Тема урока. Словосочетание: главное и зависимое слово в
словосочетании.
Цель урока: научить определять главное и зависимое слово в словосочетании,
правильно строить и употреблять словосочетания в речи.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа на повторение.
ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение (составление) предложений. В русский язык это слово проникло в ХVIII веке. Первоисточник – греческое sintaxis, что буквально значит «построение вместе», особенно «построение войска», «боевой порядок». У греков слово «синтаксис» употреблялось в военном и государственном деле.
Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. В русском языке слово появилось в ХVIII веке. Первоисточник – латинское punctuatio - «укалывание» «постановка точек». Латинское punctuatio произведено от punctuт – «точка», «след укола», «пятнышко».
Синтаксис рассматривает правила построения и отделение разновидности словосочетаний и предложений.
В синтаксисе выделяются две части:
а) учение о словосочетании, которое выявляет типы синтаксических отношений
между словами и разновидности подчинительных словосочетаний;
б) учение о предложении, которое излагает законы построения простых и
сложных предложений.
Пунктуация представляет собой совокупность правил употребления знаков препинания для наглядно-графической схематизации высказывания.
Она облегчает пишущему задачу излагать свои мысли на письме, а читающему – понимать содержание написанного. Пунктуация не входит в грамматику.
ІІІ. Объявление темы и цели урока
IV. Восприятие учащимися учебного материала
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – так это без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
Спишите словосочетание, распределяя их по столбиками следующем порядке:
именные, глагольные, наречные. Разберите их по данному образцу:
___как?_____
Рассчитывать наверняка
глагол наречие
Низко над землёй; сыграть в волейбол; отвечает чётко; на длинном пути; по вине водителя; по-весеннему тепло; дружелюбный взгляд; отчаянный поступок; поехать отдыхать; сочинение пятиклассника; выехать затемно; говорит певуче.
- Допишите словосочетания, вместо точек подставив слова.
__какие?__ ___как?__ _чему?_ __о чём?__ __где?__
… сороки; … грустно; учиться …; говорю …; родник ….
1) Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с
предлогами или без них. Определите вид связи.
Надеяться …; опасаться …; выйти …; подойти …; лишиться …;
болеть …; удостоен …; тосковать …; дойти …
2) К данным словам подберите зависимые в соответствии с приведёнными в
скобках вопросами.
Характерен (для кого?); убеждён (в чём?); полон (чего?); одеть
(кого?); удивляюсь (чему?); надеть (что?); выйти (откуда?).
Задание третьего уровня
Человек, твёрдо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять; самый лучший сверхзвуковой самолёт; зверёк, имеющий неказистый вид; человек, который не заболел, общаясь с больными.
Слова для замены: непреклонный, неприступный, непревзойдённый, непривлекательный, невосприимчивый.
Задание четвёртого уровня
каких падежах стоят существительные в обоих языках.
Мокрий від дощу; малий на зріст; дякувати батькам; радіти з успіхів;
хворий на грип; додержати слова; наслідувати батька; вибачати дітям.
V. Подведение итогов урока
Заключительная беседа.
VI. Домашнее задание