Урок "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Про матеріал

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 9 класса (с украинским языком обучения). В разработке урока по указанной теме сочетаются традиционные формы и методы работы и ИКТ , что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала , развитию креативности.

Перегляд файлу

Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Цели урока:

          Обучающие:

  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

  правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  составлять схемы предложений с придаточными определительными.
 производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
 правильно употреблять в речи данные виды предложений

        Развивающие:

- тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточной определительной;

- развивать мыслительные навыки 

    Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах.

 

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки, кластер, карточки для групповой работы.

Тип урока: изучение нового материала

 

                                               Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности школьников.

Слово учителя: Начать сегодняшний урок я хочу с древней легенды:

«Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром там будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работ. Но это случалось только тогда, когда мастер подготавливал выкройки из кожи вечером. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви и однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки и спрятался. А когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки-гномы, которые быстро сшили из приготовленных кусочков новые туфли. Наследующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмачков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее».

 - Говорят, что многие творческие люди пользуется советом старого башмачника.

 Сегодня и мы, точно так же, как и старый башмачник, будем использовать свои «старые» знания при изучении темы.

ІІ. Объявление темы и цели урока.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальная работа.

 

Составление кластера на тему «Сложное предложение»

 

  1. Графический тест-диктант (работа в парах)

 

1. Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.

2. Определение  отвечает на вопросы КОГДА? КАК? СКОЛЬКО?

3. Предложение – это синтаксическая единица.

4. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

5. ИЛИ – подчинительный союз.

6. Схема сложносочинённого предложения  [ … ], (что …).

7. В сложносочинённом предложении все части предложения равноправны.

8. В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.

9. Простое предложение состоит из нескольких грамматических основ.

10. Придаточное предложение может стоять только после главного предложения.

Взаимопроверка:

1     2     3     4      5     6     7     8     9    10

+     -     +      +     -      -      +     -      -      -

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным.

  Работа с текстом.

Давайте обратимся к тексту.  Найдите СПП, определите грамматическую основу.

 

В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, любил бродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Ему  нравилась  холодная осенняя пора.  Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

 

– Построим схемы предложения.

– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Заполнение таблицы

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

к сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где,

куда и др.

5. Возможны  указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция

Работа с учебником

С.102, чтение п. 13.

V. Закрепление изученного материала

1.Творческое задание.

Составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными по их началу, запишите, расставляя знаки препинания.

 

                                                               который

Мы вошли в дом                                       в  котором

                                                               из  которого                                                             

 

2.Работа в группах.

Каждая группа получает карточку  с заданием

 

Карточка для 1 группы: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, составить схему.

1.  Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2.  Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, составить схему.

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, составить схему.

1. Все молчали,  чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра,  так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

Карточка для 4 группы: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, составить схему.

1.Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

Карточка для 5 группы: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, подобрав союзное слово по смыслу, запишите, расставляя знаки препинания.

Литературный язык сформировался в 19 веке. Тот литературный язык дошёл до нас благодаря бессмертным произведениям А.С. Пушкина.

3.Конструирование предложений

Составьте предложения по данным схемам

[ ... сущ. ], (какой … ).                  [… сущ. ], ( где … ).

 

[ ….сущ.], ( который  ).                 [ …. сущ.], ( куда … ].

 

Подведение итогов урока. Оценивание.

- Давайте вместе определим, какими учебными навыками вы должны владеть?

 

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

 

 

 

 

Отличать подчинительные союзы от союзных слов

 

 

 

 

Составлять схемы сложноподчинённых предложений

 

 

 

 

Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

 

 

 

 

 

Закончите предложения:

Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……

Тема, над которой мы работали, …..

Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….

Домашнее задание

Выучить теоретический материал с.102

Упр.160 или 159.

docx
Додано
12 грудня 2018
Переглядів
3470
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку