Цель урока: формировать навыки находить и исправлять разные лексические и синтаксические ошибки, систематизировать и обобщать знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать образное мышление, внимание и связную речь учеников, обогащать словарный запас, учиться складывать план к тексту; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Урок: русский язык
Класс: 3
Тема урока. Развитие грамматических навыков. Учимся пересказывать по плану. В.Сухомлинский. Петя, собака и котенок
Цель урока: формировать навыки находить и исправлять разные лексические и синтаксические ошибки, систематизировать и обобщать знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать образное мышление, внимание и связную речь учеников, обогащать словарный запас, учиться складывать план к тексту; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Вступительная беседа.
- О чем мы говорили на предыдущем уроке?
- Какие пословицы и поговорки вы запомнили?
2. Повторение пройденного материала
- Что такое текст?
- Какие вы знаете виды предложений по способу их высказывания?
3. Оглашение темы и цели урока.
ІІ. Речевая разминка
Осень – она мое любимое время года.
Дождь - он идет сегодня с утра.
Папа – он подарил мне большую машину.
Я не нашел ни одного гриба. Мы принесли домой полную корзину грибов.
3. Замените слова, которые повторяются, синонимами.
Мы получили в библиотеке новые учебники. Учебники должны быть аккуратными.
Нельзя писать в учебниках. Учебники мы сохраняем на полочках. В мае мы отдадим учебники в библиотеку.
Я слаживаю в папку своих тетради.
Оксана хорошо подготовилась к ответ.
На уроке труда мы пришивали пуговицах.
Положение хоть плач.
Тут приехал новый врач.
Как он только в дом вошел –
Таня сразу шмыг под стол.
- Как звали девочку? Какой она была? (трусливой)
-Давайте выучим стихотворение с помощью пиктограмм.
П…ние хоть .
Тут новый .
Как он т..ко в
сразу под .
- На доске спрятаны слова. Сейчас я вам на 30 секунд открою, а вы должны запомнить их в том же порядке, как они записаны. Главное - постарайтесь к каждому слову подобрать образ, ассоциацию, а не заучивать. (Слова: лес, Петя, камень, собака, сани, котенок, ведро)
- А теперь запишите в тетради 2, 4 и 6 слова. Это название рассказа который мы сейчас прочитаем «Петя, собака и котенок».
ІІІ. Работа над текстом В.Сухомлинского “Петя, собака и котенок”.
Маленький Петя шел тропинкой в саду. Видит, бежит навстречу черная лохматая собака. Петя испугался. Но вдруг к его ногам притулился маленький котенок. Он убежал от собаки и просит у Пети защиты.
Стоит мальчик, смотрит на котенка. А он поднял голову на него и жалобно мяукает.
Пете стало стыдно. Он взял котенка на руки и смело пошел собаке навстречу.
- Какое чувство охватило маленького Петю?
- Почему мальчик испугался?
- Почему мальчику стало стыдно?
- Почему Петя защитил маленького котенка?
- Как можно назвать его поступок?
- Можно ли назвать Петю трусом?
3. Самостоятельное чтение текста учениками молча.
4. Игра “Найди первый”
IV. Формирование навыков складывать план к тексту.
- Прочитайте текст еще раз и в ходе чтения попробуйте условно
поделить его на сюжеты.
- Какой вопрос можно поставить к первому сюжету текста? Ко второму?...
(Вопросы учитель фиксирует на доске).
- Какие главные слова можно выделить в каждом пункте плана? (Учитель записывает напротив вопросов)
Ориентировочный план пересказа
- Теперь давайте попробуем пересказать текст по плану.
-Запишите первые 2 ответа на вопросы.
V. Подведение итогов урока
- Чем занимались сегодня на уроке русского языка?
- Что интересного сегодня расскажите дома родителям из нашего урока?
VІ. Домашнее задание.
Группа А: подобрать загадки про домашних животных.
Группа Б: составить монолог о своих любимых домашних животных