Ноосферный урок русского языка в 5 классе
Тема. СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ
Цель. Дать учащимся понятие об антонимах, омонимах, синонимах и синонимичных рядах, показать различия в оттенках значений синонимов, показать роль антонимов в речи и в художественной литературе, научить отличать омонимы от многозначных слов, совершенствовать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи, воспитывать культуру речи.
Оборудование. Учебник, образон к теме урока, ТСО.
Все услышали звоночек?
Улыбнулись, ровно стали.
Здравствуйте! В ответ - кивочек.
Им вы мне привет послали.
А теперь прошу садиться,
Наш урок мы начинаем
И домашнее заданье
Под диктовку проверяем.
Представьте себе, что вы очутились в волшебном лесу...Чувствуете запах прекрасных цветов и прошлогодней листвы? Слышите серебряные голоса птиц? Ощущаете ласковое прикосновение солнца, пробравшегося к вам сквозь кроны деревьев? Оно согревает вашу макушку, проникает своим теплом внутрь вашего тела, каждым лучиком проходит через ваше сердечко. Скажите “спасибо” своему сердечку. Оно работает день и ночь, посылает кровь во все уголки вашего тела... Солнышко проникает всё ниже... вы чувствуете его тепло в животе, в коленях, в самых кончиках пальцев ног...Скажите “спасибо” солнышку за тепло и ласку, которое оно вам подарило, и отправляйтесь не спеша по узенькой лесной тропинке к волшебной полянке...
Что это? Перед вами - три чудных терема. Интересно, кто в них живёт? Вы заглядываете в первый терем и видите, что там душа в душу живут слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению это - синонимы. Подойдя ко второму терему и заглянув в него, вы замечаете, что его хозяева - полная противоположность друг друга Это антонимы. А в третьем тереме вы обнаруживаете слова-близнецы (хотя нет! Пишутся и произносятся они одинаково, но имеют совершенно разные значения). Эти слова - омонимы. Каждый терем по-своему хорош. Все жители нужны в волшебном лесу под названием “Лексика”: и те, что имеют схожие значения (синонимы), и те, что противопоставлены друг другу (антонимы), и те, что одинаковы внешне, но разных по смыслу (омонимы). Запомните их хорошенько. Скажите спасибо за то, что они украшают вашу речь, делают ваш словарный запас богаче, и ... возвращайтесь потихоньку в класс...
1. СИНОНИМЫ
а) Послушайте стихотворение С.Я.Маршака:
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама...
Нет, ги-попо-тото-попама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги... на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
б) вопросы к классу:
в) работа с синонимичными рядами:
Метель –
Родина –
Большой –
Смелый –
Здание, постройка, сооружение, сарай.
Зрелище, шоу, опера, представление.
Воин, артиллерист, боец, солдат.
а) Послушайте стихотворение. Когда я буду поднимать правую руку, вы будете произносить слово «прекрасная», а когда левую - «ужасная»:
Погода была ужасная ,
Принцесса была прекрасная...
Раз во втором часу
Заблудилась принцесса в лесу.
Вдруг видит: полянка прекрасная,
На полянке землянка ужасная,
А в землянке - людоед:
«Заходите на обед».
Он хватает нож, дело ясное,
Вдруг увидел, какая прекрасная!
Людоеду сразу стало худо.
«Уходи, - говорит, - отсюда.
Аппетит, - говорит, - ужасный,
Слишком вид, - говорит, - прекрасный!»
И пошла потихоньку принцесса,
Прямо к замку вышла из леса.
Вот какая история ужасная,
Вот какая принцесса прекрасная!
б) Характеристика образов падчерицы и родной дочки ( «Госпожа Метелица»)
в) Запишите предложения, вставляя по смыслу антонимы:
Готовь телегу зимой, а сани
Ученье - свет, а неученье
Корень ученья горек, зато плоды его ...
а) Упражнение из учебника (на выбор учителя) - письменно
б) Устное объяснение значения омонимов:
Вдруг окажется в нём рой.
Мне работать с вами класс!
Мне поможет в этом печь.
Для игры мне нужен лук.
У него есть злой боксёр.