|
||||
ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«Cogito, ergo sum» |
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьтер, мультимедийный проектор, презентации: «Подвиги науки», «Актуальные направления развития биологии», оценочные листы жюри, карточки-задания, микроскопы, постоянные микропрепараты, групповые проекты учащихся «Литературная биология», «Загадочная биология», «ГМО: за и против!», «Рідна земля!”
Звучит мелодия «Gaudeamus Igitur”. В класс входят участники турнира, члены жюри.
Эпиграф (проецируется на экране)
В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки. Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи: факты без идей – сор для головы и памяти.
В. Г. Белинский
Лирическая мелодия. «Токатта. Поль Мориа»
Ведущий:
Вселенная, существующая миллиарды лет. Яркий карнавал чудес живой природы, сообщество клеток, ансамбли тканей. Невидимые процессы, происходящие на молекулярном уровне и жизнь сложных экологических систем. Паутина жизни. Миллиарды лет эволюции породили великое разнообразие организмов. Но ещё есть масса направлений для развития. А ждать ещё миллиард лет до появления чего-то нужного — учёные не хотят. Стремление познать себя и окружающий мир - движущая сила прогресса! Сегодня в нашей школе праздник! Мы чествуем самую главную науку на Земле-науку о живой природе-ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БИОЛОГИЮ! Объявляем торжественное открытие Турнира Юных Исследователей «Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно я существую!» (звучат фанфары).
В нашем зале присутствуют ребята- будущие биологи, врачи, ученые- участники турнира, зрители и, конечно, члены компетентного жюри. (представление участников и членов жюри).
Ведущий:
Учащиеся 7 класса прочитают стихотворение Н. Диас Паскуаль «В БЛАГОДАРНОСТЬ ДАРВИНУ», посвященное 200-летию со дня его рождения.
(чтение сопровождается слайд-шоу с портретами ученых)
Из поколенья в поколенье
Всего боялся человек,
Богам лишь было поклоненье….
И было так из века в век.
Но знания чуть-чуть копились
И в Древней Греции в умах
Впервые мысли появились…
У человека все в руках.
Впервые разделил природу
И классов имена назвал,
И, твердым шагом, в мою оду
Сам Аристотель забежал.
Об эволюции впервые
Задумался великий грек.
Науки были молодые,
Но рвался к знаньям человек.
Мелькали годы, шли метели,
Линней родился на Земле…
И люди. Наконец, сумели
Увидеть знания во мгле.
От малой клетки все явилось,
Мир одноклеточных велик…
Но чудо новое свершилось,
Вновь изменился мира лик…
Из многих клеток состояли
Питомцы новые морей,
Два слоя тело составляли,
Стал организм у них сложней.
И дальше… вряд ли, мой читатель,
Я буду в формуле сложна…
Природу сделал не создатель…
Ее история длинна!
Здесь дней струились миллионы
И изменялись существа,
И Дарвин нам открыл законы
Путей развитья естества.
Он дал нам обезьяну в предка,
А мудрый Энгельс объяснил,
Как выходили мы из клетки,
Как труд наш Разум породил.
И вот два века пролетели,
Генетика теперь сильна,
А мы и в клонах преуспели,
И суть генома нам ясна.
Да, это Дарвин… Дарвин смело
Отверг все сказки о богах,
И биология посмела
Достичь великого в делах.
Она теперь сильнее Бога,
Ей в микромире все видать,
И эволюции дорога
Нам будет дальше помогать!
Ведущий:
Исследование живой природы волновало умы человечества всю историю его существования. Великий микробиолог Луи Пастер сказал: «В жизни нужно посвятить все усилия, чтобы лучше всего делать то, на что способен... позвольте сообщить вам секрет моей удачи. Моя единственная сила — это мое упорство».
Действительно, самые гениальные идеи будут бесполезны, если исследователь не проявит упорство, трудолюбие, наблюдательность. Очень часто великие открытия являют собой яркий пример мужества и верности поставленной цели. (показ презентации, слайды комментируются учащимися 8 класса)
Ведущий:
Ребята, без чего невозможно существование науки? Конечно без методов исследования: наблюдения, моделирования, описания, сравнения, эксперимента, исторического сравнения и других. Как правильно провести исследование?
Объявляем начало І тура. «В начале – план, в итоге же – ответ, удачным было дело или нет!» Сейчас участники продемонстрируют свои умения по планированию исследования.
(участники получают карточки с указанием этапов исследования, их задача расположить этапы в логической последовательности и объяснить свой выбор).
Контрольная карточка «ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Подведение итогов I тура, выставление оценок.
Ведущий:
Бурное развитие наук о жизни во второй половине ХХ в. принесло много великолепных открытий в области биологии. Это – открытие и расшифровка генетического кода, основных звеньев синтеза белка, многих метаболических процессов в живой клетке. Казалось бы, мы знаем уже почти все о процессах в живой клетке, осталось только расшифровать геномы, понять процессы их дифференцирования и развития и приступить к созданию новых искусственных геномов, замене дефектных участков геномов, взять под контроль активность генов.
Это и есть философия науки. Какой будет биология 21 века? Давайте заглянем в будущее вместе! (просмотр презентации «Актуальные направления развития биологии»).
Ученик 9 класса читает стихотворение.
«СЛУЧАЙНОСТЬ?»
Когда зришь кирпичный дом,
Усомнишься ли ты в том,
Что сей дом здесь сотворила
Чья-то творческая сила?
«Неужели»,- ты вскричишь,-
«Что все эти кирпичи
Сами по себе летали
И внезапно домом стали?»
А при виде мирозданья,
Что любых на свете зданий
Неизмеренно прекрасней, -
Ты сказать хотел, несчастный,
Что все это просто так,
Все - случайность… Эх, чудак!
Ведущий:
Мы объявляем начало II тура «Мысль - идея – слово».
Презентация исследовательских проектов.
Подведение итогов II тура.
Ведущий:
Что выделяет человека среди животного мира? Сколько наук – столько находят и отличий. Внимательно посмотрев на них, можно заметить, что отличия преимущественно количественные. Но вот чего совсем лишены братья наши меньшие, так это юмора. Представители же многих и разных профессий любят шутить и подтрунивать над своей работой и коллегами. Надо полагать, что это неспроста: с одной стороны, юмор помогает жить и творить, с другой – надо же как-то подчеркнуть свою особенность. Шутят все, ученые – не исключение, возможно, юмор для них служит средством интеллектуальной разминки.
Учащиеся 10 класса читают монтаж «Ученые шутят».
Ведущий:
Немецкий философ Г. Гегель писал: «Наука резюмируется в методе», эти слова очень хорошо отражает суть следующего испытания для наших участников, им предстоит показать, как они владеют методами биологических исследований. Мы объявляем начало III тура турнира «Studiorum”.
Участникам предлагается провести микроскопирование биологического объекта и определить увеличение микроскопа.
Препараты для микроскопии: «Мазок крови человека», «Поперечный срез листа», «Щитовидная железа крысы», «Ротовой аппарат комара», «Инфузория-туфелька».
*Во время проведения тура проходит презентация групповых проектов «Литературная биология», «Загадочная биология», «ГМО-за и против!», «Рідна земля!”)
Подведение итогов турнира, председатель жюри объявляет результаты, награждение победителей.
Ведущий:
Всем знакомое гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом этот греческий герой подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. Мы желаем нашим участникам, вам, уважаемые зрители всегда смотреть вперед, добиваться поставленной цели и, главное, оставаться добрыми и хорошими людьми!
ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ |
|