Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Развитие речи. Изложение текста повествовательного характера»
Цель: 1. Расширять представление учащихся о типах текстов, их структуре. Учить детей излагать содержание связного текста последовательно на основе аудиального, зрительного и эмоционального восприятия, упражнять в творческом воспроизведении художественных образов на основе личных наблюдений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: каточки-цепочки, иллюстрации с изображением кошек различных пород, видео- и аудиозаписи, карточки-помощницы, рисунки к тексту.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Наша речь состоит из слов, слова складываются в предложения — законченную мысль, а из предложений составляются тексты.
а) Чтение учителем.
Рассказывают, что однажды кошка поймала крольчонка и выкормила его своим молоком. Подобных случаев известно множество. В одной деревне кошка выкормила и воспитала зайчонка вместе со своим котёнком.
В Закарпатье шофёр возил на машине лес и услышал писк. Оказалось, что в одном бревне было дупло, а в нём три бельчонка. Шофёр привёз их домой и отдал на воспитание кошке, которая выкормила малышей. (65 слов)
б) Аудизапись.
Ягуар — большая кошка. Животное ловкое и сильное. Телосложением ягуар похож на тигра, но окраска другая: чёрные кольца на жёлтом фоне. Длина тела ягуара около 2-х метров.
в) Чтение учителем.
Усы кошке очень нужны. Только настоящих усов у неё нет. Есть вибриссы. На усы они похожи, но задача у них совсем другая. Вибриссы так чувствительны, что ими кошка воспринимает малейшие колебания воздуха. А уж если дотронется этими волосками до чего-либо, то получит полную информацию об этом предмете. Хотя их называю усами.
У кошки вибриссы есть и на боках. Они почти не отличаются от остальных волосков и незаметны. (64 слова)
(В тексте-повествовании при перемещении его частей или их исключении из текста нарушается смысл).
ІІІ. Актуализация чувственного опыта учащихся.
На скамейке у окошка.
Пушка моется без мыла,
Потому что Пушка - ...КОШКА
Лежал мешок с иголками,
Лежал-лежал, да и побежал.
На доске открываются иллюстрации с изображением кошек, картинка "Ёж".
Предлагаю вам посмотреть отрывок из научного фильма "Кошки", это поможет вам расширить свои знания об этих замечательных животных.
Мотивация учебной деятельности.
Кот и ёж.
Кот идёт, навстречу — ёж.
Очень растревожился.
На ежа стол кот похож
И, как ёж, наёжился.
Задание: С помощью мимики и жестов изобразите кота, описанного в последнем предложении.
Мурка и ежата.
У нас жила кошка Мурка с котятами. Она была...
Однажды у ежат пропала мама. Колючие комочки погибали от голода. Мурка подошла к ним и сразу отбежала. Ежата кололись. Малышей завернули в тряпочку, Мурка покормила их. Зверьки были спасены.
Создание ассоциативного "куста".
Вторая иллюстрация выполнена как и все остальные, в графике: - чёрно-белый контур. Учитель накладывает на неё цветную иллюстрацию с изображением кошки. Теперь она выглядит ярким пятном на "кусте". Даётся задание: записать текст по памяти, внеся в его содержание элементы описания кошки, используя свой опыт общения с животными.
ШУПИСТЫЕ КЛАГИЗ
НИДЛЫНЕ ШУИК
ЛЕБЫЕ КЛАПИ
Какие буквы пропущены? Покажите эти буквы телом.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому мгновению — ведь из этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.
Будьте наблюдательны.