Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени" в 9 классе построен на основе комплексного анализа текста. Цель урока – познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными образа действия и степени, их особенностями и отличительными признаками, определять способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением, строить схемы, учить находить предложения в тексте;
Урок русского языка. 9 класс.
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Цель: обучающая – познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными образа действия и степени, их особенностями и отличительными признаками, определять способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением, строить схемы, учить находить предложения в тексте;
развивающая - развивать мышление, зоркость и внимательность в работе с текстом;
воспитательная – воспитывать высокую дузовность, чувство красоты, любовь и бережное отношение к природе и родному краю.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал, опорная таблица;
карта Донецкой области;
проектор:
презентация;
жетоны
- Как хорошо, что я работаю сегодня с вами. Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день будет успешным и щедрым на добрые начинания, мудрые мысли и отличные оценки.
(приём незаконченного предложения)
- Древний философ Теренций сказал: «Нет ничего столь трудного, чего невозможно было бы достичь…
Чем?
Дети: …старанием.
-Я думаю, что вы согласны с этим изречением. Попробуйте на сегодняшнем
уроке это подтвердить при изучении темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени».
-В своих тетрадях запишите число и тему. Сегодня на уроке вы познакомитесь с сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия и степени.
Ваша задача: научиться находить эти предложения в тексте, выделять в них структурные элементы, ставить вопросы к придаточной части, строить схемы, а также самим конструировать эти предложения.
-Чтобы успешно справиться с поставленной задачей, вам необходимо вспомнить пройденный материал. За работу на уроке вы будете получать жетоны, которые затем обменяете на оценки.
А) Приём «Восстановление слепой схемы»
-Обратите внимание на схему (на экране) и восстановите недостающие звенья.
Сложное предложение
…………… бессоюзное
Сложносочиненное ………….
….. ….. обстоятельственные
- Дайте определение сложноподчиненнённого предложения.
- На каки вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
- Вспомните их виды (схема на экране).
- Один из необычных видов придаточных – придаточное образа действия и степени,
которые на уроке мы будем условно обозначать ОД и СТ. Эти предложения чаще всего встречаются в художественном стиле и служат для создания зримых картин и ярких образов.
А) Подготовка к восприятию текста.
- Какой цветок является символом красоты? (Роза)
- Как вы думаете, а как этот символ красоты свзан с нашим Донецким краем, карту которого вы видите на доске? (Донецк называют городом угля и роз)
- А сейчас я хочу пригласить вас в долину роз, которых так много в Донецком крае.
Б) Идентификация с текстом (восприятие и осмысление.)
Чтение текста учителем на фоне видеоряда и музыкального сопровождения
- Какие эмоции вы испытали при прослушивании текста?
- Найдите в тексте предложение, которое выражает основную мысль.
В) Анализ текста в соответствии с учебной задачей.
- Выпишите это предложение.
- Анализируем это предложение по алгоритму, которой находится у вас на партах.
× гл.
А мы всё стояли и радовались до такой степени, казались себе самыми счастливыми на свете. (СПП с прид. ОД )
Как? Каким образом?
[ ___ и ], что [ ]
Проанализируем ещё одно предложение. Это первое предложение третьего абзаца текста. Выпишите его.
× прич.
Мы были настолько очарованы невиданным зрелищем, стояли неподвижно.
(СПП с придат. СТ)
Насколько? В какой степени?
[ ___ ], что [ ]
- Сделаем выводы и заполним опорную таблицу, которая есть у вас на парте.
- На какие вопросы отвечает приадаточное образа действия? (Как? Каким образом?)
- На какие вопросы отвечает придаточное степени? (Насколько? В какой степени?)
- К чему относятся эти придаточные – ко всему предложению или отдельному слову? (К
отдельному слову).
- Если это придаточное образа действия , то какой частью речи является это слово? (Глагол)
- Если это придаточное степени? (Причастие, прилаг, наречие)
- Чем присоединяется придаточное к главному? (Союзом что)
- Есть ли в главном предложении указательные слова? (В такой степени, настолько, так, таким образом).
- Итак, расскажите по опорной таблице о придаточных ОД и СТ.
- Эта опорная таблица будет вошим помощником при определении вида придаточных предложений.
А) Работа в парах.
- Работаем с текстом в парах. Перед вами задача.
1) Найти в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным ОД и СТ .
2) Записать его в тетрадь.
3) Проанализировать согласно алгоритму и пользуясь опорной таблицей.
4) Построить схему.
Учащиеся 1 группы работают с первым абзацем, учащиеся 2 группы – с четвёртым.
Б) Проверка правильности выполнения задания.
Один учащийся от группы строит на доске схему.
Г) Дистанцирование текста.
Конструирование предложений.
-Из лексики на раздаточном материале сконструируйте и запишите сложноподчинённое предложение с придаточным ОД и СТ. Это предложение ещё раз подтвердить основную мысль текста. Не забудьте поставить знак препинания.
Подсказка. В первой колонке находятся слова главного предложения, во второй колонке – связывающие два предложения структуры – указательные слова и союз, в третьей коллонке – слова придаточного предложения.
Роза настолька хороша, что достойна занять почётное место в убранстве родного Донбасса.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Можете воспользоваться опорной таблицей.
- Что вызвало затруднения?
- Какие видц работы понравились больше всего?
Оценивание. (Поднимите руки, у кого …)
- Выучить признаки и особенности придаточных ОД и СТ по опорной таблице. Выполнить разноуровневые задания по карточке. Уровень выберите себе сами.
- Я прошу не закрывать вас дневники.
Х. Рефлексия.
- В завершении нашего сегодняшнего урока я хочу обратить ваше внимание на карту нашей области.
- Бутон какого ветка она напоминает вам?
- А мне напоминает бутон розы. И чтобы эта роза – наша область – расцветала, давайте поместим её в символический кувшин и будем любить,егать и всячески способствовать её процветанию.
- Мне очень понравилось, ребята, работать сегодня с вами. На партах у вас лежат символические цветы. Приклейте их в свои дневники напротив сегодняшнего урока русского языка на память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо вам за урок.
Приложение
Долина роз.
Мы увидели долину роз, когда солнце еще не вставало. Небо было жемчужно-серым. Вдруг на горизонте застенчиво засветлела узкая полоска, обещающая приход зари. Полоска расширялась так быстро, что через мгновение зарево осветило уже полнеба. Все вспыхнуло, и на землю живым огненным потоком хлынули лучи восходящего солнца.
И тотчас, словно в ответ теплу и свету, в ответ приходу утра розы плавно раскрыли лепестки своих плотных, туго сжатых бутонов, и вся долина задышала сладостью их аромата.
Мы были настолько очарованы невиданным зрелищем, что стояли неподвижно. Первый раз в жизни мы увидели, как распускаются эти чудесные цветы. А говорят, что тот, кто увидит, как распускаются розы, не будет обманывать в любви.
А солнце уже сияло так, что каждое дыхание, каждый звук вокруг обретали новую силу.
Безудержно и упоенно запели жаворонки. Где-то вдалеке застучал дятел, заявив о начале трудового дня. А мы все стояли и радовались до такой степени, что казались себе самыми счастливыми на свете!
Приложение
Опорная таблица.
|
образа действия |
степени |
Вопросы к придаточной части |
|
|
К чему относится в главном предложении |
|
|
Союзы |
|
|
Указательные слова |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными
Приложение
Роза настолько достойна
хороша что Донбасса
в убранстве
место
родного
занять
почетное
Роза настолько достойна
хороша что Донбасса
в убранстве
место
родного
занять
почетное