Урок развития речи по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

Про матеріал
Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» Подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
Перегляд файлу

Урок развития речи по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Цели: раскрыть основную мысль картины;

Подготовить учащихся к описанию изображенного на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.

Оборудование: на экране картина «Опять двойка».

Опережающее домашнее задание: подготовить историю создания картины “Опять двойка”.

Ход урока.

1.Организационный момент (инсценировка: журналист и два ученика.)

Учитель Ребята, здравствуйте! Начинаем наш урок. Но не все ещё в классе. Где же остальные ученики?

 

Появляются двое ребят. К ним подбегает журналист, в руках у него блокнот и карандаш.

Журналист Я журналист, иду на урок русского языка, там сейчас будут обсуждать картину о двойке. Хочу у вас взять интервью.

Дети (с недоумением) Пожалуйста.

Журналист Куда вы так торопитесь?

Дети В школу.

Журналист Очень хорошо. Значит, вы учитесь. (Обращаясь к первому) Как ты учишься?

Первый ученик Хорошо.

Журналист А двойки случаются?

Первый ученик Бывают.

Журналист Как относятся дома?

Первый ученик (махнув рукой) Ой, лучше не вспоминать!

Журналист обращается ко второму ученику Ну, а твои дела как?

Второй ученик Неплохо.

Журналист Двойки давно получал?

Второй ученик Нет, не так уж давно.

Журналист А почему получил?

Второй ученик Знаете, забыл про уроки, пошёл к товарищу, у того игра интересная, так заигрались, что ничего не сделали. А тут учительница к доске вызвала, ну вот и два. (Опускает голову.)

Журналист Дома знают?

Второй ученик Нет, пока не догадываются. Сегодня вот исправить хочу. Извините, тороплюсь.

Журналист Счастливо!

(Ученики садятся на место. Урок продолжается.)

 

2. Подготовка к восприятию картины.

Учитель смотрит на ребят хмуро. Вот, оказывается, в чем причина вашего опоздания! Ребята, а может, в самом деле поговорим сегодня о двойке?

Какая милая, какая хорошая оценка! Что вам не нравится? Что вы испытываете, когда приходите домой с двойкой?

Ученики Очень неприятно получать двойки, стыдно идти домой.

Учитель А как относятся ваши близкие к этому?

Ученики Переживают, бранят, иногда сочувствуют. Вообще грустная картина. Все от тебя отворачиваются, смотрят как на преступника.

Учитель А что чаще всего мешает выучить уроки?

Ученик Лень, недобросовестность, отсутствие ответственности.

Учитель Да, бывают в жизни такие эпизоды, когда мы, не задумываясь, наносим близким раны своим равнодушием, ленью, беспечностью, безответственностью. О таких явления в жизни рассказывает нам, например, картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!»

 

Все мы знаем, что существуют разные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и т.д. Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. В литературе это слово, в музыке – это звук, в живописи – цвет, в скульптуре – камень, металл, дерево…

Подумаем над словом живопись. Каково его лексическое значение?

Слайд 2 после ответа

«Живо пишу» или «пишу красками». Произведения живописи называются картинами.

 Слайд 3

Если же картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме, ее называют репродукцией.

Если же перед вами рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного произведения, - это иллюстрация.

Сегодня мы с вами поработаем по репродукции картины «Опять двойка», познакомимся с историей создания ее. Картина интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас. 

Слайд 4

3. Сообщение учащегося об истории создания картины «Опять двойка!».

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

О работе над картиной Решетников говорил: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

 

Вот такова история создания картины. Действительно очень интересная история.

 

4. Беседа по вопросам. Анализ картины.

1. Посмотрите, кто является главным героем картины?

2.Как художник показал, что главный герой картины - ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него). А кто еще изображен на картине? На кого они смотрят?

3. Как вы думаете, сколько лет мальчику? (Мальчику примерно 10-11 лет). Он примерно ваш ровесник, чтобы вы испытали, если получили двойку? (он опустил голову, ему стыдно.

4. А во что он одет, как он стоит? Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).

Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.

Слайд 5

5.Работа над деформированным предложением:

 постройте предложение, расставив слова в правильном порядке: Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

5.1 О чём говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки). Сломан замок, перевязан веревкой.

6. А как живут герои этой картины? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед).

Слайд 6

7Работа над деформированными предложениями:

 Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке: С, смотрит, осуждением, мама , и, переживает, очень, сына, за.

7.1 Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!)

Слайд 7

8. Работа над деформированными предложениями:

Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке: Велосипеде, на, смеется, катается, и, братишка, маленький.

8.1 Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).

Слайд 8

9. Работа над деформированным предложением:

Постройте предложение, расставив слова в правильном порядке: Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

9. 1 Обратите внимание на взгляд сестры? Как она учиться? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).

Слайд 9

Словарная работа: Пионерка – это девочка, которая всегда и во всем первая: в учебе, в поручениях.

10. Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам). Друг, поддержка.

11.Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет).

Слайд 10

12. Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки)? Как он ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц). Через цвет

13. Какие цвета использует художник? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.

А как бы вы еще назвали картину? Какие слова при этом использовали?

Слайд 11

6. Словарная работа.

1. Четвертое лишнее

Давайте попробуем найти лишнее слово в описании этой картины

Огорчение

Виноватый

Счастливый

Обижается

Кто желает ответить?

Слайд 12

2. Составить предложения по данному началу:

Главным героем является…

В руках у мальчика…

Старшая сестра смотрит на брата с упрёком, потому что …

В глазах мамы – настоящая, глубокая обида, ведь она …

Мальчик, наверное, осознаёт, что …

Я думаю, что он получил двойку….

Изобразив драматическую ситуацию в доме двоечника, художник хотел нам сказать, что …

Картина заставила меня задуматься о …


Слайд 13

7. Составление плана сочинения. Давайте составим план сочинения. Все имеет свою историю..

  1.                                                  Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  2.                                                  Осуждающий взгляд матери.
  3.                                                  Взгляд и поза сестры.
  4.                                                  Младший брат
  5.                                                  Собака - верный друг мальчика.
  6.                                                  Основная мысль картины.
  7.                                                  Моё отношение к картине.

 

8. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

Слайд 14

9. Слово учителя. Чтение письма Ф.П. Решетникова.


 

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одном из ваших уроков вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка!».

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас ещё многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно).

Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки»- на пятёрку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учёбе!

Ф. Решетников.


Слайд 15

10. Домашнее задание: Написать сочинение.

Слайд 16

11. Рефлексия

И напоследок предлагаю сделать подарки друг друг.

Давайте подарим соседу то,что понравилось на сегодняшнем уроке больше всего (Наример, желание не получать двойки,

 

doc
Додано
27 січня 2019
Переглядів
1173
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку