Розробка уроку російської мови у 5 класі

Про матеріал
Тема урока. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Цели урока. • Обучающие: углубить имеющиеся в учащихся знания об основных признаках предложения; учить определять тип предложения по цели высказывания. • Развивающие: развивать умение вычленять предложения в тексте, различать предложения по цели высказывания, учить правильно их интонировать. • Воспитательные: воспитывать стремление быть грамотными, аккуратными, придерживаться правил поведения за столом Оборудование: учебники, опорная схема «Типы предложений по цели высказывания», карточки. Тип урока: комбинированный.
Перегляд файлу

5 класс

Русский язык

Тема урока. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания.

Цели урока.

  • Обучающие: углубить имеющиеся в учащихся знания об основных признаках предложения; учить определять тип предложения по цели высказывания.
  • Развивающие: развивать умение вычленять предложения в тексте, различать предложения по цели высказывания, учить правильно их интонировать.
  • Воспитательные: воспитывать стремление быть грамотными, аккуратными, придерживаться правил поведения за столом

Оборудование: учебники, опорная схема «Типы предложений по цели высказывания», карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания (фронтально).
  2. Составить словосочетания, используя данные глаголы. Обозначить главное слово.

Ходить, бежать, бродить, бросать, летать, чинить.

  1. Работа с таблицей.

«Отличие предложения от словосочетания»

Предложение

Словосочетание

  1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным.
  2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов.
  3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
  1. Служит для более точного, чем слово, названия предметов, действий и их признаков.
  2. Состоит из главного и зависимого слова.

 

  1. Прочитать слова. Что нужно сделать, чтобы составить с ними предложения? Составить и записать предложения.               
  • Лес, тянулся, неширокий, полоса.
  • За, лес, открывается, равнина, песчаная.
  • На, равнина, зреют, хлеба.
  1. Прочитать, определяя границы предложений. Списать, ставя в конце каждого предложения точку. (карточки)

   Утро пришло туманное, тихое снег за ночь растаял неведомо откуда тянуло запахом ранней весны сквозь редкий слой облаков просвечивало бледное солнце под ним белой фольгой светилась только что появившаяся на свет гладь нового озера мерно и мощно гудела, прибывая вода.

                                                              (по К. Паустовскому)

  1. Беседа.
  • Вспомните, что вы знаете о предложении с уроков украинского языка?

ІІІ. Объявление темы и целей урока.

Слово учителя.

ІV. Восприятие и усвоение нового материала.

  1. Беседа
  • Что такое предложение?
  • Что называют грамматической основой предложения?
  • Какие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, могут входить в его состав?
  • Как называются предложения, состоящие из грамматической основы и второстепенных членов предложения?
  • Сколько грамматических основ может быть в предложении?
  • Как называются предложения с двумя или несколькими грамматическими основами?
  1. Ознакомление с правилом
  2. Упражнение № 490
  3. Самостоятельная работа над упражнением

№ 491(сделать вывод о типах предложений по цели высказывания).

  1. Работа с таблицей.

 

Цель высказывания

Тип предложения по цели высказывания

 

Знак препинания в конце предложения

Сообщить о чем-то

повествовательное

точка

Спросить о чем-то

вопросительное

вопросительный знак

Побудить к чему-то

побудительное

точка или восклицательный знак

  1. Подобрать примеры этих предложений
  2. Выполнение упражнений № 492, 493, 494.
  3. – Каким образом можно сформировать вопрос? Упр. № 495, 496.

V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. № 497, 498.

2. Составить вопросительные предложения на тему «Мои любимые книги», используя вопросительные слова.

Кто? Что? Как? Когда? Куда? Где? Откуда? Сколько? Почему?

3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.

  • Девочка поливает цветы.
  • Ребята читают стихи.
  • Быстро наступило утро.
  • Море шумит за окном.

Преобразовать данные выше повествовательные предложения в вопросительные с помощью вопросительных слов.

- С одинаковой ли интонацией произносятся вопросительные предложения с вопросительными словами и без них?

           4. Выразительное чтение текста.

   Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. 
   В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. 
   Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. 
   Тогда девочка сказала ему строго: 
   - Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками…

(по А. Толстому)

Обсуждение текста.

Составление правил поведения за столом, используя побудительные предложения.

VІ. Систематизация и обобщение знаний и умений.

   Наблюдение за интонацией предложений.

Прочтите предложения и опредилите вид каждого по цели высказывания и интонации.

  • Папа приехал.
  • Папа приехал?!
  • Ты не знаєш?
  • Ты не знаєш?!
  • Слушай внимательно.
  • Слушай внимательно!

VІІ. Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал (стр. 150)
  2. Выполнить упражнение 499.

VІІІ. Итог урока.

Беседа.

  • Что такое предложение и какого его роль в языке?
  • Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

 

Дополнительный материал

   Прочитать шутливое стихотворение Л. Квитко. Отыскать побудительные предложения.

Мама уходит,

Спешит в магазин:

- Лёмеле, ты

Остаешься  один.

 

Мама  сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой  тарелки,

Сестру уложи.

 

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

 

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова...

У Лёмеле только

Одна голова!

 

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

- Ты здесь  поиграй!

 

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

 

Но долго пришлось

С петухом воевать -

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Давиденко Юлія Олександрівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
18 березня 2019
Переглядів
506
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку