урок развития связной речи

Про матеріал

Данная разработка предназначена для учащихся 7-8 классов. На уроке дети учатся, опираясь на текст, описывать внешность человека. Вместе с тем текст не только дает представление о внешности великого музыканта Рубинштейна, но и знакомит с его личностью.

Перегляд файлу

Конспект урока

русского языка в 7 классе по теме:

Подготовка к изложению

«Описание внешности Рубинштейна».

 

 

Составила: Шишкина Валентина Николаевна

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма проведения: урок развития речи.

Цели урока:

  1. воспроизвести и закрепить знания учащихся о тексте описания внешности;
  2. сформировать умения выделять основные композиционные элементы текста, содержательные элементы, устанавливать зависимость выбора языковых средств от темы и главной мысли; формировать умение создавать текст описание внешности на основе данного.
  3. научить ценить многообразие лексических, грамматических средств языка, синтаксических оборотов  речи.

 

Ход урока.

  1. Слово учителя

   Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Куприна “Тапер”. Встреча с каким композитором стала самым большим подарком в жизни Юрия Азагарова? А что вы знаете об Антоне Григорьевиче Рубинштейне? (Величайший пианист, композитор – автор огромного числа произведений, например оперы “Демон”, основатель первой русской консерватории.)

 

  1. Чтение текста изложения

Текст изложения.

Описание внешности А. Г. Рубинштейна.

 

Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…

   Юрий Азагаров решил  в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…

 

  1. Беседа с классом.

-   Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

- Какой вид описания представляет собой текст?

 

  1. Работа над планом сочинения.

1)-   Из каких структурных частиц он состоит?

-   Какая часть текста называется зачином? Какой элемент содержания в нём обязателен? (Заявление, о ком или о чём идёт речь, т. е. заявление темы.)

 -  Где обычно заканчивается зачин и начинается основная часть? Выделите в тексте зачин.

 -  Озаглавим эту часть (“В залу вошёл пожилой господин…”) и запишем в виде первого пункта плана изложения.

 

2) -  Прочитайте основную часть. Назовите, какие элементы портрета составляют ее содержание, и на какие характерные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, его социальный статус, следует обратить внимание. Озаглавьте основную часть текста и запишите в качестве второго пункта плана: “Внешность композитора А. Рубинштейна”:

  1. Рост и фигура
  2. Манера держаться
  3. Лицо, лоб, глаза, губы
  4. Голова и волосы

   (Запоминающееся лицо: лоб изборождён “суровыми, почти гневными морщинами” - суровость; глаза, глубоко посаженные, смотрели ”тяжело, утомлённо и недовольно” – требователен, много трудится.)

 -  Какая деталь портрета свидетельствует о сильной воле, властности и упорства героя?

 -  Почему автор характеризует голову так: гордая, похожая на львиную? Случайно ли такое сравнение? Докажите, что не случайно, отыскав в тексте соответствующий элемент оценки.

   3)-   Прочитайте концовку. Какие элементы включает она: вывод, оценку, умозаключение?

План сочинения.

  1. В залу вошёл пожилой господин…
  2. Внешность композитора А. Рубинштейна:

   1) Рост и фигура

   2) Манера держаться

   3) Лицо, лоб, глаза, губы

   4)Голова и волосы

  1. Мнение о композиторе Юрия Азагарова.

 

  1. Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.

- Найдите в тексте контекстуальные синонимы, с помощью которых автор избегает повтора слова композитор (пожилой господин, вошедший, незнакомец, этот человек, новоприбывший гость).

- Прочитайте предложение “Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света”.

 -  Какое общество называли в XIX веке большим светом?

 -  Как вы понимаете значения слов изящный, величавый?

 

  1. Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок.

 -  В ученических работах доминирует такая синтаксическая конструкция: “У него были (такие-то…) глаза, губы, лицо и т.д.”. Обратите внимание, какие конструкции использует автор, чтобы констатировать наличие какой-то детали портрета и одновременно раскрыть качества личности:

   Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые…

   …большой четырёхугольный лоб был изборождён морщинами…

   …глаза…смотрели тяжело, утомлённо и недовольно…

   …нижняя челюсть…твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства.

   Общее впечатление довершала длинная грива густых волос…делавшая эту…голову похожей на львиную…

   - Составьте схему предложения, включающего оценку.

 

  1. Предупреждение орфографических  ошибок.  Работа со словами властность, присутствующие, изящный, запечатлеваются, впечатление, придавала, гостиная, физиономия.

 

  1. Чтение текста.
  2. Написание изложения на черновик (25 мин.), в чистовик (15 мин.)
docx
Додано
3 вересня 2018
Переглядів
964
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку