Урок русского языка "Изложение повествовательного характера"

Про матеріал
Урок російської мови "Изложение повествовательного характера" розроблено для учнів третього класу шкіл з російською мовою навчання.
Перегляд файлу

Урок русского языка в 3 классе

 

Тема: "Развитие речи. Изложение текста повествовательного характера»

 

Цель: 1. Расширять представление учащихся о типах текстов, их структуре. Учить детей излагать содержание связного текста последовательно на основе аудиального, зрительного и эмоционального восприятия, упражнять в творческом воспроизведении художественных образов на основе личных наблюдений.

  1.                   Развивать речь учащихся, орфографические навыки, умение сравнивать различные типы текстов, активизировать учащихся, предоставив им просмотр для проявления индивидуальности.
  2.                   Воспитывать бережное и чуткое отношение к животным, способность замечать интересное и необычное в окружающем мире, любовь к жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: каточки-цепочки, иллюстрации с изображением кошек различных пород, видео- и аудиозаписи, карточки-помощницы, рисунки к тексту.

 

Ход урока

 

  1.                     Организация класса.
  2.                  Повторение изученного.

1. Вступительная беседа.

Наша речь состоит из слов, слова складываются в предложения — законченную мысль, а из предложений составляются тексты.

  •                     Какие типы текстов вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение).
  • Каковы основные отличия содержания различных типов текстов? Как определить тип текста?
  1.                   Установите соответствие (на доске схема) с помощью стрелок.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.                   Определите тип текста на слух. Для ответа используются сигнальные карточки: О  П  Р.

а) Чтение учителем.

Рассказывают, что однажды кошка поймала крольчонка и выкормила его своим молоком. Подобных случаев известно множество. В одной деревне кошка выкормила и воспитала зайчонка вместе со своим котёнком.

В Закарпатье шофёр возил на машине лес и услышал писк. Оказалось, что в одном бревне было дупло, а в нём три бельчонка. Шофёр привёз их домой и отдал на воспитание кошке, которая выкормила малышей. (65 слов)

б) Аудизапись.

Ягуар — большая кошка. Животное ловкое и сильное. Телосложением ягуар похож на тигра, но окраска другая: чёрные кольца на жёлтом фоне. Длина тела ягуара около 2-х метров.

в) Чтение учителем.

Усы кошке очень нужны. Только настоящих усов у неё нет. Есть вибриссы. На усы они похожи, но задача у них совсем другая. Вибриссы так чувствительны, что ими кошка воспринимает малейшие колебания воздуха. А уж если дотронется этими волосками до чего-либо, то получит полную информацию об этом предмете. Хотя их называю усами.

У кошки вибриссы есть и на боках. Они почти не отличаются от остальных волосков и незаметны. (64 слова)

  1.                   Работа с текстом-повествованием. У учащихся на партах текст "Кот-рыбак", напечатанный по частям, которые при желании можно закрыть или переместить. (Приложение 1).
  •                     Прочитайте текст.
  •                     О ком говорится в нём?
  •                     Определите тип данного текста.
  •                     А теперь закройте или "выньте" часть под цифрой 2 и прочтите, что получилось.
  •                     Если бы вы читали текст первый раз, вы бы смогли понять, о чём идёт речь?
  •                     Переставьте местами 1 и 3 части. Прочтите. Сделайте вывод.

(В тексте-повествовании при перемещении его частей или их исключении из текста нарушается смысл).

  •                     Чтобы не путать текст-повествование с другими типами текстов, заполните его модель-цепочку.

ІІІ. Актуализация чувственного опыта учащихся.

  •                     Вспомните тексты, которые мы сегодня прочитали и услышали. О ком они? (О кошках).
  •                     О ком загадка: Пушка лапой ушки мыла,

На скамейке у окошка.

Пушка моется без мыла,

Потому что Пушка - ...КОШКА

  •                     И ещё: Под соснами, под ёлками,

Лежал мешок с иголками,

Лежал-лежал, да и побежал.

На доске открываются иллюстрации с изображением кошек, картинка "Ёж".

  •                     Что вы знаете об этих животных?
  •                     Какие чувства вызывают у вас кошки?
  •                     У кого дома живут эти животные?
  •                     Многим хочется иметь в доме красивого зверька или птичку. Но большинству людей не имеют для этого подходящих условий, не обладают нужными знаниями, не могут похвалиться терпением. А без этого не воспитаешь птицу или зверька.
  •                     Какой характер у вашего питомца?

Предлагаю вам посмотреть отрывок из научного фильма "Кошки", это поможет вам расширить свои знания об этих замечательных животных.

  1.              Сообщение темы и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

  •                     В тетрадях у вас стихотворения. Прочитайте его.

Кот и ёж.

Кот идёт, навстречу — ёж.

Очень растревожился.

На ежа стол кот похож

И, как ёж, наёжился.

  •                     Как встретились кот с ежом?
  •                     Почему кот стал похож на ежа?
  •                     Какие слова помогают это понять?

Задание: С помощью мимики и жестов изобразите кота, описанного в последнем предложении.

  •                     Сегодня на уроке вы узнаете о том, как кошка спасла маленьких ежат, и напишите изложение (пересказ) этой истории.
  1.                 Работа с изложением.
  1.                   Чтение текста учителем.

Мурка и ежата.

У нас жила кошка Мурка с котятами. Она была...

Однажды у ежат пропала мама. Колючие комочки погибали от голода. Мурка подошла к ним и сразу отбежала. Ежата кололись. Малышей завернули в тряпочку, Мурка покормила их. Зверьки были спасены.

  1.                   Проверка первичного восприятия.
  •                     О ком идёт речь в тексте?
  •                     Какой это текст — повествование, описание, рассуждение?
  •                     Какая беда случилась у ежат?
  •                     Что им грозило?
  •                     Какой выход из положения был найден?
  1.                   Повторное чтение текста с заданием: определить зачин, основную часть, концовку и примерное количество абзацев.
  2.                   Пересказ с помощью картинок к частям текста. (5 штук).

Создание ассоциативного "куста".

Вторая иллюстрация выполнена как и все остальные, в графике: - чёрно-белый контур. Учитель накладывает на неё цветную иллюстрацию с изображением кошки. Теперь она выглядит ярким пятном на "кусте". Даётся задание: записать текст по памяти, внеся в его содержание элементы описания кошки, используя свой опыт общения с животными.

  1.                   Лексико-стилистическая работа.
  •                     Какие слова мы можем подобрать, чтобы описать кошку?
  •                     Может быть вам помогут "заколдованные слова", которые вы попробуете сейчас расколдовать?

ШУПИСТЫЕ    КЛАГИЗ

НИДЛЫНЕ     ШУИК

ЛЕБЫЕ     КЛАПИ

  •                     А ещё вам помогут вот эти фотографии различных пород. (Демонстрируется выставка фотографий).
  •                     Посмотрите на эти карточки (Приложение 2).

Какие буквы пропущены? Покажите эти буквы телом.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

  •                     И ещё: слова, написанные которых вам неизвестно: пропала, погибали, подошла. (На доске).
  1.               Самостоятельная запись текста учащихся на подготовленных карточках. (Приложение 3)
  1.            Чтение и обсуждение письменных работ учащихся.
  2.        Итог урока.
  •                     О ком мы писали изложение?
  •                     О чём мы писали и говорили?
  •                     Чему этот текст нас научил?

Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому мгновению — ведь из этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.

Будьте наблюдательны.

  1.              Домашнее задание.

 

docx
Додано
27 січня 2020
Переглядів
1492
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку