Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)
Цели урока:
образовательные: сформировать у учащихся умения находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, определять цель и правильность их использования в речи.
пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, любови к природе
Ход урока
Учитель : В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
(Лексикология)
3.Проверка д/з
а)Опрос
На прошлом уроке мы учили лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова Повторим .
-Что такое лексическое значение слова?(Это смысловое содержание сова,закрепленное в сознании говорящего)Определить лексическое значение слова –это сказать ,что оно означает.
Запись в тетради числа
б) Словарный диктант
Снежинка,ледяной,съехать,вьюга,зима,кататься,
праздник,блестеть,друзья,снег
-Что объеденяет эти слова?(тема)
-Какой любимый зимний праздник?
-Какое дерево является символом?(Ёлка)
в)-Объясните значение этого слова
-г)Сделать звуко-буквенный анализ слова ель
д)Игра «Узнай слово по значению»
-Длительный перерыв в учёбе для отдыха(каникулы)
-Обледеневшая при стоке вода в виде заостренной палочки(сосулька)
-Что мы делаем ,если не знаем значения слова?
Словарь современного руского языка состоит с 17 томов и насчитывает 250 тыс. слов.
-Найдите в соваре значение слова иней
(-Какие слова мы называем однозначными?(велосипед ,морковь) -Многозначными?
-Что нарисовано на картинке?-В каких значениях употребляются эти слова?
-Составте два предложения.
Учитель: Я знаю, что вы любите путешествовать, сегодня нас ожидает поездка в страну, недавно открытую на нашем глобусе знаний, ЛЕКСИКА.
Наш поезд проследует несколько городов. Названия этих городов вы видите на нашей карте, так будет и звучать тема нашего сегодняшнего урока Синонимы. Антонимы. Омонимы.СЛАЙД1
Учащиеся записывают тему урока.
А сейчас удобнее усаживайтесь в своих купе. (Учащиеся разделены на три группы ). Мы отправляемся в путешествие. От того, каким дружным будет ваше купе, зависит успех путешествия.
Перед вами лежат зелёные кружочки – светофоры. Когда купе выполнит задание – сигнализируйте, что готовы к отправлению.
Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».
Учитель открывает доску, на доске нарисованы три домика.
Учитель: В каждом доме живут интересные жильцы – слова. А какие в каком домике живут, мы будем с вами выяснять в ходе нашего путешествия.
Сейчас каждое купе получит свое задание, на выполнение которого отводится вам 2 минуты, а после завершения работы над ними вы будете знакомить нас с жителями города, в который вы попали. Кто завершает работу над заданиями, поднимает зеленый кружочек.
Учитель раздаёт конверты с заданиями каждой группе под музыку.
Та группа, которая первой выполняет задание, учитель открывает окошко в соответствующем домике (например – синонимы), затем – во втором, после – в третьем.
Работа в группах Карточка для 1 группы:
Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи
–Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей
Вопросы к тексту:
- к какой части речи они принадлежат?
- чем отличаются эти слова? Для чего служат они в речи?
- что вы знаете о синонимах?
(это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов).
Задание № 2. Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить написание, подобрать антонимы к данным словам:
Скуч…ный –интересный
Счаст….е –горе
Поз…ний –ранний
Под…ем – спуск Х…лодный–теплый
Задание № 3. Отгадайте шутливые загадки. Чем являются отгадки по значению? С двумя отгадками составьте свои предложения.
На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради)
Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный)
Какое крыло никогда не летает? (Автомобильное)
Какой лук не кладут в суп? (Оружие для стрельбы)
Учащиеся, выполнив задания, защищают их перед всем классом, озвучивая и вопросы и ответы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задания для всего класса:
№ 1. Найдите соответствие между словами и их синонимами.
Неразговорчивый Легкомысленный
Непрестанный Рассеянный
Невнимательный Молчаливый
Несерьёзный Беспрерывный
№ 2. А сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которая у вас есть на партах, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме и зимнему дню.
Первая строка |
Одно имя существительное |
Дружба |
Вторая строка |
Два имени прилагательных |
Искренняя, душевная. |
Третья строка |
Два глагола или описания действия |
Помогать, понимать. |
Четвертая строка |
Фраза, показывающая личное отношение к теме |
Настоящих друзей немного. |
Пятая строка |
Синоним к существительному из первой строки |
Взаимопонимание |
Образец:
Зима
Снежная, холодная
Метёт, воет, морозит
Настоящая королева Сказка.
Учитель: У каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Придумали это французы, поэтому в переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».
Учащиеся читают свои синквейны.
.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
№ 1. Прочитайте текст, представленный вам на доске.
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.
Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (о зиме)
Ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, высокое – низкое, чудесная – ужасная.
Работа с учебником с.152 «Возьми на заметку»
№ 2. Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …(тишина)
Задание № 3 Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь омонимы.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- чем отличаются эти слова?
- что вы знаете об омонимах?
(слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению)
Задание № 4. Запишите пословицы, на месте пропуска вставить антонимы:
Горька работа, да хлеб ….
Маленькое дело лучше … безделья.
Труд кормит, а (…) портит.
-Что запомнилось? –С какими трудностями столкнулись?