урок русского языка 5 класс"Синонимы,антонимы,омонимы"

Про матеріал
Розробка уроку містить різні види роботи:робота в групах,складання синквейну, переклад тексту, знайомство з словниками та інше.
Перегляд файлу

Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)

Цели урока: 

образовательные: сформировать у учащихся умения находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, определять цель и правильность их использования в речи.

 пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, любови к природе

 

                                                   Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель    : В стране русского  языка
                       Не всё известно нам пока,
                       Но путешествовать начнём
                        И сами до всего дойдём.

Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

(Лексикология)

3.Проверка д/з

а)Опрос 

На прошлом уроке мы учили лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова Повторим .

-Что такое лексическое значение слова?(Это смысловое содержание сова,закрепленное в сознании говорящего)Определить лексическое значение слова –это сказать ,что оно означает.

Запись в тетради числа

б) Словарный диктант

Снежинка,ледяной,съехать,вьюга,зима,кататься,

праздник,блестеть,друзья,снег

-Что объеденяет эти слова?(тема)

-Какой любимый зимний праздник?

-Какое дерево является символом?(Ёлка)

в)-Объясните значение этого слова

-г)Сделать звуко-буквенный анализ слова ель

д)Игра «Узнай слово по значению»

-Длительный перерыв в учёбе для отдыха(каникулы)

-Обледеневшая при стоке вода в виде заостренной палочки(сосулька)

-Что мы делаем ,если не знаем значения слова?

Словарь современного руского языка состоит с 17 томов и насчитывает 250 тыс. слов.

-Найдите в соваре значение слова иней

(-Какие слова мы называем однозначными?(велосипед ,морковь)  -Многозначными?

-Что нарисовано на картинке?-В каких значениях употребляются эти слова?

-Составте два предложения.

  1. Работа над темой урока.

Учитель: Я знаю, что вы любите путешествовать, сегодня нас ожидает поездка в страну, недавно открытую на нашем глобусе знаний, ЛЕКСИКА.

Наш поезд проследует несколько городов. Названия этих городов вы видите на нашей карте, так будет и звучать тема нашего сегодняшнего урока Синонимы. Антонимы. Омонимы.СЛАЙД1

Учащиеся записывают  тему урока.

А сейчас удобнее усаживайтесь в своих купе. (Учащиеся разделены на три группы ). Мы отправляемся в путешествие. От того, каким дружным будет ваше купе, зависит успех путешествия.

Перед вами лежат зелёные кружочки – светофоры. Когда купе выполнит задание – сигнализируйте, что готовы к отправлению.

Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».

Учитель открывает доску, на доске нарисованы три  домика.

 Учитель: В каждом доме живут интересные жильцы – слова. А какие в каком домике живут, мы будем с вами выяснять в ходе нашего путешествия.

Сейчас каждое купе получит свое задание, на выполнение которого отводится вам 2 минуты, а после завершения работы над ними вы будете знакомить нас с жителями города, в который вы попали. Кто завершает работу над заданиями, поднимает зеленый кружочек.

Учитель раздаёт конверты с заданиями каждой группе под музыку.  

Та группа, которая первой выполняет задание, учитель открывает окошко в соответствующем  домике (например – синонимы), затем – во втором, после – в третьем.    

 Работа в группах  Карточка для  1 группы:

Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.

Вьюга снежная, пурга, 
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега, 
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

 Для косматых елей
Вопросы к тексту:

- к какой части речи они принадлежат?

- чем отличаются эти слова? Для чего служат они в речи?

- что вы знаете о синонимах?

    (это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются              оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы;   помогают объяснить значение слов).

Задание № 2. Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить написание, подобрать антонимы к данным словам:

Скуч…ный –интересный

Счаст….е –горе

Поз…ний –ранний

Под…ем –  спуск            Х…лодный–теплый

Задание № 3. Отгадайте шутливые загадки. Чем являются отгадки по значению? С двумя отгадками составьте свои предложения.

На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради)

Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный)

Какое крыло никогда не летает? (Автомобильное)

Какой лук не кладут в суп? (Оружие для стрельбы)

Учащиеся, выполнив задания, защищают их перед всем классом, озвучивая и вопросы и ответы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Задания для всего класса:

№ 1. Найдите соответствие между словами и их синонимами.

Неразговорчивый                             Легкомысленный

Непрестанный                                   Рассеянный

Невнимательный                              Молчаливый

Несерьёзный                                      Беспрерывный

№ 2. А сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которая у вас есть на партах, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме и зимнему дню.

Первая строка

Одно имя существительное

Дружба

Вторая строка

Два имени прилагательных

Искренняя, душевная. 

Третья строка

Два глагола или описания действия

Помогать, понимать.

Четвертая строка

Фраза, показывающая личное отношение к теме

Настоящих друзей немного.

Пятая строка

Синоним к существительному из первой строки

Взаимопонимание

Образец:  

Зима

Снежная, холодная

Метёт, воет, морозит

Настоящая королева Сказка.

 

Учитель: У каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Придумали это французы, поэтому в переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».

Учащиеся читают свои синквейны.

.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:

№ 1. Прочитайте текст, представленный вам на доске.

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.

Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (о зиме)

Ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, высокое – низкое, чудесная – ужасная.

Работа с учебником с.152 «Возьми на заметку»

№ 2. Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.

1. Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач)

3. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …(тишина)

Задание № 3 Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь омонимы.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

- чем отличаются эти слова?

- что вы знаете об омонимах?

(слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению)

Задание № 4. Запишите пословицы, на месте пропуска вставить антонимы:

Горька работа, да хлеб ….

Маленькое дело лучше … безделья.

                                  Труд кормит, а (…) портит.

  1. Итоги урока Упражнение «Микрофон»

-Что запомнилось? –С какими трудностями столкнулись?

 

  1. Домашнее задание:Сделать презентацию «омонимы» тема 33-35,УПР.164

 

 

 

 

 

 

docx
Додав(-ла)
джура люда
Додано
22 січня 2019
Переглядів
3503
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку