Урок "Световые явления в литературе"

Про матеріал
Бинарный урок физики и литературы для 11 класса, на котором учащиеся в процессе групповой работы повторят известные им световые явления и научатся находить их в произведениях литературы
Перегляд файлу

Бинарный урок по физике, литературе:

Тема: «Световые явления в литературе»

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Цели урока:

Знать:

  •              Световые явления и законы, их описывающие
  •               Алгоритм анализа стихотворения

Уметь:

  •               применять знания о световых явлениях при анализе литературного произведения.
  •     сопоставлять, анализировать и обобщать понятия и  явления из областей физики и литературы, используя различные сравнительные методы
  •               Личная цель:

научится…

понять…

обобщить..

Задачи урока:

  •         формировать у учащихся целостную картину мира;
  •         показать взаимосвязь между предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;
  •         использовать Интернет-ресурсы и мультимедийные средства при подготовке и проведении урока;
  •         использование различных компонентов учебной деятельности для повышения мотивации обучения.

Оснащение:

  •         мультимедийная техника, оборудование;

Методики подготовки учащихся к усвоению новых знаний:

  •         концентрация внимания на конкретном факте;
  •         сравнение и сопоставление сравнительного анализа наблюдений за опытами в ходе практической работы;
  •         проблемные вопросы;
  •         практическая работа;
  •         исследовательский метод;
  •         анализ литературного материала;
  •         анализ практической деятельности;
  •         исследовательская работа через выполнение опытов по предложенной схеме;
  •         возрастно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, обучающихся между собой, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок, серии последовательных алгоритмических и эвристических предписаний деятельности преподавателей и учащихся.

.

Бинарный урок по физике, литературе:

Тема: «Световые явления»

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Цели урока:

Знать:

  •              Световые явления и законы, их описывающие
  •               Алгоритм анализа стихотворения

Уметь:

  •               применять знания о световых явлениях при анализе литературного произведения.
  •     сопоставлять, анализировать и обобщать понятия и  явления из областей физики и литературы, используя различные сравнительные методы
  • Личная цель:

научиться…

понять…

обобщить…

 

Ход урока:

1)ЦЕЛЬ ЭТАПА: создание благоприятного психологического климата на уроке

Учитель литературы:  Здравствуйте, ребята,нам приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает.

Учительфизики: Давайте с вами улыбнемся друг другу и гостям!

Учитель литературы:С одной улыбки, с маленькой удачи начинается большой успех!

Учительфизики: каждому из вас на сегодняшнем уроке мы желаем успеха

Учитель литературы: Давайте запишем его составляющиепри помощи акростиха. Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово, которое является темой стихотворения. Как правило, это одно слово, но может быть и больше, если вы хотите.

(составление акростиха «Успех»)

Удача

Счастье

Пунктуальность

Единение

Храбрость

Учитель физики: По ходу урока вы будете оценивать свою работу, ставить отметки на ступеньках «лестницы успеха», на основе которых в конце урока вы поставите себе оценки и ответите на вопрос полностью ли я добился успеха сегодня на уроке?

Но начать движение по лестнице хотелось бы словами физика, харьковчанина, лауреата нобелевской премии Льва Давыдовича Ландау, который говорил: Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик. И к концу урока определим, относятся ли слова Ландау к нам.

Учитель литературы: Вы объединены в группы, поэтому именно так будете обсуждать вопросы и выполнять задания.

Учительфизики: Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила: картинка на доску?

  • говори тихо и спокойно
  • уважай своих товарищей
  • внимательно слушай партнера
  • старайся не перебивать товарища, выслушивай его до конца
  • в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

2) ЦЕЛЬ ЭТАПА: организовать целенаправленную деятельность учащихся

Учитель физики: Сегодня у нас не совсем обычный урок,на котором мы попытаемся провести параллель между физикой и литературой, поэтому и проведут его два учителя. На уроке вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.

Учитель литературы: Объектом наших исследований будет нечто необычное и загадочное. Что это? Я думаю, вы легко догадаетесь, прослушав детские «объяснялки».

СЛАЙД

Говорят младшие школьники: про свет

Учитель физики: Вы догадались, что бывает от Луны, от Солнца, берется от лампочек, светит в глазки? Бывает ярким? Желто-красным?

(ответы детей) (СЛАЙД) 

Учитель физики:Именно свет будет объектом наших исследований.

Учитель литературы: Когда мы знакомимся с литературным материалом – читаем  стихотворение или прозу, мы не задумываемся о тех физических явлениях, отражение которых встречается нам в тексте. А сегодня на уроке, анализируя литературные тексты мы и обратим внимание на физические явления в них.

Учитель физики: Как бы вы, исходя из объяснялок детей, опираясь на изученое ранее, сформулировали тему урока?

ответы учащихся, приходим к единой теме и читаем с экранаСветовые явления в литературе.(СЛАЙД)

Учитель физики: Итак, с темой урока мы определились. Уяснили, что это нам важно, но куда же мы движемся именно на этом уроке? Что же конкретно каждый из нас ждет от сегодняшнего урока?

Учитель литературы: Мы выяснили, что хотим исследовать, но на этом этапе урока важно понять, зачем нам это нужно?

Учительфизики: включите, пожалуйста, программу для считывания QR-кода, отсканируйте код, который лежит у вас на партах, и при помощи ключевых слов сформулируйте цели урока.

Считывание QR-кода с целями урока

Инструктаж по работе с опорным конспектом

Учитель литературы:Возьмите опорные конспекты, которые лежат у вас на партах, и запишите личные цели урока.

Учитель физики: Кто хочет озвучить свои цели?

(Дети озвучили)

Учитель литературы: давайте на шкале достижений определим, каков уровень ваших знаний о световых явлениях в литературе в начале урока.

красным маркером ставят точку на шкале

Учитель физики: Чтобы достичь поставленных целей, начинаем работать. И сначала  мы с вами проведём физический диктант, в результате которого вспомним основные понятия оптики, которые уже знаем.

  1. Раздел физики, изучающийпроцессы излучения света, его распространения и взаимодействия с веществом называется….
  2. Оптика традиционно делится на следующие разделы: … и ….
  3. Свет в прозрачной однородной среде распространяется……….
  4. Угол отражения равен……..
  5. Изменение направления распространения  света при его прохождении через границу раздела  двух сред называется……..
  6. Угол  преломления  , в зависимости от того , из какой среды в какую переходит луч, может быть…….угла падения
  7. Величину ,  обратную фокусному расстоянию линзы, называют … и измеряют в…..
  8. Разложение белого света в спектр при помощи призмы называется…
  9. Отклонение света от прямолинейного распространения, огибание волнами препятствий называется…
  10.  Перераспределение интенсивности света в результате наложения нескольких световых волн называется…
  11. Для наблюдения интерференции и дифракции света волны должны быть…
  12. Свойство, доказывающее поперечность световых волн называется…

(ученики выполняют диктант в опорном конспекте. По окончании работы проводится самопроверка.)

Учитель физики: Давайте проверим наш диктант (СЛАЙД)

Правильные ответы проецируются на экран.)

Ответы

  1. отпика
  2. Геометрическая  волновая
  3. прямолинейно
  4. углу падения
  5. преломлением
  6. меньше или больше угла падения
  7. оптической силой линзы, в диоптриях
  8. Дисперсией света
  9. Дифракцией света
  10. Интерференцией света
  11. Когерентны
  12. Поляризацией света

Учитель физики: поставьте себе оценки на первую ступень нашей лестницы успеха, за каждый правильный ответ – один балл. Прежде, чем мы продолжим, предлагаю размяться.

(СЛАЙД) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Этап закрепления и систематизации изученного материала.

Проведение нелинейного квеста: условия проведения

Итак, мы с вами повторили основные понятия оптики и применим свои знания в анализе литературных произведений. На ваших столах лежат карточки, которые вам помогут выполнить задания в группах. Работаете вы согласно плану, который вы видите на экране и в своих опорных конспектах.Результат вашей совместной работы представляет спикер, выбраный вами.

План на экране и в раздаточных листах

План работы в группе:

  1. Прочитайте стихотворение;
  2. Найдите в тексте световые явления, и назовите их;
  3. Определите раздел физики и заполните первый столбик соответствующей таблицы;
  4. Из предложенных вариантов выберите тот, который соответствует описанию и применению вашего явления;
  5. Заполнить второй и третий столбик таблицы;
  6. Поднять руку после заполнения и перенести данные в общую таблицу.

Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами, явления дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации света и заполним таблицы. На эту работу у вас есть 8 минут.

Давайте проверим, что у вас получилось.


1 группа

Интерференция

Леонид  Мартынов

 

И нефть попав из бака в водоем,

Павлиний хвост внезапно распустила.

Она об органическом своем

Происхожденье снова загрустила.

 

Прямолинейное распространение света

Сергей Михалков

 

За мною следом ходит тень,

Куда бы я ни шёл.

Сажусь к столу, всегда со мной

Садится тень за стол.

Она такая же, как я

От головы до ног.

И повторяет каждый шаг

И каждый мой прыжок.

В пути отстанет вдруг она,

А то пойдёт вперёд,

То, сразу сделавшись худой,

Куда-то пропадёт. 

 

2 группа

Отражение света

Лю Дабай

 

Яркий снег слепит глаза людей,

Белый снег, он серебра белей,

Он своей поспорит белизной

С мягкой ватой, с рисовой мукой.

 

Дифракция

Оскар Уайльд

 

Трель соловья тебе ли не слышна,

Нет серебристей, нет прозрачней ноты!

Поблекшая от зависти луна

С обидой удаляется в высоты:

Ей песню страсти слышать тяжело,

И множит вкруг себя она туманные гало.

 

3 группа

 

Поляризация

Эдуард Асадов

 

Шагая по парку средь голых кленов

Вдоль спящей под белым платком реки,

Веселая пара молодоженов

Швыряла Друг в друга, смеясь, снежки.

Она была счастлива так, что взглядом

Могла бы, наверное, без хлопот

На том берегу, а не то что рядом,

Как лазером, плавить и снег, и лед.

 

4 группа

 

Дисперсия

Федор Тютчев

 

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

 

Преломление света

И.В. Гете

Когда узнаешь ты, как страны

В Сицилии фата морганы

Вопросов этих не задашь.

Там часто в воздухе стеною

Средь бела дня, на зыбком зное

Встает обманчивый мираж…


 

(СЛАЙД)Геометрическая оптика

Закон геометрической оптики

Формулировка

Проявления в природе. Использование в технике.

Прямолинейного распространения света

В однородной среде или вакууме свет распространяется прямолинейно, т.е. луч света представляет собой прямую линию.

Солнечные и лунные затмения. Образование тени.

Преломления света

Падающий луч лежит в одной плоскости с преломленным лучом и перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения; отношение синусов углов падения и преломления есть величина постоянная для данных сред (относительный показатель преломления): n.

В условиях перехода света из одной среды, уступающей в оптической плотности другой (n2<n1)(n2<n1) мы получаем возможность наблюдать явление исчезновения преломленного луча (полное внутреннее отражение)

Мираж. Телескоп – рефрактор. Волоконная оптика.

Отражения света

Отраженный луч лежит в одной плоскости с падающимлучом и перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения; угол падения равен углу отражения (α=β)

Солнечные «зайчики». Телескоп – рефлектор. Зеркала.

(СЛАЙД)Волновая оптика

Явление

Определение

Проявления в природе. Использование в технике.

Интерференция

 Сложение волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуды результирующих колебаний

 Радужные цвета тонких пленок. Просветление оптики. Контроль качества полированных и шлифованных поверхностей.

Дифракция

 Огибание волнами препятствий

Гало. Дифракционная решетка как спектральный прибор. Голография.

Дисперсия

 Зависимость скорости распространения волны от частоты

 Радуга. Спектроскоп. Спектральный анализ.

Поляризация

 Явления, обусловленные поперечностью световых волн

 Поляроиды. Оптоволоконная связь. Определениеконцентрации сахара, органических кислот в растворах.

 


 


Учитель физики: В опорных конспектах у вас есть таблица оценивания результатов работы в группе, прочтите утверждение, если согласны, напишите «Да», если несогласны – «Нет». За каждый ответ «да» поставьте себе 1 балл.

Утверждение

Да/Нет

Я в полной мере участвовал (а) в выполнении всех заданий

 

Я брал(а) на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создалихорошую работу

 

Я подавал(а) группеконструктивные идеи

 

Я внимательно выслушал(а) то, что предлагали другие учасники группы

 

Я работал(а) не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

 

Я общался(лась) с учасниками моей групы с уважением, даже если не был согласенс ними

 

Я пытался(лась)  сделать работу приятной для всей группы

 

Если не согласен(а), то спорю, предлагаю другое решение

 

Работать в группе труднее, чем одному

 

Мне интереснее и полезнее работать в группе

 

Я поддерживал(а) позитивное отношение к работе даже когда мы сталкивались с проблемой

 

Я все колонки таблицы заполнил(а) правильно

 

 

Поставьте себе отметку на лестнице успеха.

Мы продемонстрировали, что благодаря знанию физических явлений можно их увидеть во множествелитературных произведений. и составили обобщающие таблицы по теме Оптика (СЛАЙД)

Этап

ЦЕЛЬ ЭТАПА: научиться применять знания об анализе литературного произведения в практической деятельности

Учитель литературы:исследовав световые явления, мы начнем литературный разговор о предмете, который имеет отношение к свету и назван однокоренным с ним словом. Что это? Я думаю, вы легко догадаетесь, прослушав детские «объяснялки».

(СЛАЙД)

Первый ребенок: «Они бывают разные: красные, синие, зеленые, белые; большие и маленькие, бывают даже с запахом».

Второй ребенок: «Их всегда бывает много в церкви».

Третий ребенок: «Без них не бывает Новый год».

Четвертый ребенок: «При них всегда гадают. Они придают таинственность, и с ними связано любое волшебство».

Пятый ребенок: «Их ставят в торт на день рождения».

Шестой ребенок: «Ими пользовались, когда не было электричества. А сейчас их тоже зажигают, когда отключают свет».

Учитель физики: Вы догадались, что это такое таинственное, рассеивает тьму, заменяет электричество и без чего невозможны день рождения, Новый год и романтический ужин? 

ответы детей(СЛАЙД)

Правильно, это свеча, которая является искусственным источником света

Учитель литературы:Какие ассоциации возникают у вас при слове Свеча

Учащиеся приводят ассоциации, возникающие, при слове свеча? (Тепло, уют, свет, день рождения, праздник, гадание).

Есть что-то магическое в горящей свече. Ее образ вдохновлял многих художников и поэтов на создание удивительных произведений. Посмотрите на картины замечательных русских художников: Карл Брюллов «Гадающая Светлана», Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой», Михаил Нестеров «Князь Александр Невский», Константин Васильев «Ожидание». (СЛАЙД) (СЛАЙД)(СЛАЙД)(СЛАЙД)

- Что придает картине изображенная на ней свеча?

Перед тем, как мы приступим к анализу стихотворных произведений давайте проведем блиц-опрос под назвнием «Друзья всегда помогут». Я называю хврвктеристику,а вы средство выразительности, которое она описывет:

  •   Литературный образ, который имеет иносказательный смысл (символ)
  •   Повтор строк в стихотворении (рефрен)
  •   Специальные литературные средства для создания образности(тропы)
  •   Определение, придающее предмету изобразительность (эпитет)
  •   Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле (метафора)
  •   Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому (сравнение)

(ученики выполняют диктант в опорных конспектах. По окончании работы проводится самопроверка.)

Учитель литературы: Давайте проверим наш блиц-опрос (СЛАЙД)

Правильные ответы проецируются на экран.)

Ответы

Символ

Рефрен

Тропы

Эпитет

Метафора

Сравнение

Учитель литературы: поставьте себе оценки на следующую ступень нашей лестницы успеха, за каждый правильный ответ – два балла.

 Одно из самых известных художественных произведений, в котором упоминается свеча - стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь», ставшее замечательным романсом (СЛАЙД)

- Какие символические образы противопоставляются в стихотворении?(Метель, свеча).Какие цвета ассоциируются с этими образами?(Белый холодный цвет метели,желтый теплый цвет свечи). Как называется повтор строк в стихотворении? (Рефрен), с какой целью он используется?

А сейчас давайте немого отдохнем и послушаем притчу «Четыре свечи»

- Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ. Заключающий в себе нравственное поучение)

(СЛАЙД) (Просмотр притчи «Четыре свечи»)

Я желаю Вам, чтоб ваши 4 свечи всегда горели и согревали душу. Сохраняйте СПОКОЙСТВИЕ в жизни, укрепляйте ВЕРУ в лучшее, берегите ЛЮБОВЬ и не теряйте НАДЕЖДУ на будущее.

Для выполнения следующего задания давайте вспомним, что вы знаете о  стихотворных размерах

Слова вставить в стихи

Константин Бальмонт

Свеча горит и меркнет

и вновь горит сильней,
Но гаснет безвозвратно

 сиянье юных дней.

проверка (СЛАЙД)

 

(СЛАЙД) Сегодня мы познакомимся со стихотворением Беллы Ахмадулиной «Свеча». На экране – портрет поэтессы. На партах перед ребятами распечатанные тексты.


Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.


Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение.

Учащиеся под руководством учителя обсуждают литературное произведение.

- Все ли слова понятны? Что значит витиеватой? (Замысловатой, лишенной простоты).

Какова тема стихотворения? (Чувства, которые вызывает горящая свеча).

Какова идея стихотворения? (Горящая свеча напоминает о старинных временах, о доброте, о друзьях).

А какое настроение создает это напоминание о доброте, о друзьях? Мы с вами знаем, что литература – это – искусство слова. Слово – первый уровень, на котором создается образ. Художественный Образ создается на основе переносного значения слова. Вспомните, как в литературе называется слово, употребленное в переносном значении? (Троп, или средство выразительности).

Какие основные виды тропов вы знаете? (Эпитет, олицетворение, метафора).

Учащимся предлагается самостоятельная работав группах.

Первая группа находит тропы в первых двух строфах. Вторая - в третьей и четвертой строфе.

Эпитеты: 1- старомодность вековая, грамоте витиеватой, разумной и замысловатой, 2 –нежный вкус родимой речи

Олицетворение: 1 -поспешит перо, 2 -ночь прошла.

Метафора: 1 -ляжет на душу добро, 2 - сталактитом стеаринным , вкус холодит,

Напишите, что символизирует свеча в каждой строфе.

В первой строфе – свеча напоминает о старине, во второй – о доброте, в третьей – о дружбе, в четвертой – о родной речи. 

Итак, мы проследили, как создается настроение уюта, доброты, любви к родному языку в стихотворении с помощью изобразительно-выразительных средств.

(СЛАЙД)

РЕФЛЕКСИЯ

ЦЕЛЬ ЭТАПА: определить, достигнута ли цель и ожидаемые результаты урока

Учитель физики: В ваших опорных конспектах вы заполнили личную лестницу успеха. Давайте же теперь увидим друг друга на этой лестнице и посмотрим, где на этой лестнице находимся мы все вместе. У вас есть бумажные человечки, разместите их, пожалуйста на нашей общей лестнице успеха, в хависимости от полученных за сегодняшний урок результатов. ЛАНДАУ

Ученики приклеивают человечков на лист с нарисованной лестницей. Делаем анализ.

 

Учитель литературы:  Давайте вернемся к началу нашего урока и убедимся, что мы достигли его целей: мы знаем Световые явления и законы, их описывающие

  •               Алгоритм анализа стихотворения

Мы научились

  •               применять знания о световых явлениях при анализе литературного произведения.
  •     сопоставлять, анализировать и обобщать понятия и  явления из областей физики и литературы, используя различные сравнительные методы

Учитель литературы: давайте на шкале достижений определим, каков уровень ваших знаний о световых явлениях в литературе к  концу урока.

синим маркером ставят точку на шкале

 

Домашнее задание.

Учитель физики:В продолжение урока вы работали в группе, а значит могли получить помощь товарища, но очень часто в жизни нам приходится рассчитывать только на свои силы. Для этого вам нужно будет выполнить ДЗ

(СЛАЙД) 

Учитель литературы: Домашнее задание. Учащимся предлагается творческое задание на выбор:

Оценка

Задание

1-6

составить кроссворд на тему: "Световые явления в литературе" или придумать ребусы или загадки на тему: " Световые явления  в литературе"

7-9

выполнить небольшую презентацию, в которой отразить интересные факты, связанные со световыми явлениями.

10-12

написать сочинение-рассуждение на тему: «Человеческая жизнь как свеча»

 

docx
Додано
5 березня 2020
Переглядів
373
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку