Бинарный урок по физике, литературе:
Тема: «Световые явления в литературе»
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Цели урока:
Знать:
Уметь:
научится… |
понять… |
обобщить.. |
Задачи урока:
Оснащение:
Методики подготовки учащихся к усвоению новых знаний:
.
Бинарный урок по физике, литературе:
Тема: «Световые явления»
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Цели урока:
Знать:
Уметь:
научиться… |
понять… |
обобщить… |
Ход урока:
1)ЦЕЛЬ ЭТАПА: создание благоприятного психологического климата на уроке
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята,нам приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает.
Учительфизики: Давайте с вами улыбнемся друг другу и гостям!
Учитель литературы:С одной улыбки, с маленькой удачи начинается большой успех!
Учительфизики: каждому из вас на сегодняшнем уроке мы желаем успеха
Учитель литературы: Давайте запишем его составляющиепри помощи акростиха. Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово, которое является темой стихотворения. Как правило, это одно слово, но может быть и больше, если вы хотите.
(составление акростиха «Успех»)
Удача
Счастье
Пунктуальность
Единение
Храбрость
Учитель физики: По ходу урока вы будете оценивать свою работу, ставить отметки на ступеньках «лестницы успеха», на основе которых в конце урока вы поставите себе оценки и ответите на вопрос полностью ли я добился успеха сегодня на уроке?
Но начать движение по лестнице хотелось бы словами физика, харьковчанина, лауреата нобелевской премии Льва Давыдовича Ландау, который говорил: Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик. И к концу урока определим, относятся ли слова Ландау к нам.
Учитель литературы: Вы объединены в группы, поэтому именно так будете обсуждать вопросы и выполнять задания.
Учительфизики: Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила: картинка на доску?
2) ЦЕЛЬ ЭТАПА: организовать целенаправленную деятельность учащихся
Учитель физики: Сегодня у нас не совсем обычный урок,на котором мы попытаемся провести параллель между физикой и литературой, поэтому и проведут его два учителя. На уроке вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.
Учитель литературы: Объектом наших исследований будет нечто необычное и загадочное. Что это? Я думаю, вы легко догадаетесь, прослушав детские «объяснялки».
СЛАЙД
Говорят младшие школьники: про свет
Учитель физики: Вы догадались, что бывает от Луны, от Солнца, берется от лампочек, светит в глазки? Бывает ярким? Желто-красным?
(ответы детей) (СЛАЙД)
Учитель физики:Именно свет будет объектом наших исследований.
Учитель литературы: Когда мы знакомимся с литературным материалом – читаем стихотворение или прозу, мы не задумываемся о тех физических явлениях, отражение которых встречается нам в тексте. А сегодня на уроке, анализируя литературные тексты мы и обратим внимание на физические явления в них.
Учитель физики: Как бы вы, исходя из объяснялок детей, опираясь на изученое ранее, сформулировали тему урока?
ответы учащихся, приходим к единой теме и читаем с экранаСветовые явления в литературе.(СЛАЙД)
Учитель физики: Итак, с темой урока мы определились. Уяснили, что это нам важно, но куда же мы движемся именно на этом уроке? Что же конкретно каждый из нас ждет от сегодняшнего урока?
Учитель литературы: Мы выяснили, что хотим исследовать, но на этом этапе урока важно понять, зачем нам это нужно?
Учительфизики: включите, пожалуйста, программу для считывания QR-кода, отсканируйте код, который лежит у вас на партах, и при помощи ключевых слов сформулируйте цели урока.
Считывание QR-кода с целями урока
Инструктаж по работе с опорным конспектом
Учитель литературы:Возьмите опорные конспекты, которые лежат у вас на партах, и запишите личные цели урока.
Учитель физики: Кто хочет озвучить свои цели?
(Дети озвучили)
Учитель литературы: давайте на шкале достижений определим, каков уровень ваших знаний о световых явлениях в литературе в начале урока.
красным маркером ставят точку на шкале
Учитель физики: Чтобы достичь поставленных целей, начинаем работать. И сначала мы с вами проведём физический диктант, в результате которого вспомним основные понятия оптики, которые уже знаем.
(ученики выполняют диктант в опорном конспекте. По окончании работы проводится самопроверка.)
Учитель физики: Давайте проверим наш диктант (СЛАЙД)
Правильные ответы проецируются на экран.)
Ответы
Учитель физики: поставьте себе оценки на первую ступень нашей лестницы успеха, за каждый правильный ответ – один балл. Прежде, чем мы продолжим, предлагаю размяться.
(СЛАЙД) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Этап закрепления и систематизации изученного материала.
Проведение нелинейного квеста: условия проведения
Итак, мы с вами повторили основные понятия оптики и применим свои знания в анализе литературных произведений. На ваших столах лежат карточки, которые вам помогут выполнить задания в группах. Работаете вы согласно плану, который вы видите на экране и в своих опорных конспектах.Результат вашей совместной работы представляет спикер, выбраный вами.
План на экране и в раздаточных листах
План работы в группе:
Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами, явления дисперсии, дифракции, интерференции, поляризации света и заполним таблицы. На эту работу у вас есть 8 минут.
Давайте проверим, что у вас получилось.
1 группа
Интерференция
Леонид Мартынов
И нефть попав из бака в водоем,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденье снова загрустила.
Прямолинейное распространение света
Сергей Михалков
За мною следом ходит тень,
Куда бы я ни шёл.
Сажусь к столу, всегда со мной
Садится тень за стол.
Она такая же, как я
От головы до ног.
И повторяет каждый шаг
И каждый мой прыжок.
В пути отстанет вдруг она,
А то пойдёт вперёд,
То, сразу сделавшись худой,
Куда-то пропадёт.
2 группа
Отражение света
Лю Дабай
Яркий снег слепит глаза людей,
Белый снег, он серебра белей,
Он своей поспорит белизной
С мягкой ватой, с рисовой мукой.
Дифракция
Оскар Уайльд
Трель соловья тебе ли не слышна,
Нет серебристей, нет прозрачней ноты!
Поблекшая от зависти луна
С обидой удаляется в высоты:
Ей песню страсти слышать тяжело,
И множит вкруг себя она туманные гало.
3 группа
Поляризация
Эдуард Асадов
Шагая по парку средь голых кленов
Вдоль спящей под белым платком реки,
Веселая пара молодоженов
Швыряла Друг в друга, смеясь, снежки.
Она была счастлива так, что взглядом
Могла бы, наверное, без хлопот
На том берегу, а не то что рядом,
Как лазером, плавить и снег, и лед.
4 группа
Дисперсия
Федор Тютчев
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Преломление света
И.В. Гете
Когда узнаешь ты, как страны
В Сицилии фата морганы
Вопросов этих не задашь.
Там часто в воздухе стеною
Средь бела дня, на зыбком зное
Встает обманчивый мираж…
(СЛАЙД)Геометрическая оптика
Закон геометрической оптики |
Формулировка |
Проявления в природе. Использование в технике. |
Прямолинейного распространения света |
В однородной среде или вакууме свет распространяется прямолинейно, т.е. луч света представляет собой прямую линию. |
Солнечные и лунные затмения. Образование тени. |
Преломления света |
Падающий луч лежит в одной плоскости с преломленным лучом и перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения; отношение синусов углов падения и преломления есть величина постоянная для данных сред (относительный показатель преломления): n. В условиях перехода света из одной среды, уступающей в оптической плотности другой (n2<n1)(n2<n1) мы получаем возможность наблюдать явление исчезновения преломленного луча (полное внутреннее отражение) |
Мираж. Телескоп – рефрактор. Волоконная оптика. |
Отражения света |
Отраженный луч лежит в одной плоскости с падающимлучом и перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения; угол падения равен углу отражения (α=β) |
Солнечные «зайчики». Телескоп – рефлектор. Зеркала. |
(СЛАЙД)Волновая оптика
Явление |
Определение |
Проявления в природе. Использование в технике. |
Интерференция |
Сложение волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуды результирующих колебаний |
Радужные цвета тонких пленок. Просветление оптики. Контроль качества полированных и шлифованных поверхностей. |
Дифракция |
Огибание волнами препятствий |
Гало. Дифракционная решетка как спектральный прибор. Голография. |
Дисперсия |
Зависимость скорости распространения волны от частоты |
Радуга. Спектроскоп. Спектральный анализ. |
Поляризация |
Явления, обусловленные поперечностью световых волн |
Поляроиды. Оптоволоконная связь. Определениеконцентрации сахара, органических кислот в растворах. |
Учитель физики: В опорных конспектах у вас есть таблица оценивания результатов работы в группе, прочтите утверждение, если согласны, напишите «Да», если несогласны – «Нет». За каждый ответ «да» поставьте себе 1 балл.
Утверждение |
Да/Нет |
Я в полной мере участвовал (а) в выполнении всех заданий |
|
Я брал(а) на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создалихорошую работу |
|
Я подавал(а) группеконструктивные идеи |
|
Я внимательно выслушал(а) то, что предлагали другие учасники группы |
|
Я работал(а) не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы |
|
Я общался(лась) с учасниками моей групы с уважением, даже если не был согласенс ними |
|
Я пытался(лась) сделать работу приятной для всей группы |
|
Если не согласен(а), то спорю, предлагаю другое решение |
|
Работать в группе труднее, чем одному |
|
Мне интереснее и полезнее работать в группе |
|
Я поддерживал(а) позитивное отношение к работе даже когда мы сталкивались с проблемой |
|
Я все колонки таблицы заполнил(а) правильно |
|
Поставьте себе отметку на лестнице успеха.
Мы продемонстрировали, что благодаря знанию физических явлений можно их увидеть во множествелитературных произведений. и составили обобщающие таблицы по теме Оптика (СЛАЙД)
Этап
ЦЕЛЬ ЭТАПА: научиться применять знания об анализе литературного произведения в практической деятельности
Учитель литературы:исследовав световые явления, мы начнем литературный разговор о предмете, который имеет отношение к свету и назван однокоренным с ним словом. Что это? Я думаю, вы легко догадаетесь, прослушав детские «объяснялки».
(СЛАЙД)
Первый ребенок: «Они бывают разные: красные, синие, зеленые, белые; большие и маленькие, бывают даже с запахом».
Второй ребенок: «Их всегда бывает много в церкви».
Третий ребенок: «Без них не бывает Новый год».
Четвертый ребенок: «При них всегда гадают. Они придают таинственность, и с ними связано любое волшебство».
Пятый ребенок: «Их ставят в торт на день рождения».
Шестой ребенок: «Ими пользовались, когда не было электричества. А сейчас их тоже зажигают, когда отключают свет».
Учитель физики: Вы догадались, что это такое таинственное, рассеивает тьму, заменяет электричество и без чего невозможны день рождения, Новый год и романтический ужин?
ответы детей(СЛАЙД)
Правильно, это свеча, которая является искусственным источником света
Учитель литературы:Какие ассоциации возникают у вас при слове Свеча
Учащиеся приводят ассоциации, возникающие, при слове свеча? (Тепло, уют, свет, день рождения, праздник, гадание).
Есть что-то магическое в горящей свече. Ее образ вдохновлял многих художников и поэтов на создание удивительных произведений. Посмотрите на картины замечательных русских художников: Карл Брюллов «Гадающая Светлана», Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой», Михаил Нестеров «Князь Александр Невский», Константин Васильев «Ожидание». (СЛАЙД) (СЛАЙД)(СЛАЙД)(СЛАЙД)
- Что придает картине изображенная на ней свеча?
Перед тем, как мы приступим к анализу стихотворных произведений давайте проведем блиц-опрос под назвнием «Друзья всегда помогут». Я называю хврвктеристику,а вы средство выразительности, которое она описывет:
(ученики выполняют диктант в опорных конспектах. По окончании работы проводится самопроверка.)
Учитель литературы: Давайте проверим наш блиц-опрос (СЛАЙД)
Правильные ответы проецируются на экран.)
Ответы
Символ
Рефрен
Тропы
Эпитет
Метафора
Сравнение
Учитель литературы: поставьте себе оценки на следующую ступень нашей лестницы успеха, за каждый правильный ответ – два балла.
Одно из самых известных художественных произведений, в котором упоминается свеча - стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь», ставшее замечательным романсом (СЛАЙД)
- Какие символические образы противопоставляются в стихотворении?(Метель, свеча).Какие цвета ассоциируются с этими образами?(Белый холодный цвет метели,желтый теплый цвет свечи). Как называется повтор строк в стихотворении? (Рефрен), с какой целью он используется?
А сейчас давайте немого отдохнем и послушаем притчу «Четыре свечи»
- Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ. Заключающий в себе нравственное поучение)
(СЛАЙД) (Просмотр притчи «Четыре свечи»)
Я желаю Вам, чтоб ваши 4 свечи всегда горели и согревали душу. Сохраняйте СПОКОЙСТВИЕ в жизни, укрепляйте ВЕРУ в лучшее, берегите ЛЮБОВЬ и не теряйте НАДЕЖДУ на будущее.
Для выполнения следующего задания давайте вспомним, что вы знаете о стихотворных размерах
Слова вставить в стихи
Константин Бальмонт
Свеча горит и меркнет
и вновь горит сильней,
Но гаснет безвозвратно
сиянье юных дней.
проверка (СЛАЙД)
(СЛАЙД) Сегодня мы познакомимся со стихотворением Беллы Ахмадулиной «Свеча». На экране – портрет поэтессы. На партах перед ребятами распечатанные тексты.
Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение.
Учащиеся под руководством учителя обсуждают литературное произведение.
- Все ли слова понятны? Что значит витиеватой? (Замысловатой, лишенной простоты).
Какова тема стихотворения? (Чувства, которые вызывает горящая свеча).
Какова идея стихотворения? (Горящая свеча напоминает о старинных временах, о доброте, о друзьях).
А какое настроение создает это напоминание о доброте, о друзьях? Мы с вами знаем, что литература – это – искусство слова. Слово – первый уровень, на котором создается образ. Художественный Образ создается на основе переносного значения слова. Вспомните, как в литературе называется слово, употребленное в переносном значении? (Троп, или средство выразительности).
Какие основные виды тропов вы знаете? (Эпитет, олицетворение, метафора).
Учащимся предлагается самостоятельная работав группах.
Первая группа находит тропы в первых двух строфах. Вторая - в третьей и четвертой строфе.
Эпитеты: 1- старомодность вековая, грамоте витиеватой, разумной и замысловатой, 2 –нежный вкус родимой речи
Олицетворение: 1 -поспешит перо, 2 -ночь прошла.
Метафора: 1 -ляжет на душу добро, 2 - сталактитом стеаринным , вкус холодит,
Напишите, что символизирует свеча в каждой строфе.
В первой строфе – свеча напоминает о старине, во второй – о доброте, в третьей – о дружбе, в четвертой – о родной речи.
Итак, мы проследили, как создается настроение уюта, доброты, любви к родному языку в стихотворении с помощью изобразительно-выразительных средств.
(СЛАЙД)
РЕФЛЕКСИЯ
ЦЕЛЬ ЭТАПА: определить, достигнута ли цель и ожидаемые результаты урока
Учитель физики: В ваших опорных конспектах вы заполнили личную лестницу успеха. Давайте же теперь увидим друг друга на этой лестнице и посмотрим, где на этой лестнице находимся мы все вместе. У вас есть бумажные человечки, разместите их, пожалуйста на нашей общей лестнице успеха, в хависимости от полученных за сегодняшний урок результатов. ЛАНДАУ
Ученики приклеивают человечков на лист с нарисованной лестницей. Делаем анализ.
Учитель литературы: Давайте вернемся к началу нашего урока и убедимся, что мы достигли его целей: мы знаем Световые явления и законы, их описывающие
Мы научились
Учитель литературы: давайте на шкале достижений определим, каков уровень ваших знаний о световых явлениях в литературе к концу урока.
синим маркером ставят точку на шкале
Домашнее задание.
Учитель физики:В продолжение урока вы работали в группе, а значит могли получить помощь товарища, но очень часто в жизни нам приходится рассчитывать только на свои силы. Для этого вам нужно будет выполнить ДЗ
(СЛАЙД)
Учитель литературы: Домашнее задание. Учащимся предлагается творческое задание на выбор:
Оценка |
Задание |
1-6 |
составить кроссворд на тему: "Световые явления в литературе" или придумать ребусы или загадки на тему: " Световые явления в литературе" |
7-9 |
выполнить небольшую презентацию, в которой отразить интересные факты, связанные со световыми явлениями. |
10-12 |
написать сочинение-рассуждение на тему: «Человеческая жизнь как свеча» |