Урок "Нормы употребления глаголов и глагольных форм"

Про матеріал
Урок русского языка в 11 классе о нормах употребления глаголов и глагольных форм
Перегляд файлу

   Урок русского языка в 11 классе

                                                                                            Подготовила

                                                                             учитель русского языка

                                                                          Петропавловской СШ№2                                                                 

                                                                   Станично-Луганского района

                                                                                     Луганской области

                                                                 Тищенко Татьяна Витальевна

 

Тема. Нормы употребления глаголов и глагольных форм

Цели:

- формирование коммуникативной компетенции: развитие умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

- формирование лингвистической компетенции: освоение основных норм русского литературного языка в рамках изучения темы «Глагол»; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие умения пользоваться различными видами лингвистических словарей, Интернет-ресурсами.

- формирование культуроведческой компетенции: освоение норм русского речевого этикета.

 - воспитание ответственности, аккуратности, дисциплинированности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник.

                                                       Придает речи жизнь, присутствием своим

                                                        животворит отдельные слова.

                                                                                    Н. Греч

Ход урока

І. Сообщение темы, цели

Работа с эпиграфом к уроку.

       Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

        Конечно, это глагол. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

             Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу». (Запись темы, эпиграфа)  слайд №1.

ІІ. Работа над темой

1. Беседа

- Итак, вспомним, что такое культура речи?

- Это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка.

- Что такое языковая норма? Обратимся к толковому словарю

- Это образец, правило.

- Какие существуют основные виды норм языка? (орфоэпические нормы,            грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные).СЛАЙД №2

- Какие правила устанавливают орфоэпические нормы?

Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков.

- Какие правила устанавливают грамматические нормы?

Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений. 

- Что регулируют лексические нормы?

Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением

- Что регулируют орфографические нормы?

Орфографические нормы регулируют правильное употребление букв на письме.

- Какие правила устанавливают пунктуационные нормы?

Пунктуационные нормы – это правила постановки знаков препинания

        Вы, наверное, заметили, что название норм языка соответствуют названиям разделов науки о языке.

2. Наблюдение

Л.Н.Толстой  говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе».

Выполняя задания на сегодняшнем уроке, мы будем наблюдать, какое движение фразе может дать глагол.

  • Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: (СЛАЙД №3)

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИм        включИт       вручИт

Мн.ч.   

1 л звонИм         включИм       вручИм   

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт

- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили?

- Глаголы звонить, включить, вручить во всех формах имеют ударение на последнем слоге.

- Какие ещё глаголы спрягаются по данному принципу?

- При изменении имеют ударное окончание и глаголы повторить, сверлить.

- Обратимся к памятке и вспомним ряд глаголов с подвижным ударением. (Работаем с 1 и 2 частями памятки).

 ПАМЯТКА

1. занЯть – зАнял

начАть – нАчал

понЯть – пОнял

прибЫть – прИбыл

принЯть – прИнял

2. задАть – зАдал и доп. задАл

налИть – нАлил и доп. налИл

обнЯть – Обнял и доп. обнЯл

отдАть – Отдал и доп. отдАл

подАть – пОдал и доп. подАл

предАть – прЕдал и доп. предАл

продАть – прОдал и доп. продАл

прожИть – прОжил и доп. прожИл

создАть – сОздал и доп. создАл

3. Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу НЕ в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть – нЕ был, нЕ было, нЕ были; но: не былА;

дать – нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали; но: не далА;

жить – нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили; но: не жилА;

пить – нЕ пил, нЕ пило, нЕ пили; но: не пилА.

- Хорошо, ребята! Уверена, что не только на уроках русского языка вам пригодятся полученные знания по орфоэпии, но и в повседневной речи вы будете правильно ставить ударения в словах или образовывать формы глаголов.

  • Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (СЛАЙД №4)

победить –убедить –командовать –доверять –пылесосить –

преодолеть –висеть –жалеть –очутиться –выкопать ощутить –

задудеть – победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть.( Это недостаточные глаголы, то есть глаголы, ограниченные в образовании или употреблении личных форм. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция)

  • Работа с 3 частью памятки.

 Если в данных глаголах ударение передвигается на 1 или 2 слоги, то есть глаголы, у которых ударение передвигается на частицу.

3. Работа над произношеним глаголов: (СЛАЙД №5)

просыпается, каяться, учатся, получится, ложится.

ПРАСЫПАЙЭЦА, КАИЦА, УЧАЦА, ПАЛУЧИЦА, ЛАЖИЦА.

Какой сделаем вывод?

- Все глаголы с орфограммой тся, ться пишутся по-разному, но произносятся одинаково. На месте сочетания ТС мы произносим долгий звук Ц.

4.

Вы, конечно, знаете, что при спряжении ряда глаголов происходит чередование звуков, что зачастую приводит к нарушению грамматических норм. (СЛАЙД №6)

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

5.

Употребление глаголов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ. Одеть – кого-то, надеть – на себя (СЛАЙД №7).

Придумайте и запишите предложения по рисункам, используя глаголы ОДЕТЬ – НАДЕТЬ.

-Мама одела ребёнку тёплую шубку. Близнецы надели одинаковые куртки.

- Определите, во всех ли предложениях правильно употреблён глагол ОДЕТЬ.                      

1) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

- Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ.

 - Хорошо зная лексическое значение глаголов, вы не сядете в калошу и будете грамотно употреблять глаголы в речи. Кстати, знаете ли вы, что обозначает выражение «сесть в калошу»?

- Этот фразеологизм означает «оказаться в смешном, глупом положении».

- Вы уже знаете, что в состав фразеологизмов часто входят глаголы. Посмотрите на экран. (СЛАЙД №8)

 Смотреть сквозь пальцы – намеренно не замечать что-либо.

Заткнуть за пояс – превзойти в чём-либо.

Хромает по математике – пробелы в знаниях.

Кипит от негодования – сильно возмущается.

С одним из фразеологизмов составьте предложение.

III. Домашнее задание: (СЛАЙД №9)

 написать сочинение-рассуждение на тему «Если будешь на знания смотреть сквозь пальцы, то вряд ли в разговоре с другими людьми сможешь заткнуть их за пояс».

IV.  Рефлексия (СЛАЙД №10)

          Сегодня на уроке я научился…

           Своей работой на уроке я …

        Урок заставил меня задуматься о …

          А особенно мне удалось …

         Я понял, что …

         Мне было интересно, потому что …

         Для меня стало открытием, что …

        Мне показалось важным …

 

1

 

doc
Додано
28 січня 2019
Переглядів
3784
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку