Урок русского языка "Синонимы и антонимы"

Про матеріал
Цели урока: Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.
Перегляд файлу

Тема урока: Синонимы и антонимы.

 

Цели деятельности учителя:

Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся.

 

Задачи урока:

  • Обучающие: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету через формирование информационной компетентности.
  • Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Ход урока

 

І. Стимулирование и мотивация учебной деятельности

 

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

 

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

 

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

 

ІІ. Целеустановка

 

  1. Сообщение темы и целей урока.

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

(На доске буквы: г у р щ д ц)

Отгадайте слово, которые я задумала.

  • Найдите букву, стоящую пятой по счету.
  • Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
  • Эта буква обозначает гласный звук.
  • Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

друг

- А как нам узнать точно значение слова? Что нам может помочь? (словарь)

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга - это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

(Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова)

Поднимите руку, кто знал, что слово друг произошло от слова дорога.

 

Мобилизация внимания.

Цель: подготовиться к работе на уроке.

Открывают тетради, записывают число.

 

- Друг.

- Друг - это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь..

2. Определение ожиданий учащихся от урока.

3. Постановка проблемы урока.

 

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

-Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов?

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова близкие по значению.

- Такие слова называются …(синонимы.)

 

Упражнение «Черепаха - сорока» (Медленное прочитывание правила, затем быстрое)

 

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

 

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

 

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

 

- Что общего у этих слов? Можно ли их назвать синонимами? А чем они отличаются?

- Как они называются …(антонимы.)

 

Цель: повторить слова с не проверяемым написанием.

- Враг - друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова, противоположные по значению.

 

Упражнение «Черепаха - сорока» (Медленное прочитывание правила, затем быстрое)

 

Вывод: Антонимы – это слова с противоположным значением.

 

Мы живём в мире противоположностей.

Вывешиваю на доску карточку со словом синонимы,

вывешиваю на доску карточку со словом антонимы.

 

 

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.

 

-Вы догадались какая тема нашего урока?

- Опираясь на тему, вместе определим цели урока.

(На доске записаны предложения, которые учащиеся должны дополнить нужными словами. Учащиеся дополняют предложения и формулируют цели урока)

1. Научиться правильно подбирать, различать ……..и……..   ( синонимы и антонимы)

2. Учиться находить и заменять   в  Т  ……..и…….., объяснять и делать выводы ( в тексте синонимы и антонимы)

- Давайте выясним для чего необходимо использовать в свой речи синонимы и антонимы?

 

Задание №1

- Запишите слова парами, найдите лишнее слово.

ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)

АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК

- Будут ли эти слова синонимы? Почему?

(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)

- Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию)


 

Задание №2

- Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы.

(Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш)

- Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи)

 

 Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День – ночь, холод – жара.

Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения)

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

 

Зарядка для глаз:

закройте глаза - откройте (2раза),

посмотрите вверх - вниз (3раза),

далеко - близко (3 раза).,

налево - направо (3 раза)

- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?

 

ІІІ. Целереализация.

 

Задание 1

Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.

- Есть ли среди слов неизвестные вам слова?

- Какой частью речи выражены эти слова?

- Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны.

- Найди и соедини чертой антонимы.

 

Проверим, совпадает наш вывод с правилом. Прочитайте, как в учебнике звучит это правило.

 

- Синонимы и антонимы могут встречаться как в разговорной, так и в литературной речи, могут быть как устаревшими, так и современными общеупотребительными словами.

 

Физминутка:

Цель: создать условия для

• мыслительной и физической разгрузки

• сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

 

Задание 2

Выполняют задания по вариантам

 Работа с текстом (в группах)

 

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут черные тучи. Под ногами сырая земля.

 

- Какое настроение? (грустное, печальное) Можно ли назвать текстом? Почему? Какой заголовок можно придумать?

 

1 группа (дифференциация – более слабым дать карточки со словами)

  • Заменить синонимами

Сегодня __________ __________ день. Стоит _________ погода. По небу плывут черные облака. Под ногами _______ земля.

 

- Изменилась ли картина? Почему? (слова близкие по значению)

- Какой частью речи выражены?

Итак, что же нам следует запомнить.

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют похожее лексическое значение.

Синонимы – это слова одной части речи.

Синонимы могут иметь разные оттенки значения.

Синонимы могут различаться употреблением в речи. 

Синонимы делают нашу речь богаче и разнообразнее. Позволяют убрать повторы;

 

2 группа (дифференциация – более слабым дать карточки со словами)

 

  • Заменить антонимами

Сегодня ______ ______ день. Стоит _______ погода. По небу плывут ________ облака. Под ногами ________ земля.

- Изменилась ли картина? Почему?

 

Что же мы должны запомнить сегодня?

Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.

Антонимы – это слова одной части речи.

Антонимы – противоположности синонимов.

 

- Кто из вас назовет мне синонимы, которые спрятались в тексте? (тучи- облака)

Вывод: Синонимы и антонимы – это противоположности.

- Для чего в нашей речи нужны синонимы и антонимы?

 

IV. Систематизация и обощение знаний.

 

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля;

 

Задание 1. Работа в парах.

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

 

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

 

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ - ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ - СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ - УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН - только в непринужденном, разговорной речи.

 

- Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод:

 

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. (на столах словари)

 

V. Рефлексивно-оценочный.

 

Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.

 

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Синонимы делают нашу речь богатой и разнообразной. Они позволяют точнее выразить то, о чём мы говорим. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

 

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».

 

  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».

 

  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

 

  • Домашнее задание.

Предлагаю 3 уровня  задания:

1 уровень.

С.57 упр. 75.

 

2 уровень.

Записать к словам синонимы  и антонимы, пользуясь словарём: добрый - …………., ………….,

смелый - …….., …….., 

друг - …….., ………..,

большой -……., ………,

говорить- ……,…….

 

3 уровень.

Задание творческого характера: Пользуясь словарём синонимов, замени все слова в предложениях синонимами. Запишите предложения. Дополните ещё 1 предложением.

Смелые дети отправились в долгий путь. По дороге ребята увидели родник.

 

Рефлексия.

 

Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед 
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай …(конец).

 

docx
Додано
20 січня 2019
Переглядів
4268
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку