Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения
на тему: «Три склонения имен существительных в единственном числе
4 класс
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Раздел: Части речи.
Тема: Три склонения имен существительных в единственном числе (1 урок по теме).
Цель:
сформировать у учащихся общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; составить алгоритм определения склонения имен существительных в единственном числе; научить распознавать склонение имен существительных.
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, карточки с заданиями, сигнальные карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Под музыку «В мире много сказок есть» учащиеся входят в класс и занимают свои места). - У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются). - Здравствуйте. - Садитесь.
2. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, ребята, почему наш урок начался с песни о сказках? (Мы будем изучать сказки; отправимся в гости к сказкам, сказочные герои придут к нам в гости).
- Правильно. Наш урок сегодня будет сказочный – посвящен сказкам. Какие произведения мы с вами изучаем сейчас на уроках литературного чтения? (Литературные – волшебные сказки).
- Правильно. Назовите, пожалуйста, автора и произведение. (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»).
МАОУ Домодедовская СОШ №2
- А «Братья Гримм» это имя или фамилия? (Ответы детей. Если нет правильного ответа даю сама пояснение). Это литературный псевдоним братьев сказочников.
- (Мозговой штурм). Проверим ваши знания. Я показываю иллюстрации к сказкам, а вы называете произведение.
- (Проверка д/з, которое задавалось индивидуально по группам). Ребята, а кто подготовил свои иллюстрации к сказкам Братьев Гримм? Выходите, покажите всему классу. (Ученики демонстрируют свои иллюстрации, сообщают название произведений). Молодцы.
- Кто подготовил, принес, книги для нашей книжной выставки? Встаньте и поставьте на подставки. (Ученики демонстрируют сборники сказок и расставляют книги на подставки). Спасибо, молодцы.
- А кто подготовил сообщение о Братьях Гримм, нашел интересные факты из их биографии или жизни? (Братья Гримм: Якоб родился 4 января 1785 и Вильгельм родился 24 февраля 1786 — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Братья Вильгельм и Якоб Гримм родились в городе Ханау. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. 4 января 2015 года Якобу Гримму исполнилось бы 230 лет. Как лингвисты, были одними из основоположников научной германистики. Якоб сформулировал и исследовал закон, впоследствии названный «законом Гримма» о первом германском передвижении согласных. В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка: Вильгельм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D, а Якоб пережил своего брата почти на четыре года, успев завершить буквы A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над словом фрукт. Выпуск словаря начался в 1852 году и был завершён лишь в 1961 году, но и после этого регулярно перерабатывается. В 2005 был снят фильм-сказка «Братья Гримм». Несмотря на название и некоторые параллели, к реальным персонажам фильм имеет косвенное отношение. Также в Америке была написана серия книг «Сёстры Гримм». Сюжет этой серии повествует о девочках, являющихся потомками братьев Гримм. По сюжету, братья Гримм — не сказочники, а, скорее, летописцы, записывавшие всё о действительно происходивших историях, а все персонажи сказок — невымышленные существа, которые, к тому же, живут вечно. Они называют себя вечножителями. Девочки вместе с бабушкой расследуют разные
МАОУ Домодедовская СОШ №2
криминальные дела, связанные с вечножителями. Сами братья Гримм в серии книг не появляются, так как действие разворачивается в наше время.).
- Молодцы. Спасибо. Мы продолжим далее говорить о сказках Братьев Гримм на уроках литературного чтения.
3. Орфографическая минутка.
- А сейчас положите перед собой тетради, проверьте правильность организации своих вещей на парте. Тетрадь должна лежать правильно, с наклоном, спина ровная. Давайте запишем на минутке каллиграфии литературный псевдоним братьев сказочников «Братья Гримм». Ребята, а подскажите, пожалуйста, как правильно написать словосочетание «Братья Гримм»? (Начинаем с заглавной буквы – начало предложения, слова собственные – пишем с заглавной буквы). Записываем. Обратите внимание на правильность нижнего соединения букв.
- Какой частью речи является слово «Братья» и слово «Гримм», как это можно определить? (Слова «Братья» и «Гримм» являются именем существительным. Это можно определить задав вопрос «кто? – братья», «кто? – Гримм»).
- Хорошо. А сейчас мы будем работать в парах. Положите перед собой карточку желтого цвета. Прочитайте задание (Один ученик читает вслух). Что вам необходимо сделать? (Ответ детей: выбрать из предложенных сказочных слов, те, которые являются словарными).
Госпожа Метелица, Горшочек каши, Король Лягушонок.
- Давайте проверим, какие слова вы выбрали. (Опрос нескольких учеников: метель, лягушка, горшочек).
- Правильно. А теперь записываем выбранные вами слова в тетрадь: метель, лягушка, горшочек. Что еще необходимо сделать? (Поставить ударение и указать опасное место – слабую позицию гласной).
- Почему эти слова словарные? (Безударная гласная находится в слабой позиции, и проверить ее мы никак не можем. Не подчиняются общим правилам проверки безударной гласной в корне слова).
МАОУ Домодедовская СОШ №2
- Что мы должны сделать с этими словами? (Запомнить или проверить их написание по орфографическому словарю. Демонстрация словаря).
4. Самоопределение к деятельности.
- Давайте выполним разбор слова «лягушка» как часть речи. (Один ученик у доски: Лягушка – сущ., н.ф.- лягушка, одуш., нариц., ед.ч., ж.р., И.п..).
- Ребята, давайте вспомним, что значит просклонять имя существительное? (Просклонять имя существительное, значит изменить слово по падежам).
- Всегда ли можно определить у имени существительного падеж? Почему? (Не всегда. Необходимо знать слово, от которого зависит имя существительное, а лучше предложение, в котором оно употребляется).
- Давайте определим склонение слова «лягушка». Можем ли мы это сделать? Почему не можем? (Нет, не можем. Мы не знаем как это делать.)
- Определите тему урока. Сформулируйте цель урока. (Мы будем изучать склонение имен существительных. Мы должны узнать, что такое склонение и как его определять).
- Ребята, а может кто-то умеет определять склонение имен существительных? Кто-то знает, как это делать? А где можно найти информацию о том, как определить склонение имен существительных? (В справочнике, в учебнике или любой энциклопедии по русскому языку, то есть используя любой официальный источник).
- А на уроке, как мы можем, с помощью чего получить новые или необходимые нам знания? (С помощью учителя или учебника). Пользуясь различными источниками, найдите, пожалуйста, способ определения склонения у имени существительного. Работаем в парах, помогаем друг другу. Читаем и делаем выводы. (Учебник – с. 16 – сообщение профессора Самоварова. Имена существительные женского, мужского рода с окончаниями -а, -я, ед. ч. относятся к 1 склонению: зима, земля, юноша, дядя. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего и мужского рода с окончаниями -о, -е, ед. ч. относятся ко 2 склонению: стол, дождь, яблоко, поле. Имена существительные женского рода с нулевым окончанием и имеющие мягкий знак на конце слова ед. ч. относятся к 3 склонению: радость, ночь, рожь, мышь, тень.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
5. Работа по теме урока.
- Сколько групп склонений мы узнали? Что необходимо знать для определения склонения имени существительного? (Имя существительное имеет три склонения: 1 скл, 2 скл и 3 скл. Склонение можно определить, узнав окончание и род имени существительного).
Моделирование таблицы «Три склонения имен существительных в единственном числе».
- Сколько групп склонений есть у имени существительного? Давайте заполним таблицу.
- Какие существительные относятся к первому склонению? Какими признаками они обладают? (м.р. и ж.р. - а , - я).
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Какими признаками они обладают? (м.р. - окончание нулевое, с.р. – о , - е).
- Какие существительные относятся к третьему склонению? Какими признаками они обладают? (ж.р. – окончание нулевое и с ь на конце слова).
- Давайте теперь с помощью нашей таблицы определим склонение нашего имени существительного «лягушка». (Лягушка – ж.р., ед.ч., окончание –а. 1 склонение). А давайте определим склонение у существительных метель и горшочек.
- Молодцы. Итак, делаем вывод: Что необходимо знать для определения склонения у имен существительных? (Единственное число, род и окончание).
6. Физкультминутка.
1 склонение 2 склонение 3 склонение м.р. - а , - я
ж.р. – а , - я
м.р. - ,
с.р. – о , - е
ж.р. -
и с ь на конце слова
Дядя, папа, каша, госпожа, вьюга, змея.
Сено, дом, король, олень, стол, письмо.
Ночь, дочь, печь, ложь, метель, постель.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
- А теперь давайте поиграем. Игра на внимательность. Условия игры: я называю существительное. Если оно относится к первому склонению, то поднимаем одну руку. Если ко второму склонению, то две руки. Если к третьему, то поднимаем две руки и одну ногу. Кто ошибается - садится.
Печь, гном, лиса, сказка, волшебство, дружба, доброта, хитрость, осел, король, окно, дочь, перина.
- Молодцы. Салитесь. Итак, как же определить склонение имени существительного?
Выделить окончание у имени существительного. Определить род имени существительного. Посмотреть к какой группе относится имя существительное.
7. Закрепление изученного материала.
- Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте задание. (Мальчик – с пальчик учился определять склонение имен существительных в единственном числе. Вот как он распределил слова в таблицу. Проверьте, все ли правильно он сделал?).
1 склонение 2 склонение 3 склонение сестра, метель, папа, каша, шапочка, крошка веретено, ведро, сказка, дружба, великан, осел ночь, принцесса, цепь, бревно, печь, мышь
- Что мы можем посоветовать Мальчику - с – пальчик? (Выучить склонение имен существительных и научится их определять).
8. Рефлексия.
- А теперь возьмем карточку розового цвета. Это задание для самостоятельного выполнения. Прочитайте задание. (Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните имена существительные 1-го склонения). Выполните его. Первые три человека выполнившие задание подходят для проверки, на оценку. Далее один ученик из класса отвечает на оценку.
9. Подведение итогов урока.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
- Молодцы. Хорошо поработали. Итак, давайте еще раз вспомним, что такое склонение? Сколько групп склонения? На что обращаем внимание при определении склонения имени существительного? (Склонение – это изменение слова. Три группы склонения: 1 склонение, 2 склонение и 3 склонение. Обращаем внимание на число, род и окончание).
- Обратимся снова к нашей схеме. Какова была цель нашего урока? (Научиться определять склонение у имен существительных). Достигли ли мы нашей цели урока? (Да). Чему мы научились? Что мы узнали? Где нам это пригодится?
10. Домашнее задание.
- Записываем домашнее задание. Вам необходимо дома из сказки «Белоснежка и семь гномов» выбрать по 5 существительных на каждую группу склонения и оформить в виде таблицы.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
Самоанализ интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению
Раздел: Части речи.
Тема: Три склонения имен существительных в единственном числе (1 урок по теме). Урок открытия учащимися новых знаний (тип).
В процессе построения работы с учащимися по этой теме я спланировала формирование следующих УУД:
личностные: o осознавать роль языка в жизни людей; o понимать эмоции одноклассников и уметь выражать свои эмоции; o грамотное и правильное использование языковых средств для отображения речевых высказываний своих мыслей; метапредметные: o регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем для усвоения знаний и учебных действий (понять, запомнить и воспроизвести); поиск путей решения проблемы; работа по алгоритму определения склонения имени существительного; o познавательные: построение умозаключений; предметные: учиться различать имена существительные 1, 2, 3 склонения.
На уроке я применяла такой метод работы как частично – поисковый (открытие новых знания в системе ученик – учитель) и моделирование.
Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая, игровая и технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная иехнология.
Формы проведения урока: фронтальная работа с учащимися, работа в парах, самостоятельная работа.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
При подготовке к уроку учащимся давалось индивидуальное задание в виде: подготовки сообщений, иллюстраций (рисунков).
Этапы урока: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, рефлексия, итоги и выводы.
Основной этап урока – это постановка проблемы перед учащимися и нахождение путей ее решения. Учащиеся сами поставили перед собой проблему (определили цель урока) и нашли способ решения поставленной цели достигли.
Урок был с интегрирован с уроком литературного чтения. Отбор дидактического материала и наглядных пособий осуществлялся с учетом межпредметной взаимосвязи русского языка и литературного чтения. Учебные задания были подобраны согласно тематике сказок Братьев Гримм. Практические задания, слова и иллюстрации сказок отображали содержание, название или сюжет сказок.
Урок был построен в соответствии с ФГОС, связки и переходы между этапами были логические, последовательные.
Слабым звеном урока считаю …..
Считаю, что цель нашего урока (познакомиться со склонениями имен существительных и научиться их определять) была достигнута