Урок русского языка "Род имен существительных. Существительные общего рода".

Про матеріал
Урок русского языка в 6 классе украинской школы (изучение русского языка с 1 класса). Цель:- углубить понятия о трех родах существительных; - познакомить с существительными общего рода; - сформировать у учащихся навыки определять род имен существительных; - формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи; - развивать речь учащихся (чтение, говорение); - создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; - воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Перегляд файлу

Коммунальное учреждение «Савинский лицей

Балаклейского районного совета Харьковской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

Тема. Род имен существительных

Существительные общего рода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель русского языка

 и зарубежной литературы

Ковтун Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Род имен существительных. Существительные общего рода.

Цель:- углубить понятия о трех родах  существительных;

- познакомить с существительными общего рода;

- сформировать у учащихся навыки определять род имен существительных;

- формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;

- развивать речь учащихся (чтение, говорение);

- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;

- воспитывать уважительное отношение к родному языку.


Ход урока

I. Объявление темы и цели урока

Здравствуйте, дети! Запишите, пожалуйста, дату и тему нашего урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

  1.  Проверка домашнего задания: (устно, назвать собственные имена существительные).
  2. Вступительное слово учителя.   Сегодня на уроке мы углубим свои представления о роде имени существительного, все вместе постараемся понять, что такое существительные общего рода и как пользоваться ими в речи.

Однажды  я услышала от ученика ответ: “Все имена существительные изменяются по родам, числам и падежам”. Правильно ли это?

- Нет. Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному из родов: мужскому, среднему, женскому. И в зависимости от этого относятся к одному из трёх склонений.

3. Творческий диктант

Подберите имена прилагательные к существительным и определите их род, запишите словосочетания.

  • незнакомая  фамилия
  • большая  мозоль
  • новый  тюль
  • дорогой  шампунь
  • мамин  день рождения
  • свежий  кофе
  • злая  собака
  • цветущая  степь

4. Практическое упражнение (Упр. 268 – цепочкой на доске и в тетрадях).

Определите род имен существительных, распределив их в три колонки. Обозначьте окончания.

 ( Можно предложить им для заучивания небольшую рифмовку:

            Женский род запомню я

            И скажу : « Она моя».

            И запомню род мужской,

            И опять скажу: « Он мой».

            Средний род: « Оно мое».

            Это правило твое! )

 

ГАИ, телефон, желание, брошюра, ламинат, впечатление, волна, герой, ТЮЗ, удивление, миксер, чудо, зарядка, ночь.

 

5. Формулирование вывода.

Понаблюдайте за окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода. Как связаны род существительных и их окончания? Сделайте вывод.

ІІI. Изучение нового материала

  1. Объяснение учителя.

Все имена существительные относятся к одному из трех родов: 

мужской род — конь, мальчик, папа, воевода;

женский род — земля, мать, дочь, рожь;

средний род — кольцо, знамя, село;
общий род — плакса, нытик, тихоня, сирота.

 

В русском языке есть также группа имен существительных с окончанием () общего рода, которые могут обозначать лицо мужского и женского пола:

большой (большая) сластена, мой (моя) коллега. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня.   

Существительные общего рода в современном русском языке имеют, как правило, разговорно-просторечную стилистическую окраску и выражают эмоционально-экспрессивную оценку неодобрительности.

Пример:

плакса (разг.), рохля (разг., неодобр.), забулдыга (простореч.), забияка (разг.) и т. д.; реже они являются стилистически нейтральными: калека (нейтр.), сирота (нейтр.) и т. п.

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: Врач Иванов выписал рецепт, и в женском роде, если речь идет о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется

в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; дежурный врач Иванова выписала рецепт.

 

2. Чтение  теоретического материала (§36 в учебнике).

3. Чтение рубрики «Говорите правильно!» - (учебник, с. 120).

 

4. Проблемные вопросы к учащимся.

— Имеют ли существительные щипцы, сливки, сумерки, каникулы форму единственного числа?

— Можно ли определить род этих существительных?

5. Формулирование вывода.

Сделайте самостоятельный вывод о том, можно ли определить род существительных, не имеющих формы единственного числа.

П р и м е р н ы й  о т в е т: имена существительные, не имеющие формы единственного числа, не имеют рода.

 

6. Выявление восприятия.

Беседа: - Что могут называть существительные общего рода?

  (эти существительные могут называть профессию или черты характера человека.)

 

 7. Работа в парах.
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки. (Упр. 271).

Приводим примеры и записываем их на доске и в тетрадях, распределяя на три группы по значению.

 

Толкование слов: Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек.  Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.

Дока (прост.) – знаток, мастер своего дела, ловкач. Такого доку поискать.

В законах он дока.

 Например:

- врач, учитель, повар, строитель, инженер…( называют профессию);

 

 -умница, молодчина, знаток…( передают замечательные качества человека);

 

-плакса, неряха, недотепа ( отрицательные черты характера)

 

 Физкультминутка.
Умницы подняли руки вверх, потянулись.

Работяги опустили руки, наклонились.

Сладкоежки выпрямились, втянули живот.

 Забияки сели, молодчины сели.

Красотули тоже сели. Работаем!
 

 

   ІV. Закрепление   изученного материала.

1. Творческий диктант. Грамматическая задача. 
По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь. 
Замените словосочетания соответствующими существительными, определяющими признак, качество живого существа. Определите род этих существительных.

  1. Тот, у кого нет родителей (сирота).
  2.  Тот, кто любит много лежать (лежебока).
  3. Тот, кто  много и часто плачет без причины (плакса).
  4. Тот, кто любит много и долго спать (соня).
  5.  Тот, кто любит говорить попусту (пустомеля).
  6.  Тот, кто постоянно злится (злюка).
  7.  Тот, кто неаккуратен (неряха, растрёпа).
  8. Очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга).
  9. Умный человек (умница).
  10. Неопрятный человек (замарашка, грязнуля ).
  11. Рассеянный, невнимательный человек (растяпа).
  12. Человек, который зазнаётся (задавака).

 

  1. Р абота над развитием и культурой речи

Редактирование (исправление речевых ошибок) – Упр. 275 (Устно).

Прослушайте предложения. Исправьте речевые ошибки. Объясните причину ошибок.

 

V.  Подведение итогов урока.

 

 Рефлексия.

-  Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового выучили?

     

. Домашнее задание: повторить теоретический материал занятия §36, Упр. 277 (письменно).

АВТОР: Эта история произошла в нашей школе. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик

оказался неряхой. Ученик старшего класса, взялся его перевоспитывать.

№1 – Вот видишь, ты такая большая неряха.

№2 – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

№1– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм и тебе сразу станет ясно, что ты самая

большая неряха.

№2– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая неряха. Зачем такое

говоришь?

  

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Кікош Тетяна Анатоліївна
    Большое спасибо, коллега!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
17 березня 2019
Переглядів
2152
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку