Тема: «Дар общения»
(Речевая деятельность. Общение, виды и правила общения. Законы общения.)
8 класс
Цель: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей, развивать культуру общения, пополнить словарный запас учащихся; воспитывать умение выражать свое доброе отношение к людям.
Оформление: таблички с эпиграфом и толкованием слов:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И.Тютчев
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. (С.Ожегов. Словарь русского языка).
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С.Ожегов. Словарь русского языка).
Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.
Советы Д. Карнеги:
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала «Дар общения». Почему так, вы узнаете немного позднее.
А сейчас обратимся к анкетам. Вам, ребята, был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения – что это такое, по-вашему? Вы почти все считаете, что искусство общения – это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но… Сначала послушайте два отрывка. (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т.1, ч.1, гл. XVІІ читает наизусть учитель; отрывок из повести В. Железникова «Чучело» (гл. 5) пересказывает близко к тексту ученица).
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
- Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом эмпатия.
Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию.
- А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала тест-задача про карлика.
Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (ребята высказывают свои версии).
- Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
- Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения. Тема вам была дана – «Самый несчастный день». Шесть человек считают самым несчастным днем, когда они получили «2», восемь – когда испытали чувство страха и боль (болезнь, несчастный случай, травма); три человека несчастливы, когда их лишают каких-то удовольствий (прогулки, велосипеда, пользования интернетом). И только несколько человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (гибель любимого животного, смерть деда, болезнь отца, внезапный отъезд друга…). Я могу сказать определенно, что эти несколько человек способны на высокое чувство – сострадание.
У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него. (учитель читает стихотворение со слов «Но не хочу, о други, умирать!» и до конца.)
Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни!)
- Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может вам помогут два правила.
Правило 1: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение «Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота».
Еще одно упражнение – игра-этюд «Чужая роль»:
- улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу;
- не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.
Правило 2: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
Один из великих современных шахматистов признался: « Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю.»
Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Владимир Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом.)
«Давайте говорить друг другу комплименты»,- сказал Б. Окуджава.
- Попробуем провести аукцион «Кто больше знает формул благодарности, извинения?»
Ну, а теперь способ, предложенный Владимиром Леви: попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющего отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем?
Итак, «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.
Домашнее задание «Альтруист на день» - сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом.
У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте ее, если до сих пор не читали. И подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко одно лишь сердце». Запомните, пожалуйста, это.
И завершить тему нашего урока я хочу словами Л.Н.Толстого: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие»
Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Нам не надо предугадать,
как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать, - так писал замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.
Бесчувственным кажется, что им хорошо, но это им только кажется.