Тема урока: Синонимы и антонимы.
Цели деятельности учителя:
Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.
Задачи урока:
Ход урока
І. Стимулирование и мотивация учебной деятельности
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Эмоциональная мотивация
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
ІІ. Целеустановка
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.
(На доске буквы: г у р щ д ц)
Отгадайте слово, которые я задумала.
Какое слово у вас получилось?
друг
- А как нам узнать точно значение слова? Что нам может помочь? (словарь)
-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга - это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
(Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)
Поднимите руку, кто знал, что слово друг произошло от слова дорога.
Мобилизация внимания.
Цель: подготовиться к работе на уроке.
Открывают тетради, записывают число.
- Друг.
- Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь..
2. Определение ожиданий учащихся от урока.
3. Постановка проблемы урока.
- Подберите к слову друг слова близкие по значению.
-Приятель, товарищ.
- Что общего у этих слов?
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова близкие по значению.
- Такие слова называются …(синонимы.)
Упражнение «Черепаха - сорока» (Медленное прочитывание правила, затем быстрое)
Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Что общего у этих слов? Можно ли их назвать синонимами? А чем они отличаются?
- Как они называются …(антонимы.)
Цель: повторить слова с не проверяемым написанием.
- Враг - друг.
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
- Слова, противоположные по значению.
Упражнение «Черепаха - сорока» (Медленное прочитывание правила, затем быстрое)
Вывод: Антонимы – это слова с противоположным значением.
Мы живём в мире противоположностей.
Вывешиваю на доску карточку со словом синонимы,
вывешиваю на доску карточку со словом антонимы.
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);
Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.
-Вы догадались какая тема нашего урока?
- Опираясь на тему, вместе определим цели урока.
(На доске записаны предложения, которые учащиеся должны дополнить нужными словами. Учащиеся дополняют предложения и формулируют цели урока)
1. Научиться правильно подбирать, различать ……..и…….. ( синонимы и антонимы)
2. Учиться находить и заменять в Т ……..и…….., объяснять и делать выводы ( в тексте синонимы и антонимы)
- Давайте выясним для чего необходимо использовать в свой речи синонимы и антонимы?
Задание №1
- Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК
- Будут ли эти слова синонимы? Почему?
(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)
- Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию)
Задание №2
- Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы.
(Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш)
- Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи)
Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День – ночь, холод – жара.
Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения)
Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Зарядка для глаз:
закройте глаза - откройте (2раза),
посмотрите вверх - вниз (3раза),
далеко - близко (3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?
ІІІ. Целереализация.
Задание 1
Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.
- Есть ли среди слов неизвестные вам слова?
- Какой частью речи выражены эти слова?
- Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны.
- Найди и соедини чертой антонимы.
Проверим, совпадает наш вывод с правилом. Прочитайте, как в учебнике звучит это правило.
- Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной, так и в литературной речи, могут быть как устаревшими, так и современными общеупотребительными словами.
Физминутка:
Цель: создать условия для
• мыслительной и физической разгрузки
• сохранения мотивации учения
-Выполняем движения все вместе.
Задание 2
Выполняют задания по вариантам
Работа с текстом (в группах)
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут черные тучи. Под ногами сырая земля.
- Какое настроение? (грустное, печальное) Можно ли назвать текстом? Почему? Какой заголовок можно придумать?
1 группа (дифференциация – более слабым дать карточки со словами)
Сегодня __________ __________ день. Стоит _________ погода. По небу плывут черные облака. Под ногами _______ земля.
- Изменилась ли картина? Почему? (слова близкие по значению)
- Какой частью речи выражены?
Итак, что же нам следует запомнить.
Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют похожее лексическое значение.
Синонимы – это слова одной части речи.
Синонимы могут иметь разные оттенки значения.
Синонимы могут различаться употреблением в речи.
Синонимы делают нашу речь богаче и разнообразнее. Позволяют убрать повторы;
2 группа (дифференциация – более слабым дать карточки со словами)
Сегодня ______ ______ день. Стоит _______ погода. По небу плывут ________ облака. Под ногами ________ земля.
- Изменилась ли картина? Почему?
Что же мы должны запомнить сегодня?
Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
Антонимы – это слова одной части речи.
Антонимы – противоположности синонимов.
- Кто из вас назовет мне синонимы, которые спрятались в тексте? (тучи- облака)
Вывод: Синонимы и антонимы – это противоположности.
- Для чего в нашей речи нужны синонимы и антонимы?
IV. Систематизация и обощение знаний.
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля;
Задание 1. Работа в парах.
- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки.
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ - ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ - СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ - УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН - только в непринужденном, разговорной речи.
- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. (на столах словари)
V. Рефлексивно-оценочный.
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Синонимы делают нашу речь богатой и разнообразной. Они позволяют точнее выразить то, о чём мы говорим. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
- Пришло время оценить вашу работу:
Предлагаю 3 уровня задания:
1 уровень.
С.57 упр. 75.
2 уровень.
Записать к словам синонимы и антонимы, пользуясь словарём: добрый - …………., ………….,
смелый - …….., ……..,
друг - …….., ………..,
большой -……., ………,
говорить- ……,…….
3 уровень.
Задание творческого характера: Пользуясь словарём синонимов, замени все слова в предложениях синонимами. Запишите предложения. Дополните ещё 1 предложением.
Смелые дети отправились в долгий путь. По дороге ребята увидели родник.
Рефлексия.
Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).