Урок "СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ"

Про матеріал
Ноосферный урок русского языка в 5 классе Тема. СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ Цель. Дать учащимся понятие об антонимах, омонимах, синонимах и синонимичных рядах, показать различия в оттенках значений синонимов, показать роль антонимов в речи и в художественной литературе, научить отличать омонимы от многозначных слов, совершенствовать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи, воспитывать культуру речи. Оборудование. Учебник, образон к теме урока, ТСО.
Перегляд файлу

Ноосферный урок русского языка в 5 классе

 

Тема. СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ

 

Цель. Дать учащимся понятие об антонимах, омонимах, синонимах и синонимичных рядах, показать различия в оттенках значений синонимов, показать роль антонимов в речи и в художественной литературе, научить отличать омонимы от многозначных слов, совершенствовать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи, воспитывать культуру речи.

 

Оборудование. Учебник, образон к теме урока, ТСО.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Все услышали звоночек?

Улыбнулись, ровно стали.

Здравствуйте! В ответ - кивочек.

Им вы мне привет послали.

 

А теперь прошу садиться,

Наш урок мы начинаем

И домашнее заданье

Под диктовку проверяем.

 

  1. Проверка домашнего задания
  1. Лингвистический диктант
  1. Все слова языка (лексика).
  2. Наука о лексике ( лексикология).
  3. Слово, имеющее одно лексическое значение (однозначное).
  4. Слово, имеющее несколько лексических значений ( многозначное).
  5. То, что слово называет, обозначает (лексическое значение).
  6. Первичное значение слова называется прямым, а вторичное - ...(переносным).
  1. Проверка домашнего упражнения
  1. Приобретение новых знаний ( в состоянии релаксации, под красивую спокойную музыку)

Представьте себе, что вы очутились в волшебном лесу...Чувствуете запах прекрасных цветов и прошлогодней листвы? Слышите серебряные голоса птиц? Ощущаете ласковое прикосновение солнца, пробравшегося к вам сквозь кроны деревьев? Оно согревает вашу макушку, проникает своим теплом внутрь вашего тела, каждым лучиком проходит через ваше сердечко. Скажите “спасибо” своему сердечку. Оно работает день и ночь, посылает кровь во все уголки вашего тела... Солнышко проникает всё ниже... вы чувствуете его тепло в животе, в коленях, в самых кончиках пальцев ног...Скажите “спасибо” солнышку за тепло и ласку, которое оно вам подарило, и отправляйтесь не спеша по узенькой лесной тропинке к волшебной полянке...

Что это? Перед вами - три чудных терема. Интересно, кто в них живёт? Вы заглядываете в первый терем и видите, что там душа в душу живут слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению это - синонимы. Подойдя ко второму терему и заглянув в него, вы замечаете, что его хозяева - полная противоположность друг друга Это антонимы. А в третьем тереме вы обнаруживаете слова-близнецы (хотя нет! Пишутся и произносятся они одинаково, но имеют совершенно разные значения). Эти слова - омонимы. Каждый терем по-своему хорош. Все жители нужны в волшебном лесу под названием “Лексика”: и те, что имеют схожие значения (синонимы), и те, что противопоставлены друг другу (антонимы), и те, что одинаковы внешне, но разных по смыслу (омонимы). Запомните их хорошенько. Скажите спасибо за то, что они украшают вашу речь, делают ваш словарный запас богаче, и ... возвращайтесь потихоньку в класс...

  1.      Формирование умения использовать знаний
  1. Беседа.
  • Где вы только что побывали?
  • Какие там были краски? запахи?
  • Что вам понравилось? Какое было настроение?
  • Какую информацию вы получили во время релаксации?
  • Нарисуйте увиденный вами образ.
  1. Рисование учащимися образона /под музыку/
  2. Изучение образа в деталях, запись полученной информации.
  3. Сравнение детских образонов и учительского / дети рассматривают учительский образон, сравнивают свои записи с той информацией, которая на нем размещена, исправляют ошибки /
  4. Формулировка темы урока. Запись её на доске и в тетрадях.
  1. Закрепление навыка использования знаний.

1. СИНОНИМЫ

а) Послушайте стихотворение С.Я.Маршака:

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама...

Нет, ги-попо-тото-попама...

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоём

Взглянуть на ги... на бегемота.

Мы чаще так его зовём.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

б) вопросы к классу:

  • Гиппопотам и бегемот - разные животные?
  • Как называются такие слова?
  • Синонимичными бывают не только пары слов, но и целые ряды.

в) работа с синонимичными рядами:

  • Запишите в столбик слова и подберите к ним синонимы:

Метель –

Родина

Большой  

Смелый


  • Игра «Убери лишнее» /Учитель читает синонимичные ряды, а дети определяют, какие из слов в ряду не являются синонимами/

                   Здание, постройка, сооружение, сарай.

                   Зрелище, шоу, опера, представление.

                   Воин, артиллерист, боец, солдат.

  1. АНТОНИМЫ

а) Послушайте стихотворение. Когда я буду поднимать правую руку, вы будете произносить слово «прекрасная», а когда левую - «ужасная»:

Погода была ужасная ,

Принцесса была прекрасная...

Раз во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Вдруг видит: полянка прекрасная,

На полянке землянка ужасная,

А в землянке - людоед:

«Заходите на обед».

Он хватает нож, дело ясное,

Вдруг увидел, какая прекрасная!

Людоеду сразу стало худо.

«Уходи, - говорит, - отсюда.

Аппетит, - говорит, - ужасный,

Слишком вид, - говорит, - прекрасный!»

И пошла потихоньку принцесса,

Прямо к замку вышла из леса.

Вот какая история ужасная,

Вот какая принцесса прекрасная!

  • А может, всё было наоборот? / Учитель читает стих-е второй раз, поменяв местами слова «прекрасная» и «ужасная»/
  • С какими словами вы встретились в этом стихотворении?
  • А какое применение антонимам мы находим в литературе?

      б) Характеристика образов падчерицы и родной дочки ( «Госпожа Метелица»)


 

 

 

 


      в) Запишите предложения, вставляя по смыслу антонимы:                    

                              Готовь телегу зимой, а сани

                              Ученье - свет, а неученье

                              Корень ученья горек, зато плоды его ...

  1. ОМОНИМЫ

а) Упражнение из учебника (на выбор учителя) - письменно

б) Устное объяснение значения омонимов:


  •      Под корой тихонько рой:

Вдруг окажется в нём рой.

  •     Я люблю ваш пятый класс:

Мне работать с вами класс!

  •      Пироги хочу я печь.

Мне поможет в этом печь.

  •      Не люблю я горький лук.

Для игры мне нужен лук.

  •      Мой сосед - крутой боксёр.

У него есть злой боксёр.

  1.                     Подведение итогов – “Микрофон”

 

  1.                Домашнее задание
  •    Повторить изученный материал по образону.
  •    Составить небольшой рассказ «Про крутого боксёра и злого боксёра»
docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
2047
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку