Урок русского языка в 11 классе
Подготовила
учитель русского языка
Петропавловской СШ№2
Станично-Луганского района
Луганской области
Тищенко Татьяна Витальевна
Тема. Нормы употребления глаголов и глагольных форм
Цели:
- формирование коммуникативной компетенции: развитие умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
- формирование лингвистической компетенции: освоение основных норм русского литературного языка в рамках изучения темы «Глагол»; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие умения пользоваться различными видами лингвистических словарей, Интернет-ресурсами.
- формирование культуроведческой компетенции: освоение норм русского речевого этикета.
- воспитание ответственности, аккуратности, дисциплинированности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник.
Придает речи жизнь, присутствием своим
животворит отдельные слова.
Н. Греч
Ход урока
І. Сообщение темы, цели
Работа с эпиграфом к уроку.
Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
Конечно, это глагол. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.
Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу». (Запись темы, эпиграфа) слайд №1.
ІІ. Работа над темой
1. Беседа
- Итак, вспомним, что такое культура речи?
- Это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка.
- Что такое языковая норма? Обратимся к толковому словарю
- Это образец, правило.
- Какие существуют основные виды норм языка? (орфоэпические нормы, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные).СЛАЙД №2
- Какие правила устанавливают орфоэпические нормы?
Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков.
- Какие правила устанавливают грамматические нормы?
Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.
- Что регулируют лексические нормы?
Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением
- Что регулируют орфографические нормы?
Орфографические нормы регулируют правильное употребление букв на письме.
- Какие правила устанавливают пунктуационные нормы?
Пунктуационные нормы – это правила постановки знаков препинания
Вы, наверное, заметили, что название норм языка соответствуют названиям разделов науки о языке.
2. Наблюдение
Л.Н.Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе».
Выполняя задания на сегодняшнем уроке, мы будем наблюдать, какое движение фразе может дать глагол.
звонить, включить, вручить.
Задание выполняем по рядам.
Ед.ч
1 л звонЮ включУ вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
Мн.ч.
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили?
- Глаголы звонить, включить, вручить во всех формах имеют ударение на последнем слоге.
- Какие ещё глаголы спрягаются по данному принципу?
- При изменении имеют ударное окончание и глаголы повторить, сверлить.
- Обратимся к памятке и вспомним ряд глаголов с подвижным ударением. (Работаем с 1 и 2 частями памятки).
ПАМЯТКА
1. занЯть – зАнял
начАть – нАчал
понЯть – пОнял
прибЫть – прИбыл
принЯть – прИнял
2. задАть – зАдал и доп. задАл
налИть – нАлил и доп. налИл
обнЯть – Обнял и доп. обнЯл
отдАть – Отдал и доп. отдАл
подАть – пОдал и доп. подАл
предАть – прЕдал и доп. предАл
продАть – прОдал и доп. продАл
прожИть – прОжил и доп. прожИл
создАть – сОздал и доп. создАл
3. Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу НЕ в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):
быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;
дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;
жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;
пить – нЕ пил, нЕ пило, нЕ пили; но: не пилА.
- Хорошо, ребята! Уверена, что не только на уроках русского языка вам пригодятся полученные знания по орфоэпии, но и в повседневной речи вы будете правильно ставить ударения в словах или образовывать формы глаголов.
победить –убедить –командовать –доверять –пылесосить –
преодолеть –висеть –жалеть –очутиться –выкопать ощутить –
задудеть – победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть.( Это недостаточные глаголы, то есть глаголы, ограниченные в образовании или употреблении личных форм. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция)
Если в данных глаголах ударение передвигается на 1 или 2 слоги, то есть глаголы, у которых ударение передвигается на частицу.
3. Работа над произношеним глаголов: (СЛАЙД №5)
просыпается, каяться, учатся, получится, ложится.
ПРАСЫПАЙЭЦА, КАИЦА, УЧАЦА, ПАЛУЧИЦА, ЛАЖИЦА.
Какой сделаем вывод?
- Все глаголы с орфограммой тся, ться пишутся по-разному, но произносятся одинаково. На месте сочетания ТС мы произносим долгий звук Ц.
4.
Вы, конечно, знаете, что при спряжении ряда глаголов происходит чередование звуков, что зачастую приводит к нарушению грамматических норм. (СЛАЙД №6)
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)
2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)
3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)
4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)
5.
Употребление глаголов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ. Одеть – кого-то, надеть – на себя (СЛАЙД №7).
Придумайте и запишите предложения по рисункам, используя глаголы ОДЕТЬ – НАДЕТЬ.
-Мама одела ребёнку тёплую шубку. Близнецы надели одинаковые куртки.
- Определите, во всех ли предложениях правильно употреблён глагол ОДЕТЬ.
1) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
- Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ.
- Хорошо зная лексическое значение глаголов, вы не сядете в калошу и будете грамотно употреблять глаголы в речи. Кстати, знаете ли вы, что обозначает выражение «сесть в калошу»?
- Этот фразеологизм означает «оказаться в смешном, глупом положении».
- Вы уже знаете, что в состав фразеологизмов часто входят глаголы. Посмотрите на экран. (СЛАЙД №8)
Смотреть сквозь пальцы – намеренно не замечать что-либо.
Заткнуть за пояс – превзойти в чём-либо.
Хромает по математике – пробелы в знаниях.
Кипит от негодования – сильно возмущается.
С одним из фразеологизмов составьте предложение.
III. Домашнее задание: (СЛАЙД №9)
написать сочинение-рассуждение на тему «Если будешь на знания смотреть сквозь пальцы, то вряд ли в разговоре с другими людьми сможешь заткнуть их за пояс».
IV. Рефлексия (СЛАЙД №10)
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
1