5 класс
Русский язык
Тема урока. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания.
Цели урока.
Оборудование: учебники, опорная схема «Типы предложений по цели высказывания», карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Ходить, бежать, бродить, бросать, летать, чинить.
«Отличие предложения от словосочетания»
Предложение |
Словосочетание |
|
|
Утро пришло туманное, тихое снег за ночь растаял неведомо откуда тянуло запахом ранней весны сквозь редкий слой облаков просвечивало бледное солнце под ним белой фольгой светилась только что появившаяся на свет гладь нового озера мерно и мощно гудела, прибывая вода.
(по К. Паустовскому)
ІІІ. Объявление темы и целей урока.
Слово учителя.
ІV. Восприятие и усвоение нового материала.
№ 491(сделать вывод о типах предложений по цели высказывания).
Цель высказывания |
Тип предложения по цели высказывания |
Знак препинания в конце предложения |
Сообщить о чем-то |
повествовательное |
точка |
Спросить о чем-то |
вопросительное |
вопросительный знак |
Побудить к чему-то |
побудительное |
точка или восклицательный знак |
V. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. № 497, 498.
2. Составить вопросительные предложения на тему «Мои любимые книги», используя вопросительные слова.
Кто? Что? Как? Когда? Куда? Где? Откуда? Сколько? Почему?
3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
Преобразовать данные выше повествовательные предложения в вопросительные с помощью вопросительных слов.
- С одинаковой ли интонацией произносятся вопросительные предложения с вопросительными словами и без них?
4. Выразительное чтение текста.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками…
(по А. Толстому)
Обсуждение текста.
Составление правил поведения за столом, используя побудительные предложения.
VІ. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Наблюдение за интонацией предложений.
Прочтите предложения и опредилите вид каждого по цели высказывания и интонации.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Итог урока.
Беседа.
Дополнительный материал
Прочитать шутливое стихотворение Л. Квитко. Отыскать побудительные предложения.
Мама уходит,
Спешит в магазин:
- Лёмеле, ты
Остаешься один.
Мама сказала:
- Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова...
У Лёмеле только
Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
- Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать -
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
1