Русский язык 3 класс
Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
Цели:
Оборудование: учебник по русскому языку 3 класс , таблицы со знаками препинания, фото муравьев, документальное видео о муравьях.
Ход урока
1.Каллиграфическая минутка
Ча, ща, чу, щу, жи, ши.
- Запишите по одному слову с этими слогами.
- Какое правило повторили?
2. «Мозговая атака»
— Что называется предложением?
— Из группы слов составьте предложения.
Африку, в, зимовать, ласточки, улетели.
Нам, к, возвращайтесь, весной, милые, ласточки.
— Какие это предложения по цели высказывания? по интонации?
— Какие ещё предложения по цели высказывания и интонации вы знаете?
III.Целеполагание
Тему нашего урока ,вы узнаете ,когда отгадаете мои загадки!
Бурным чувствам,
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца. (!) Почему так говорят про восклицательный знак?
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (?) Какая интонация будет в предложение, где есть ?
Загораживает
Путь,
Предлагает
Отдохнуть. (.) Как произносится предложение с точкой на конце?
IV. Сообщение темы и цели урока
- Так какая тема нашего урока? (Знаки препинания в конце предложения)
- Какие цели мы поставим для себя? Молодцы с первым заданием справились
V. Работа над новой темой.
1. (на доске предложение)
Осень - прекрасная пора
- Чего не хватает? (знаков препинания в конце предложения)
– Давайте поставим знаки препинания. Объясним почему.
Посмотрев в окно, как бы вы прочитали это предложение? (На улице было пасмурно, моросил дождь(.) На улице сияло солнце (!))
– Сегодня мы будем закреплять наши знания о предложении и знаках препинаниях.
Запишите это предложение используя тот знак, который захотите и дайте ему характеристику в скобках
2. Разбор слова по составу «прекрасная» (у доски)
Физминутка
3.Работа в группах
- Закончите предложения, поставьте знаки препинания
В лесу дети собирали ягоды и...
Осенний лес так...
Когда твой день...
— Какие слова вы дописали? Какие знаки препинания выбрали? Почему?
— Как надо читать эти предложения? Какие они по цели высказывания? по интонации?
4. Работа в парах (карточки)
Прочтите текст. Как вы думаете, сколько здесь предложений?(устно)
Спишите эти предложения устанавливая границы и расставив знаки в конце предложений.
Русский язык богат и красив много в нём метких слов в русских пословицах заключена мудрость народа загадки говорят о наблюдательности русского человека а как хороши скороговорки.
— Назовите знаки препинания, которые вы поставили в конце предложений. Объясните свой выбор. Какие предложения по цели высказывания? А по интонации?
Знаешь ли ты, что...
Греки в конце вопросительных предложений ставили не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой.
VI. Закрепление темы урока.
Работа с учебником
- Что вы знаете о муравьях?
- Как их называют? (санитары леса).
- Списать текст, вставляя подходящие по смыслу слова (друга, ноги).
2. Воспитательный момент (бережное отношение к муравьям).
Просмотр документального видео.
3. Из группы слов составьте предложения, различные по цели высказывания
Школьники, любить, свой, школа.
(Школьник любят свою школу. Школьники любят свою школу? Школьники, любите свою школу!)
— Какие знаки поставили в побудительном предложении?
— Какое слово выделили запятой?
VII. Итог урока
Слово учителя
— Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.
Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас —
Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет все в порядке!
— Будьте всегда внимательны! Желаю вам успехов в изучении русского языка!
VIII. Домашнее задание
Составить 3 предложения – разных по цели высказывания.