Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
просматривать роль имен прилагательных в речи; развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать; воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитывать интерес к русскому языку, чувства товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Урок русского языка мы сегодня начнем необычно, а именно с минутки поэзии
II. Поэтической минутки
Стихотворение О зиме.
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя берёзка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
- С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (серебристая, белоснежная, пушистая, кружевная, грустная)
- Ребята, а вы помните какая это часть речи? (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока
Обратите внимание на доску. Перед вами эпитет. Давайте прочитаем его.
Работа с эпитетом
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Имя прилагательное
- Сегодня мы начинаем изучать большую и интересную тему «Имя прилагательное». (На этом уроке мы повторим все, что учили об имени прилагательном, как о части речи.)
Вместе с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и создадим свою картину зимнего леса. И так за работу. За каждый правильный ответ вы будете получать частичку нашего зимнего леса.
Словарная работа «Словарь»
Д..кабрь, снеж…нка, моро….
- Посмотрите пожалуйста на доску, там написаны слова, давайте прочитаем их.
- Какие орфограммы пропущены в этих словах?
- Какая это часть речи?
- Дайте на минуточку станем волшебниками и с имен существительных сделаем имена прилагательные.
- Вы просто большие молодцы.
- Имя прилагательное украшает нашу речь. Сейчас я предлагаю вам за определенное время подобрать как можно больше имен прилагательных к данным словам.
Елочка (пушистая, зеленая, колючая, ароматная, высокая, нарядная),
Зима ( снежная, холодная, радостная, вьюжная, морозная),
Снег (белый, пушистый, холодный, мокрый, искристый) .
- Замечательно. Вы просто молодцы.
IV. Работа с новым материалом
Работа по таблице.
- А сейчас посмотрите на доску. Перед вами таблица.
- Давайте вспомним, что же такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает эта часть речи, как изменяется и с какой частью речи употребляется
А сейчас мы выполним задание которое называется «Подбери слово»
Имя прилагательное может показать нам, о каком существительном идёт речь. Сможете ли вы догадаться? Тогда слушайте
Серый, хищный, жадный …..
Рыжая, хитрая, ловкая ….
Косой, слабый, трусливый ……
Большой, косолапый …..
- Ребята, а если мы придем в зимний лес, как мы можем узнать, есть ли там животные? И какие? (по следам)
- Давайте посмотрим видео, какие же следы оставляют эти животные (0,32 секунды)
Ролик про следы
Работа с учебником.
- А сейчас мы прочитаем упражнение и узнаем какие следы мы можем увидеть зимой в лесу.
- Открываем учебник на с.91
Посмотрите на упражнение 153. Давайте прочитаем, что там нужно сделать.
Прочитайте текст. Ваше задание выписать выделенные имена существительные с именами прилагательными поставив вопрос от существительного к прилагательному.
Физкультминутка (видео)
Работа в группах
У нас есть 4 группы. У каждой группы будет свое задание. Вам нужно выполнить задание. У вас есть 5минут на эту работу.
Но для начала давайте напомним правила работы в группах.
Правила работы в группах.
1 группа: Вам нужно вставить в текст прилагател, которые опишут наш зимний лес.
2 группа: Вам нудно определить род имен прилагательных
3 группа: Вам нужно определить число прилагательных
4 группа: Подобрать прилагательные к существительным
Закончили? Теперь нам нужно чтоб из каждой группы вышел один человек и прочитал выполненное задание.
- Молодцы. Вы справились с заданием.
И чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в иргу «Да, нет»
Рефлексия
- Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, очень хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение. Перед вами снеговики. У каждого из них своё настроение. Вам нужно выбрать того снеговика, который подходит под ваше настроение.
V. Итоги урока
- О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
- Вы просто молодцы. Очень хорошо сегодня на уроке работали: ….