали мне, давали советы. Я им благодарна за то, что они есть на земле!
Ведущий сделал вывод: к вашим рассказам подходят высказывания великих людей:
А) «Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей», - Никколо Макиавелли.
Б) «Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает», - Оноре де Бальзак.
Текст IV. Урок бабушки
Как-то к нам приехала из деревни бабушка. Мне нравится, что от бабушки исходит запах дома, а одежда ее почему-то пахнет травами.
— Я сегодня не пойду в школу, — решительно заявила я, уже мечтая о том, как буду с бабушкой хозяйничать на кухне. Папа с мамой попытались переубедить меня.
— Идите-ка на работу, а мы с внученькой сами разберемся, — заключила бабушка, потом спросила меня:
— Хочешь, я расскажу тебе, как я училась?
Это было в тридцатых годах теперь уже прошлого века. Время было тяжелое: в семье было шестеро детей. Одежду мы носили аккуратно, чтобы потом им было что носить. Недоедали, зима в тот год выдалась суровая. Деревня наша небольшая, а в шести километрах, через лес, была школа, брат и я учились в ней. Так вот, заболел брат Алеша. А мне-то в школу идти надо, одной и через лес.
Вышла я из избы, меня мороз сковал, дышать не дает. Жутковато мне. И вдруг слышу: за мною кто-то крадется. Оглядываюсь... и глазам не верю. Волки! Остановилась я, а они смотрят на меня голодными глазами, страшнючие. Бежать, думаю, нельзя: растерзают, и стоять нельзя, замерзну. Ну вот, думаю, и конец мой настал. Вдруг слышу, телега с нашей стороны едет, да быстро так, волки зарычали.
Наконец вылетела на дорогу лошадь, волков учуяла. Сосед наш, дядька Кандыба, меня увидел, ружье схватил и давай палить по волкам. Почитай, спас меня! Довез меня до школы, а волки долго еще за телегой по лесу бежали. Пока Алеша болел, я так сама в школу и ходила через лес. Боялась, но ни одного дня не пропустила.
- А ты! – вздохнула бабушка.
Я выслушала рассказ бабушки и подумала: сколько же храбрости было в той маленькой девочке, а ещё: какое время было ужасное.
Бабушка, улыбаясь, внимательно посмотрела на меня, а я начала быстро собираться в школу, мне как-то стыдно стало пропустить занятия в школе.
Текст V. Наследство родителей
Вступление. Учитель биологии вела урок. На доске цитата:
«Крепкое физическое здоровье – это обязательное условие счастливой жизни». Действительно, крепкий от природы человек не замечает своего здоровья и, лишь потеряв его, понимает бесполезность всего того, что было для него главным: карьера, успех, деньги». Я задумалась и вспомнила рассказ мамы:
- Вредные привычки часто появляются в юности. Многие из них – от непонимания серьёзности болезни. Люди не задумываются об обществе, в котором они находятся, а ребята часто попадают в плохие компании, начинают курить, пить. Я не хочу тебе читать лекцию о том, что это? Как это действует на организм? И какие последствия получаются? Ты можешь прочитать это в Интернете. Ведь каждый человек выбирает сам себе путь в жизни. Плохие привычки лишь уничтожают организм изнутри. Жизнь дается один раз, и страшно смотреть на людей, которые этого не понимают, в то же время мне их жалко. Если они решаются вступить на такой путь, значит, они не смогли увидеть то прекрасное, что окружает нас в этом мире. К сожалению, мой сын, твой брат, курил, у него появился кашель, боль в груди, он сильно заболел, долго лежал в больнице, и только после того бросил эту вредную привычку.
Заключение. Я задумалась над рассказом мамы. В конце урока я поняла: самое ценное, что может иметь человек в жизни, – это здоровье. За этот дар надо благодарить родителей, которые передали тебе его в наследство.
Интерактивный приём «Мозговой штурм». Составление коллективного рассказа с обрамлением
Письмо другу
Город-памятник
Начало
Многие мои сверстники любят путешествовать. Я люблю новые места, новые ощущения, новые впечатления и новые знакомства. Но, наверное, у каждого человека есть место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для меня таким местом стал мой город Мариуполь. И не только потому, что это город, в котором я родился. Это город, в котором были Пушкин, Куинджи, Высоцкий, жил митрополит Игнатий.
Середина (учащиеся составляют вместе)
Концовка
Ребята помогли мне составить рассказ о памятниках выдающихся людей, земляков.
В Мариуполе довольно много достопримечательностей и памятников: Драматический театр, краеведческий музей, городской сад и художественная галерея. Всегда найдётся место, где я ещё не был, чего я ещё не знал, не видел, не посетил.
Интерактивный приём «Мозговой штурм»: как выделили обрамление, анализ.
Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
Учитель. Фотография – это язык эмоций.
Текст о фотографиях
Язык фото достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других - громко и искренне, от души, смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Она показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.
- Ребята! Как вы считаете фотография говорит нам о самом важном для нас?
Ответы учащихся:
Ответ 1. Если спросить у кого-нибудь, что именно из своих вещей он будет спасать в критической ситуации – то, скорее всего, фотоальбом или жесткий диск компьютера, на котором записаны семейные фотографии в цифровом виде. В случае паники человек всегда хватается за самое для него дорогое. И чаще всего это не деньги, не ювелирные украшения, а фотографии близких людей, снимки, хранящие в себе частичку прошлого, частичку уже ушедших дней жизни.
Ответ 2. Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Свадьбы и юбилеи, рождение детей, новоселье, отдых в далеких городах и странах… Все это имеет для нас огромное значение. Эти фотографии – наша история, история нашей семьи. На этих кадрах каждый из нас запечатлен в разные годы жизни. Совсем молодая бабушка, ещё до войны, в платьице в горошек – и вот она уже в преклонные годы: морщинки, добрые глаза…
Сотни, тысячи кадров складываются по крупицам в историю жизни каждого из нас.
Ответ 3. Фотография – частичка наследия человека
Школьные фотографии переживут нас… Спустя много лет, а может и много десятилетий, где-нибудь на чердаке или в чулане среди кипы пожелтевших бумаг наши дети или внуки найдут эти фотографии и узнают на них своих предков. Увидят совсем молодыми своих пап и мам, бабушек и дедушек. Значимость этих фотографий очень велика для каждого из нас. Ведь в них отобразилось остановленное мгновение прошедшей жизни. Не зря говорят: «остановись, мгновенье, ты прекрасно!».
Ответ 4. Фотографии помогают нам в общении
Фотографическое изображение – это намного значимее, намного серьезнее, чем просто картинка. Фотография затрагивает самое потаенное, самое глубинное, что есть в нашей душе, самые лучшие, самые добрые, самые щедрые стороны природы человека. Они всегда вызывают у нас желание поделиться с другими тем, что мы считаем важным, интересным, самым главным.
В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими кадрами. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные, страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей, то, что мы переживаем.
Ответ 5. В каждом из нас фотография открывает художника
Фотография – это очень сложный язык
Посредством ее автор может выразит всю палитру человеческих чувств. Удивление, сопереживание, радость, печаль, грусть, нежность… В одном кадре могут отразиться множество человеческих эмоций. Например, не все оценят пейзаж, который сфотографирован в пасмурный день. Им хочется видеть окружающую природу радостной, в буйстве множества красок, а не серой и грустной. Но ведь если в пейзаже нет ярких и насыщенных цветов – это не означает, что из него ушла жизнь! Просто в этом пейзаже жизнь другая: тихая и спокойная, неспешно текущая.. А если сфотографировать бурю, грозу… Вот где можно увидеть силу природы, ее мощь!
Учитель. Вспомните, когда Вы в последний раз листали семейный альбом с фотографиями. Вспомнили? А теперь ответьте, насколько свежие там снимки? То-то и оно. Вам, кстати, ещё повезло — у многих современных семей таких альбомов нет вообще. Казалось бы, зачем они нужны, если самые удачные кадры можно выкладывать сразу и в виртуальные альбомы, и в Инстаграм, и в соцсети.
Рассказ по фотографии тёти
Однажды в гостях у родственников увидел прелюбопытную шкатулку. Открыв ее, я услышал красивую мелодию. На дне шкатулки лежала старая фотография, изображающая мою тетю в молодости. Ей было столько же лет, сколько мне сейчас…
Задание: представь, какой была ее юность, попробуй составить рассказ.
Образец ответа.
На фотографии тетя стояла в кругу друзей, был летний теплый денек. Все были одеты в спортивную одежду, я даже не поверила, что фото - в честь ее дня рождения. Друзья – одноклассники, такие веселые, загорелые, с удочками, девочки с корзинками и смешными шляпками на голове. Оказалось… они были возле речки на пикнике. Один паренек был с гитарой, наверное, они пели песни. Тетя рассказала, что их дружба сохранилась до сих пор, и они встречаются в день выпуска класса.
Учитель. Комментарий.
Ещё 20-30 лет назад, чтобы сделать качественную семейную фотографию, людям приходилось идти в фотосалон. Матери делали причёски, отцы надевали лучшие пиджаки, детей наряжали в праздничную одежду. Приглашали братьев и сестёр, а по дороге в салон обязательно заезжали за бабушками и дедушками. Семейная фотография была ритуалом, объединяющим родственников, поводом встретиться с теми членами семьи, с которыми в повседневной жизни почти утеряна связь. Процесс съёмки превращался в праздник.
Один из крупнейших теоретиков фотографии Сюзен Сонтаг пишет: «Традиция семейных фотографий появилась именно в тот момент, когда в развитых странах большая семья фактически распалась — как способ сохранения связи между маленькими ячейками прежней общности».
Выступление ученика – помощника учителя. -Что такое Инстаграм?
Инстаграм
Сколько фотографий хранится на жёстком диске Вашего компьютера? А на смартфоне? У вас есть Инстаграм? Как бы нам ни были дороги семейные альбомы, нужно признать: сегодня технический прогресс максимально обесценил фотографию. Мы снимаем на гаджеты, не придавая получившимся кадрам практически никакого значения. Главная цель этих снимков — собрать побольше «лайков», через пару дней мы забываем о них и крайне редко пересматриваем снова. То же происходит и с семейными фотографиями: сотни однотипных изображений могут скапливаться в Ваших облачных сервисах, на флешках и жёстких дисках, но Вы никогда не подержите их в руках и вряд ли станете подолгу рассматривать каждый кадр в попытке разглядеть там что-то новое.
Учитель. Сегодня в мире техники и компьютерных технологий фотографы советуют проводить семейную фотосессию хотя бы раз в год — например, по случаю больших праздников или юбилеев старших родственников.
Важно не только знать историю прошлых поколений, но и вести современную летопись своей семьи с помощью фотографии.
Тексты, способствующие развитию эмпатии (сопереживанию), выделить обрамление. Найдите средства языка в текстах, повторив их по таблице.
Долгожданная кукла
Как-то раз я и мама пошли в магазин. Направляясь с покупками к выходу, мама остановилась перед стендом с куклами Барби. Мне это показалось странным. Она долгое время стояла неподвижно перед игрушками, рассматривая их. Все куклы были очень красивые, с длинными волосами, они были одеты в разноцветные шёлковые платья.
Обрамление:
Мама начала свой рассказ: «Я помню, как купила сама себе первую куклу Барби. В моём детстве каждый ребёнок мечтал в свою коллекцию игрушек заполучить такую куклу. Тогда они стоили очень дорого, и не каждый родитель мог позволить купить своему ребёнку такой подарок. Очень долгое время мне приходилось помогать взрослым по хозяйству. За это мне давали небольшое вознаграждение. И через некоторое временя, когда однажды поехала в магазин за хлебом, я увидела в витрине магазина куклу своей мечты. Конечно, я её купила.
После рассказа мамы я задумалась: какое трудное детство было у неё и какое же счастливое детство у меня.
Таблица: особенности языка
№ |
Средства языка в лирике С.Есенина |
Их назначение |
Примеры к понятию |
1. |
Обилие эпитетов, образные метафоры |
Делает пейзаж зримым |
Страна берёзового ситца |
2. |
Эмоциональность, лирическое настроение. |
Показывают силу любви. Говорят о красоте чувства |
Льющаяся с клёнов листьев медь |
3. |
Вопросы и обращения |
Дают конкретность и точность в изображении окружающего мира |
Клён ты мой, опавший |
4. |
Рефрен, анафора |
Передают то нарастающую тревогу, то радостное волнение |
«Не жалею, не зову, не плачу…» |
Учитель. Ребята, приведите примеры рассказов, в которых говорится о добром отношении к людям, к птицам, животным.
Ученик 1. Братья наши меньшие
Обрамление: Вступление
На День рождения мне родители подарили собаку. А животные требуют внимания, поэтому в мои обязанности входило гулять с моим новым другом утром и вечером.
Основная часть
Это случилось тёплым летним вечером. Мы с собакой гуляли в парке. На площадке для животных уже никого не было. Дружок весело бегал около меня, а затем вдруг насторожился – и побежал в противоположный бок, где начал задорно лаять. Любопытство заставило и меня подойти к нему. Вдруг я почувствовала, что кто-то царапает мне ногу. Я опустила глаза и увидела, как ко мне жмётся испуганный маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил защиты у меня: его белые пушистые лапки дрожали от страха. Я взяла живой клубочек счастья на руки, приголубила и успокоила. Котёнок приятно замурчал.
Обрамление: Заключение
Домой мы отправились уже втроём: Дружок, я и котёнок. Вспомнились слова Тургенева: «Только любовью, только ею держится жизнь».
Ученица 2. Страшная потеря
Обрамление: Вступление
Я вернулась со школы очень расстроенная: поссорилась со своей подругой. Настроения не было, ведь раньше мы всегда шли домой вместе, обсуждали прошедший день. Дома меня встречала бабушка. Она поняла, что со мной что-то не так, и рассказала мне историю из своего детства.
Основная часть
Вот её рассказ:
Когда я была совсем маленькая, то имела много друзей. И одна девочка была мне особенно дорога. Мы дружили, вместе играли, а потом пошли в один класс учиться, и более прочной дружбы не было в классе. Ведь времена были сложные, иногда приходилось носить на двоих одни сапожки, делить один кусок хлеба. И однажды я с той девочкой поссорилась. В школу начали ходить поодиночке, горделиво отворачивались друг от друга, когда учительница по привычке давала задания на двоих. Было очень обидно и хотелось вернуть время назад. Но гордость не давала сделать первый шаг. А потом случилось самое страшное. Однажды подруга просто не пришла в школу. А потом ещё день, ещё неделю. Я начала волноваться, ведь девочка не пропускала школу так много. Потом пошли слухи, что в деревне сгорела хата, какой ужас охватил, когда я узнала, чья хата сгорела. Вся семья погибла. Это был дом моей подруги.
Заключение
Бабушка горестно вздохнула. После рассказа я проговорила про себя: «Что имеем, не храним, а потерявши, плачем». Действительно, дружбу надо ценить и беречь, и я решила срочно помириться с подругой.
Используя рабочие материалы, составленные на уроке, написать рассказ с обрамлением на тему «Рассказы взрослых о своём детстве», «Мои знаменитые земляки».
Ребята! Составьте ассоциативный блок «Фотография для человека», «Рассказы по фотографиям».
Выберите тему для сочинения из предложенных ниже.
Учитель. Составьте и запишите в черновике сочинение-рассказ (в форме письма, рассказа, заметок в дневнике) на основе услышанного или личного опыта, включив в него внесюжетные элементы: описание местности, описание памятника истории и культуры, интервью (по выбору), способствующие раскрытию вашего замысла. Перечитайте текст созданного вами сочинения-рассказа с обрамлением. Используйте один из приёмов редактирования: исключите всё то, что не соответствует теме, основной мысли и раскрытию замысла. Перепишите сочинение начисто.
№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Мы знаем тему, умело применяем знания о типах и стилях речи, средствах языка |
3 |
2 |
Умеем делать логические выводы при исследовании текстов с обрамлением |
3 |
3 |
Точно отвечаем на вопросы, составляем описание |
3 |
4 |
Выполняем «Правила работы в группе», умеем пользоваться «Памятками» |
3 |
Самооценка (всего): |
12 |