Тема: Сложноподчиненное предложение (систематизация и обобщение изученного) (с использованием текстов произведений Н.В. Гоголя).
Цель урока: а) систематизировать и обобщить изученный материал; продолжить формировать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
б) развивать мышление, память, совершенствовать коммуникативные способности учащихся;
в) воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя (показать мастерство писателя, богатство языка его произведений), чувство патриотизма, уважение к традициям и обычаям своего народа.
Оборудование: мультимедийные средства, портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством», образцы текста из произведения, цветные карточки.
Тип урока: урок обобщающего повторения, систематизации полученных знаний.
I. Организационный момент (1 мин)
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
II. Актуализация опорных знаний (6 мин)
1. Слово учителя (1 мин): Сегодня мы обобщим и закрепим знания о сложноподчиненном предложении. Справиться с этим нам поможет выдающийся классик русской литературы Н. В. Гоголь, 210-летие которого отмечается в 2019 году (на экран проектируется портрет Н. В. Гоголя).
2. «Верю ‒ не верю» (5 мин) (задание на систематизацию изученного материала).
Для выполнения этого задания учитель заранее заготавливает красную и зеленую карточки для каждого ученика, раздаёт их. У доски работают три ученика, которым учитель предлагает девять утверждений поочерёдно. Ученик отвечает: «Верю/не верю», в зависимости от того, правильное утверждение или нет. Остальные ученики, если утверждение верное, поднимают зелёную карточку, если нет – красную. Учитель контролирует правильность ответов, при необходимости учащиеся их корректируют, оценивая не только работу одноклассников, но и собственные знания по теме.
1) Части сложноподчиненного предложения (СПП) соединяются подчинительными союзами. (Верю)
2) Части СПП равноправны по значению. (Не верю)
3) В СПП придаточная часть зависит от главной. (Верю)
4) В главной части всегда есть союз. (Не верю)
5) Союз «чтобы» ‒ сочинительный, разделительный. (Не верю)
6) Придаточные обстоятельственные степени и образа действия отвечают на вопрос «как»? (Верю)
7) «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблей» (повесть «Тарас Бульба»).
Это предложение сложносочиненное. (Не верю)
8) Придаточные следствия соединяются с главным при помощи союза «так что». (Верю)
9) «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов» (повесть «Тарас Бульба»).
Это предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. (Верю)
ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (6 мин)
Проблемная фронтальная беседа:
1) Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О сложноподчинённом предложении, формулировка темы и её запись).
2) Это заключительный урок по данной теме. Какие, по вашему мнению, цели стоят перед нами на этом уроке?
3) Все сочинения Гоголя посвящены изображению мира украинской и русской жизни. Давайте вспомним названия произведений писателя, которые мы изучали ранее. (Ученики называют повести «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба»).
4) Перенесемся мысленно во времена Н. В. Гоголя... Представьте себе украинское село. Зима. Заснеженные хаты. Деревья, растущие возле них, держат на своих ветках ватные слои снега. При свете луны снег блестит свадебной парчой. Вечер. Парубки и девчата, надев праздничную одежду, собираются на колядки. (На экран проектируются иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством»).
Узнали по описанию произведение, о котором идет речь? (Повесть «Ночь перед Рождеством»).
5) Как, по вашему мнению, оно связано с нашей сегодняшней темой? (На примерах из этой повести будет проходить обобщение и систематизация материала).
IV. Этап повторения, обобщения знаний (21 мин)
1. Слово учителя (3 мин): Творчество Н. В. Гоголя получило высочайшую оценку современников. Вот несколько высказываний известных писателей и литературных критиков XIX века (проектируются на экран).
«Этим человеком мы гордимся как одной из наших слав».
И. С. Тургенев
«На указанный Гоголем путь бросились не только молодые таланты но и некоторые писатели, уже приобретшие известность».
В. Г. Белинский
«Давно уже не было в мире писателя который был бы так важен для своего народа как Гоголь».
Н. Г. Чернышевский
Вам необходимо указать СПП, записать их в тетрадь, расставить знаки препинания, определить тип придаточного.
2. Культурологическая страничка (5 мин) (презентация индивидуального домашнего задания). Два ученика представляют классу результаты исследовательской домашней работы «Украинские народные традиции празднования Рождества» (рождественские святки, подготовка к празднику, сочельник, традиционные блюда, обряд колядования).
Сообщение учеников сопровождается подготовленной ими презентацией.
3. Работа с текстом (6 мин) (образцы текста на каждой парте)
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты... Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Вопросы и задания к тексту (задает учитель, проектируются на экран):
4. Конструирование предложений (3 мин)
На экран проектируются части предложений, на отдельных листках бумаги, которые лежат на партах перед учениками, есть продолжение этих предложений. Соединить эти части. Указать вид придаточного ().
На экране:
В Диканьке никто не слышал...
Я вижу теперь...
Оксана смутилась...
Перед учениками:
... когда до нее дошли такие вести.
... как черт украл месяц.
... что я совсем не хороша!
5. Найдите предложение, соответствующее схеме: [ ,( ),..], назовите его (2 мин)
Этого уже нельзя было спрятать в мешок потому что и мешка такого нельзя было найти.
На всех лицах куда ни взглянь был виден праздник.
Ему казалось что все домы устремили на него свои огненные очи и глядели.
Знаки препинания не расставлены.
6. Составьте схему к предложению и укажите тип подчинения (2 мин) (предложения проектируются на экран).
Оксана знала, что кузнец довольно набожен, чтоб решиться погубить свою душу. (для учеников, имеющих низкий и средний уровень знаний)
Гоголь сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться, что любить. (И. С. Тургенев)
(для учеников достаточного и высокого уровня знаний)
V. Подведение итогов урока (9 мин)
1. Учащиеся составляют диалог, записывают его в тетради. Несколько учеников озвучивают диалоги (6 мин).
1) У книжной полки (для учеников низкого и среднего уровней знаний, 10-12 реплик):
2) Современен ли Гоголь (для учеников достаточного и высокого уровней знаний, 12-14 реплик).
2. В начале урока мы с вами поставили перед собой цель. Как вы считаете, мы её достигли? Какие трудности у вас возникли в ходе урока? Преодолели ли вы их? (3 мин)
VI. Домашнее задание (2 мин)
1. Упражнение по учебнику.
2. Подготовить коллаж «Виды придаточных частей в СПП».
3. Подобрать примеры СПП с разными видами придаточных из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
(1 – обязательно к выполнению всем ученикам, 2 или 3 – по выбору).