Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени"

Про матеріал

Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени" в 9 классе построен на основе комплексного анализа текста. Цель урока – познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными образа действия и степени, их особенностями и отличительными признаками, определять способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением, строить схемы, учить находить предложения в тексте;



Перегляд файлу

Урок русского языка.                                                                                9 класс.

 

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

 

Цель:  обучающая – познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными образа действия и степени, их особенностями и отличительными признаками,  определять способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением,  строить схемы,  учить находить предложения в тексте;

 

развивающая -   развивать мышление, зоркость и внимательность в работе с текстом;

 

воспитательная – воспитывать   высокую дузовность, чувство красоты, любовь и бережное отношение к природе и родному краю.

 

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

 

 

Оборудование:    раздаточный материал, опорная таблица;

                                  карта Донецкой области;

                                  проектор:

                                  презентация;

                                  жетоны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Организационный момент.

- Как хорошо, что я работаю сегодня с вами.  Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день будет успешным и  щедрым на добрые начинания, мудрые мысли и отличные оценки.

 

  1. Мотивация.

(приём незаконченного предложения)

- Древний философ Теренций сказал: «Нет ничего столь трудного, чего невозможно было бы достичь…

Чем?

    Дети:  …старанием.

                   -Я думаю, что вы согласны с этим изречением. Попробуйте на сегодняшнем

                   уроке  это подтвердить при изучении темы  «Сложноподчиненные   предложения с придаточными образа действия и степени».

 

  1. Сообщение темы, целей и задач урока.

-В своих тетрадях запишите число и тему. Сегодня на уроке вы познакомитесь с сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия и степени.

Ваша задача: научиться находить эти предложения в тексте, выделять в них структурные элементы, ставить вопросы к придаточной части, строить схемы, а также самим конструировать эти предложения.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

-Чтобы успешно справиться с поставленной задачей,  вам необходимо вспомнить пройденный материал. За работу на уроке вы будете получать жетоны, которые затем обменяете на оценки.

  1. Фронтальный опрос.

                     А) Приём  «Восстановление слепой схемы»

                          -Обратите внимание на схему (на экране) и восстановите недостающие звенья.

 

 

                                              Сложное предложение

 

 

                                    ……………                              бессоюзное

 

 

      Сложносочиненное    ………….

 

 

                                   …..          …..         обстоятельственные

 

 

 

-  Дайте определение сложноподчиненнённого предложения.

-  На каки вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

-  Вспомните их виды (схема на экране).

- Один из необычных видов придаточных – придаточное образа действия и степени,

которые на уроке мы будем условно обозначать ОД и СТ.  Эти предложения чаще всего встречаются в художественном стиле и служат для создания зримых картин и ярких образов.

 

  1. Изучение нового материала.
  1. Метод  «Комплексный анализ текста на уроке».

А)  Подготовка к восприятию текста.

- Какой цветок является символом красоты?  (Роза)

- Как вы думаете, а как этот символ красоты свзан с нашим Донецким краем, карту которого вы видите на доске?  (Донецк называют городом угля и роз)

- А сейчас я хочу пригласить вас в долину роз, которых так много в Донецком крае.

 

             Б) Идентификация с текстом (восприятие и осмысление.)

Чтение текста учителем на фоне видеоряда и музыкального сопровождения

-  Какие эмоции вы испытали при прослушивании текста?

- Найдите  в тексте предложение, которое выражает основную мысль.

 

             В) Анализ текста в соответствии с учебной задачей.

- Выпишите это предложение.

- Анализируем это предложение по алгоритму, которой находится у вас на партах.

                                          × гл.                                                                                                                                                                                            

А мы всё стояли и радовались до такой степени,                 казались себе самыми счастливыми на свете.  (СПП с прид. ОД )

      Как? Каким образом? 

 

[ ___       и                      ], что [             ]

 

 

Проанализируем ещё одно предложение. Это первое предложение третьего абзаца текста. Выпишите его.

                                             × прич.

Мы были настолько очарованы невиданным зрелищем,                    стояли неподвижно.

(СПП с придат. СТ)

 

 Насколько? В какой степени?

          

[ ___                              ], что [             ]

 

-  Сделаем выводы и заполним опорную таблицу, которая есть у вас на парте.

- На какие вопросы отвечает приадаточное  образа действия?  (Как? Каким образом?)

- На какие вопросы отвечает придаточное степени? (Насколько? В какой степени?)

- К чему относятся эти придаточные – ко всему   предложению или отдельному слову? 

отдельному слову).

- Если это придаточное образа действия , то  какой частью  речи является это слово? (Глагол)

- Если это придаточное степени?  (Причастие, прилаг, наречие)

- Чем присоединяется придаточное к главному? (Союзом что)

- Есть ли в главном предложении указательные слова? (В такой степени, настолько, так, таким образом).

- Итак, расскажите по опорной таблице о придаточных ОД и СТ.

- Эта опорная таблица будет вошим помощником при определении вида придаточных предложений.

 

  1. Первичная проверка и закрепление усвоенных знаний.

А) Работа в парах.

-  Работаем с текстом  в парах. Перед вами задача.

1) Найти в тексте сложноподчиненное предложение с придаточным ОД и СТ .

2) Записать его в тетрадь.

3) Проанализировать согласно алгоритму и пользуясь опорной таблицей.

4) Построить схему.

Учащиеся 1 группы работают с первым абзацем, учащиеся 2 группы – с четвёртым.

 

Б) Проверка правильности выполнения задания.

    Один учащийся от группы строит на доске схему.

 

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Г) Дистанцирование текста.

Конструирование предложений.

 -Из лексики на раздаточном материале  сконструируйте и запишите  сложноподчинённое предложение с придаточным ОД и СТ.  Это предложение ещё раз подтвердить основную мысль текста. Не забудьте поставить знак препинания.

Подсказка. В первой колонке  находятся слова главного предложения, во второй колонке – связывающие два предложения структуры – указательные слова и союз, в третьей коллонке – слова придаточного предложения.

 

      Роза  настолька  хороша, что достойна занять почётное место в убранстве родного  Донбасса.

 

  1. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Можете воспользоваться опорной таблицей.

-  Что вызвало затруднения?

-  Какие видц работы понравились больше всего?

    Оценивание.  (Поднимите руки, у кого …)

 

  1. Информация о домашнем задании.

- Выучить признаки и особенности придаточных ОД и СТ по опорной таблице. Выполнить разноуровневые задания по карточке. Уровень выберите себе сами.

  -  Я прошу не закрывать вас дневники.

 

   Х. Рефлексия.

- В завершении нашего сегодняшнего урока я хочу обратить ваше внимание на карту нашей области.

-  Бутон какого ветка она напоминает вам?

- А мне напоминает бутон розы. И чтобы эта роза – наша область – расцветала, давайте поместим её в символический кувшин и будем  любить,егать и всячески способствовать её процветанию.

-  Мне очень понравилось, ребята, работать сегодня с вами. На партах у вас лежат символические цветы. Приклейте их в свои дневники  напротив сегодняшнего урока русского языка на память о нашей сегодняшней встрече.  Спасибо вам за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

                                                   Долина роз.

   Мы увидели долину роз, когда солнце еще не вставало. Небо было жемчужно-серым. Вдруг на горизонте застенчиво засветлела узкая полоска, обещающая приход зари. Полоска расширялась так быстро, что через мгновение зарево осветило уже полнеба.  Все вспыхнуло, и на землю  живым огненным потоком хлынули лучи восходящего солнца.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

   И тотчас, словно в ответ теплу и свету, в ответ приходу утра розы плавно раскрыли лепестки своих плотных, туго сжатых бутонов, и вся долина  задышала сладостью их аромата.

    Мы были настолько очарованы невиданным зрелищем, что стояли неподвижно. Первый раз в жизни мы увидели, как распускаются эти чудесные цветы. А говорят, что тот, кто увидит, как распускаются розы, не будет обманывать в любви.

    А солнце уже сияло так, что каждое дыхание, каждый звук вокруг обретали новую силу.

   Безудержно и упоенно запели жаворонки.  Где-то вдалеке застучал дятел, заявив о начале трудового дня. А мы все стояли и радовались до такой степени, что казались себе  самыми счастливыми на свете!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

Опорная таблица.

 

образа действия

степени

Вопросы к придаточной части

 

 

К чему относится в главном предложении

 

 

Союзы

 

Указательные слова

 

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Роза  настолько  достойна

хороша  что    Донбасса

          в убранстве 

       место

       родного

       занять

       почетное

 

 

 

 

 

 

 

Роза  настолько  достойна

хороша  что    Донбасса

          в убранстве 

       место

       родного

       занять

       почетное

 

 

 

docx
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
3124
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку