Урок
7 клас
Тема: Урок систематизации и общения знаний по теме «Использование формул сокращенного умножения»
Ход урока:
«У математиков существует свой язык – это формулы» говорила великий математик Софья Ковалевская и наш сегодняшний урок посвящен формулам сокращенного умножения.
На сегодняшнем уроке мы еще раз увидим, какая удивительная сила заключается в формулах сокращенного умножения и как они работают при преобразовании выражений.
Но для сначала нам нужно поставить перед собой цель, проведения нашего урока. Перед вами лежат карточки, подпишите их. Я вам предлагаю самостоятельно сформировать себе свою задачу на этот урок, для этого достаточно подчеркнуть одно предложение в каждом столбце.
Обучающая |
Развивающая |
Воспитывающая |
- закрепить знания формул, - уметь использовать формулы в сложных случаях для преобразования и вычисления выражений; -воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию; - применять изученные формулы при выполнении разнообразных видов заданий
|
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
|
- воспитывать ответственность за выполненную работу
|
Давайте познакомиться с некоторыми задачами, которые вы себе поставили. Начните свой ответ со слов «Сегодня на уроке я буду стараться, или буду стремиться, или хотел бы»
Отложите пока карточки в сторону, мы к ним вернемся в конце урока.
Чтобы настроиться на работу, давайте вспомним формулы сокращенного умножения и поработаем в парах. На слайде представлена одна из частей формулы сокращённого умножения. Покладите перед собой файл с формулами. Работая в паре вам необходимо подобрать правильную правую часть этой формулы.
Как называеться это формула? Як вона звучит на українськїй мові. Прочитайте эту формулу.
1) a2- 2ab + b2 = (a – b)2
2) ɑ2 – b2 = (a – b) (a +b)
3) ɑ3 + b3 = (a + b) (a2 - ab +b2)
4) (a + b)2 = a2- 2ab + b2
5) (a - b) (a2 + ab +b2) = ɑ3 - b3
Вы все молодцы и я вижу, что вы знаете формулы.
Приступим к следующему заданию. Перед вами картина.
Что изображено на картине? (леопарды - 6). Сколько их, кто может сказать? Да, но у любой картине есть автор. И вам нужно угадать автора этой картины. Для этого выполним следующее задание. Работая в парах, выполните задание на соответствие. Вам необходимо найти правильные ответы в правом столбце и внизу записать в таблице ответы (под каждой цифрой соответственную букву). Если правильно сделаете задание, то отгадаете фамилию художника этой картины.
Р. (15 + 12ɑ) (15 - 12ɑ) |
|
2) 0,16 – b4 = |
Л. a4 – 16a²b5 + 64b10 |
3) ɑ3 - 216b3 = |
А. 0,04a² + 0,2ab² + 0,25b4 |
4) (0,2а + 0,5b2)2 = |
З. (ɑ - 6b) (ɑ² + 6ɑb + 36b2) |
5) 225 - 144ɑ2 = |
А. (0,4 – b2) (0,4 + b2) |
6) 64ɑ3 + 27b3 = |
О. 4a² + 24ab + 36b2 |
7) ( ɑ - 2 = |
Н. ɑ2– 2ɑb + b2 |
8) ɑ6 – 343b9 = |
Е. (4ɑ + 3b) (16ɑ² + 12ɑb + 9b2) |
9) (-2а - 6b)2 = |
К. (ɑ2 - 7b3) (ɑ4 + 6ɑ2b3 + 49b6) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Л |
А |
З |
А |
Р |
Е |
Н |
К |
О |
Лазаренко Олег Анатольевич — современный украинский художник, живописец, основоположник художественно-технического приема написания картин — «мозаичная цветопись». Родился в городе Харьков. Окончил Харьковский художественный институт. Часто в Харькове проходят его выставки, поэтому я Вам советую вместе с родителями, а может с классным руководителем посетить эти выставки. Вы получите массу удоволствия от его картин.
Люблю твої, Харкове, сквери і парки,
Люблю я бувати в твоїм зоопарку.
І вулиці довгі, проспекти широкі,
Споруди великі, будинки високі.
Заводи і фабрики – гордість країни,
Ти – перша столиця моєї Вкраїни.
Але, мені здається, що я зовсім не знаю своє місто, бо в ньому є багато цікавих місць, пам’яток. Про деякі ми сьогодні з вами згадаємо, або з ними познайомимся.
Кто знает, где находиться этот памятник?
Это памятник трём обезьянам Находится он в нашем Харьковском зоопарке и посвящен обезьянам, жившим в Госпроме во время Второй мировой войны в 1943 году. Открытие памятника трем обезьянам состоялось 22 августа 2008 года и с тех пор он стал неотъемлемой частью харьковского зоопарка. Воплотить идею в жизнь доверили скульптору Сергею Бажану, который проработал над памятником девять месяцев. Я знаю, что (Гектор – слева, а Роза – справа, а кто посередине я не помню). Но Вы мне сейчас поможете, работая в паре, вам необходимо закончить разложение на множители.
И) 50b – 2ɑ2b = 2b(25 - ɑ2) =______________________________________
Д) -3ɑ2 + 6ɑb - 3b2 = - 3 (ɑ2 - 2ɑb + b2) = _____________________________
З) 2ɑ3 +128 = 2(ɑ3 +64) = ____________________________________
Е) ɑ16 – 81 = (ɑ8 – 9) (ɑ8 + 9) = _______________________________
Решили? Молодцы. Поменяйтесь листочками с соседней партой. Взяли в руки карандаши проверим, правильно ли ваши одноклассники справились с зданиями. Если все правильно напишите Молодцы, если одна ошибка хорошо, если больше, то старайтесь. Расставьте буквы в алфавитном порядке - Дези, Очень интересная эта история, если вам интересно, то откройте ИНЕРНЕТ и познакомьтесь с ней.
Кто видел, эту гориллу? Поднимите руки. Если Вы знаете, где она находится, то тоже поднимите руки. Каждый может сам придумать то, о чем размышляет примат.
Решите мне уравнение 16х3 – 9х = 0 и я вам подскажу на какой улице в Харькове она находится.
А решать мы уравнение будем под диктовку.
16х3 – 9х = 0
1 шаг х(16х2 - 9) = 0
2 шаг х(4х - 3) (4х + 3) = 0
3 шаг х=0 или 4х – 3 = 0 или 4х + 3 = 0
4 шаг 4х = 3 4х = - 3
5шаг х = х = -
6 шаг ОТВЕТ: (ул. Сумская)
Как Вы думаете, а это кто?
А я Вам расскажу, только чуть-чуть попозже, когда решите следующее уравнение.
х3 – 5х2 – х + 5 = 0 (Ответ 5; -1; 1)
Скульптура «Скрипач на крыше» в Харькове установлена напротив здания консерватории — памятнике архитектуры XIX века. Автор композиции Сейфаддин Гурбанов. Прототипом «Скрипача» стал известный альтист Юрий Башмет (играет на альте), но образ считается собирательным, а памятник посвящен всем харьковским художникам, артистам и музыкантам — людям искусства.
Снова интересная композиция, кто видел эту композицию, поднимите руки
Разложите выражения на множители:
4с2(1- с2) – 4с(1- с2) + 1- с2 =
с2 + 16с + 64 – 36с2 =
На территории бывшего пивзавода на Московском проспекте, где сейчас находится предприятие по производству дрожжей, установили необычную скульптуру: трубочист приветствует горожан снятым цилиндром.
На предприятии есть легенда: если утром человек встречал трубочиста, значит день обещал быть удачным.
Но про это, Вы не знаете точно, потому что еще маленькие.
Найдите значение этого выражения
В начале октября 2010 года в честь 80-летнего юбилея Харьковского национального университета радиоэлектроники возле входа в университет появилась композиция под названием «Студент» или как его называют в народе — памятник программисту. Автором этой композиции выступил Роман Блажко
Для миру, добра , та любові
Наш Харків піднісся здавна.
Завжди трудовий, науковий
Красивий, як втіха-весна.
Давайте, вернемся к тем целям, которые Вы поставили себе в начале урока. Вы их достигли? Хорошо. А хочу, я закончить урок притчей.
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он сказал «А я принимал участие в строительстве храма»
Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Домашнее задание: стр. 126-127 «Проверь себя», № 736*
Дополнительное задание: Найдите три последовых натуральных числа, если произведение первого и второго чисел на 31 меньше, чем квадрат третьего числа.
1