10 березня о 18:00Вебінар: Шкільне діловодство. Документація заступника директора з навчальної роботи

Урок "Турнир юных исследователей «Cogito, ergo sum»"

Про матеріал
Розробка містить сценарій заходу який можна провести на уроці, як позакласний захід або підсумкове заняття гуртку юних дослідників. Учні та учениці мають нагоду продемонструвати власні дослідницькі навички, ознайомитися з перспективами розвитку сучасної біологічної науки й презентувати результати проведених досліджень.
Перегляд файлу
Перегляд файлу тимчасово недоступний.
Перегляд файлу
Перегляд файлу тимчасово недоступний.
Перегляд файлу
Перегляд файлу тимчасово недоступний.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ«Cogito, ergo sum» Актуальные направления развития биологии

Номер слайду 2

“... То, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали...”. «Иосиф и его братья», Т. Манн

Номер слайду 3

БИОТЕХНОЛОГИИ — тот инструмент, с помощью которого могут быть разработаны принципиально новые персонифицированные лекарственные средства, позволяющие, как декларировал когда-то Гиппократ, лечить не болезнь, а больного.

Номер слайду 4

НАНОБИОТЕХНОЛОГИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ подразумевают придание живым системам (прежде всего микроорганизмам) путём направленной модификации свойств, необходимых для обеспечения определённой функции (или даже технологического цикла при создании полностью искусственных наноконструкций). К этому же направлению относится использование микроорганизмов как продуцентов наноматериалов.

Номер слайду 5

СИНТЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ-направление генной инженерии ставит перед собой грандиозную цель: создание принципиально иной жизни. Узнать о жизни больше, строя её из атомов и молекул, а не разбирая на части, как это делали раньше. Сделать генную инженерию достойной её названия — превратить её из искусства в строгую дисциплину, которая непрерывно развивается, стандартизируя предыдущие искусственные создания и повторно комбинируя их, чтобы делать новые, более сложные живые системы, которых раньше не существовало в природе. Стереть границу между живым и машинами, чтобы прийти к действительно программируемым организмам.

Номер слайду 6

ДОЛГОЛЕТИЕНаследственный код женщины, которая на момент своей смерти была старейшей в мире, подтвердил, что специфические версии генов являются, по меньшей мере, одним из ключей к необычному долголетию.

Номер слайду 7

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИЯпонские биологи в лабораторных условиях вырастили из колонии стволовых клеток мыши зачаток сетчатки или, если точнее, оптический бокал. Такой результат позволяет мечтать о возможном выращивании из стволовых клеток полноценных глазных яблок.

Номер слайду 8

КЛОНИРОВАНИЕБиологи из Южной Кореи рассказали об успешном получении клонированной линии собак, тела которых светятся зелёным при воздействии ультрафиолета и наличии в организме вещества-выключателя. Это маленькое чудо генной инженерии — не прихоть учёных, а модель, перспективная для медицинских исследований.

Номер слайду 9

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ Израильтяне создали электронный мозжечок крысы. Авторы эксперимента полагают, что когда-нибудь специализированные микросхемы смогут заменять повреждённые участки мозга у людей. Искусственный мозжечок, обменивающийся сигналами со стволом мозга, успешно восстановил утраченные функции мозга у лабораторного животного.

Номер слайду 10

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Cogito, ergo sum»
 

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • ФОРМИРОВАТЬ знания о роли современной биологической науки в формировании естественно-научной картины мира, методах научного познания, выдающихся открытиях в биологической науке, перспективах и направлениях ее развития;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • РАЗВИВАТЬ познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе работы над исследовательскими проектами. Развивать умения презентовать результаты работы,  навыки работы с лабораторным оборудованием;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • ВОСПИТЫВАТЬ убежденность в возможности познания закономерностей живой природы, культуру проведения эксперимента, уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем, способствовать становлению личностной позиции по отношению к экологическим проблемам.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьтер, мультимедийный проектор, презентации: «Подвиги науки», «Актуальные направления развития биологии», оценочные листы жюри, карточки-задания, микроскопы, постоянные микропрепараты, групповые проекты учащихся «Литературная биология», «Загадочная биология», «ГМО: за и против!», «Рідна земля!”

 

 


ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Cogito, ergo sum»

Звучит мелодия «Gaudeamus Igitur”. В класс входят участники турнира, члены жюри.

 

Эпиграф (проецируется на экране)

В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки. Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи: факты без идей – сор для головы и памяти. 

В. Г. Белинский

Лирическая мелодия. «Токатта. Поль Мориа»

Ведущий:

 Вселенная, существующая миллиарды лет. Яркий карнавал чудес живой природы, сообщество клеток, ансамбли тканей. Невидимые процессы, происходящие на молекулярном уровне и жизнь сложных экологических систем. Паутина жизни. Миллиарды лет эволюции породили великое разнообразие организмов. Но ещё есть масса направлений для развития. А ждать ещё миллиард лет до появления чего-то нужного — учёные не хотят. Стремление познать себя и окружающий мир - движущая сила прогресса!               Сегодня в нашей школе праздник! Мы чествуем самую главную науку на Земле-науку о живой природе-ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БИОЛОГИЮ! Объявляем торжественное открытие Турнира Юных Исследователей «Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно я существую!» (звучат фанфары).

 

В нашем зале присутствуют ребята- будущие биологи, врачи, ученые- участники турнира, зрители и, конечно, члены компетентного жюри. (представление участников и членов жюри).

 

Ведущий:

 Учащиеся 7 класса прочитают стихотворение Н. Диас Паскуаль  «В БЛАГОДАРНОСТЬ ДАРВИНУ», посвященное 200-летию со дня его рождения.

(чтение сопровождается слайд-шоу с портретами ученых)


 Из поколенья в поколенье

 Всего боялся человек,

 Богам лишь было поклоненье….

 И было так из века в век.

 

 Но знания чуть-чуть копились

 И в Древней Греции в умах

 Впервые мысли появились…

 У человека все в руках.

 

 Впервые разделил природу

 И классов имена назвал,

 И, твердым шагом, в мою оду

 Сам Аристотель забежал.

 

 Об эволюции впервые

 Задумался великий грек.

 Науки были молодые,

 Но рвался к знаньям человек.

 

 Мелькали годы, шли метели,

 Линней родился на Земле…

 И люди. Наконец, сумели

 Увидеть знания во мгле.

 

 От малой клетки все явилось,

 Мир одноклеточных велик…

 Но чудо новое свершилось,

 Вновь изменился мира лик…

 

 Из многих клеток состояли

 Питомцы новые морей,

 Два слоя тело составляли,

 Стал организм у них сложней.

 

 И дальше… вряд ли, мой читатель,

 Я буду в формуле сложна…

 Природу сделал не создатель…

 Ее история длинна!

 

 Здесь дней струились миллионы

 И изменялись существа,

 И Дарвин нам открыл законы

 Путей развитья естества.

 

 Он дал нам обезьяну в предка,

 А мудрый Энгельс объяснил,

 Как выходили мы из клетки,

 Как труд наш Разум породил.

 

 И вот два века пролетели,

 Генетика теперь сильна,

 А мы и в клонах преуспели,

 И суть генома нам ясна.

 

 Да, это Дарвин… Дарвин смело

 Отверг все сказки о богах,

 И биология посмела

 Достичь великого в делах.

 

 Она теперь сильнее Бога,

 Ей в микромире все видать,

 И эволюции дорога

 Нам будет дальше помогать!


 

 

 

Ведущий:

 Исследование живой природы волновало умы человечества всю историю его существования. Великий микробиолог Луи Пастер сказал: «В жизни нужно посвятить все усилия, чтобы лучше всего делать то, на что способен... позвольте сообщить вам секрет моей удачи. Моя единственная сила — это мое упорство».

 Действительно, самые гениальные идеи будут бесполезны, если исследователь не проявит упорство, трудолюбие, наблюдательность. Очень часто великие открытия являют собой яркий пример мужества и верности поставленной цели. (показ презентации, слайды комментируются учащимися 8 класса)

  1. Андреас Везалий –врач и анатом, лейб-медик Карла V и Филлипа II, основоположник научной анатомии. Одним из первых стал изучать человеческий организм с помощью проведения вскрытий. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Противники Везалия, придерживавшиеся традиций средневековой схоластической медицины, добились изгнания учёного из Падуи. Стал придворным хирургом при испанском короле. За вскрытие трупов был приговорён к смерти испанской инквизицией, но, благодаря заступничеству испанского короля Филиппа II, смертную казнь заменили паломничеством в Иерусалим. Умер на обратном пути из Иерусалима, будучи выброшенным кораблекрушением на остров Занте.
  2. Немецкий врач Вернер Форсман был одним из создателей метода катетеризации сердца. При разработке этой операции он испытал ее на себе в 1928 году. Коллеги считали, что при проникновении в сердце инородного предмета наступит шок и остановка сердцебиения. Форсман, тем не менее, решился на опыт. Он надрезал вену у локтя и ввел в нее узкую трубку. В первый раз до сердца трубка не дошла, потому что ассистент отказался продолжать опасный эксперимент. Во второй раз Форсман действовал самостоятельно. Он ввел катетер на 65 сантиметров и достиг правой половины сердца. После этого Форсман включил рентгеновский аппарат и получил подтверждение своего успеха. За разработанную им методику Форсман совместно с американскими врачами Корнаном и Ричардсом получил в 1957 году Нобелевскую премию.
  3. Когда Луи Пастер создал вакцину от бешенства, ее некоторое время боялись применять в случаях, когда не было точно известно, было ли бешенство у покусавшей человека собаки. Опасались, что, если собака окажется здоровой, то действие вакцины вызовет у человека бешенство. Врач Эммерих Ульман предложил Пастеру провести опыт на себе. Он просто пришел к Пастеру и сказал: «Сделайте мне прививку. Посмотрим, умру я от бешенства или нет». Ульман остался жив, и это помогло распространению пастеровской вакцины.
  4. В дни блокады Ленинграда сотрудники Всероссиского Института Растениеводства (ВИР), созданного Н.И. Вавиловым совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране будут нужны эти семена – хлеб будущего.
  5. Украинский ученый, кардиохирург Н.М. Амосов сделал около 7 тыс. операций, самых сложных из общего числа почти 30 тыс., выполненных в его клинике. Можно считать, что он спас целый небольшой городок, люди которого живут, работают, радуются жизни.

 

Ведущий:

Ребята, без чего невозможно существование науки? Конечно без методов исследования: наблюдения, моделирования, описания, сравнения, эксперимента, исторического сравнения и других. Как правильно провести исследование?

 Объявляем начало І тура. «В начале – план, в итоге же – ответ, удачным было дело или нет!» Сейчас участники продемонстрируют свои умения по планированию исследования.

(участники получают карточки с указанием этапов исследования, их задача расположить этапы в логической последовательности и объяснить свой выбор).

Контрольная карточка «ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

  1. Постановка проблемы.
  2. Формулировка темы, целей и задач исследования.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Планирование эксперимента, выбор методики.
  5. Проведение практической части исследования.
  6. Обработка полученных результатов.
  7. Анализ полученных результатов.
  8. Многократное повторение эксперимента для достоверности.
  9. Формулировка выводов, определение круга нерешенных вопросов.
  10. Оформление итогов исследования.

Подведение итогов I тура, выставление оценок.

 

Ведущий:

 Бурное развитие наук о жизни во второй половине ХХ в. принесло много великолепных открытий в области биологии. Это – открытие и расшифровка генетического кода, основных звеньев синтеза белка, многих метаболических процессов в живой клетке. Казалось бы, мы знаем уже почти все о процессах в живой клетке, осталось только расшифровать геномы, понять процессы их дифференцирования и развития и приступить к созданию новых искусственных геномов, замене дефектных участков геномов, взять под контроль активность генов.

Это и есть философия науки. Какой будет биология 21 века? Давайте заглянем в будущее вместе! (просмотр презентации «Актуальные направления развития биологии»).

 

Ученик 9 класса читает стихотворение.

 

«СЛУЧАЙНОСТЬ?» 


  Когда зришь кирпичный дом,

  Усомнишься ли ты в том,

  Что сей дом здесь сотворила

  Чья-то творческая сила?

 

  «Неужели»,- ты вскричишь,-

  «Что все эти кирпичи

  Сами по себе летали

  И внезапно домом стали?»

 

  А при виде мирозданья,

  Что любых на свете зданий

  Неизмеренно прекрасней, -

  Ты сказать хотел, несчастный,

  Что все это просто так,

  Все - случайность… Эх, чудак!

 


 

Ведущий:

Мы объявляем начало II тура «Мысль - идея – слово».

Презентация исследовательских проектов.

  1. «Бион-ячейка жизни».
  2. «Исследование различных видов памяти учащихся 8 класса».
  3. «Исследование уровня внимания учащихся 6 класса».
  4. «Исследование качества соков и меда».
  5. «Эволюция вида Лошадь домашняя -Equus ferus caballus”

Подведение итогов II тура.

 

Ведущий:

 Что выделяет человека среди животного мира? Сколько наук – столько находят и отличий. Внимательно посмотрев на них, можно заметить, что отличия преимущественно количественные. Но вот чего совсем лишены братья наши меньшие, так это юмора. Представители же многих и разных профессий любят шутить и подтрунивать над своей работой и коллегами. Надо полагать, что это неспроста: с одной стороны, юмор помогает жить и творить, с другой – надо же как-то подчеркнуть свою особенность. Шутят все, ученые – не исключение, возможно, юмор для них служит средством интеллектуальной разминки.

 

Учащиеся 10 класса читают монтаж «Ученые шутят».

  • Однажды, немецкий патолог Рудольф Вирхов (1821 —1902) демонстрировал студентам физиологический опыт. После того как он удалил у жабы часть мозга, ее тельце начало дергаться в конвульсиях. Студенты засмеялись. Желая прекратить неуместный, в данном случае, смех Вирхов, как ни в чем не бывало, объявил: 
    — Итак, господа, наш эксперимент блестяще подтвердил, как мало нужно мозга для того, чтобы развеселилась целая аудитория!

 

  • Известный московский терапевт, профессор Григорий Антонович Захарьин (1829-1897) каждый раз, когда ему приходилось проезжать на извозчике мимо Ваганьковского кладбища, стыдливо отворачивался в сторону и закрывал лицо руками. Однажды с ним в пролетке находился его ученик, доктор А. Остроумов. Увидев столь непонятное и странное поведение своего учителя, он воскликнул: 
    — Григорий Антонович! Да что это вы, зачем так делаете? 
    — Лежащих там стыжусь, — признался ему Захарьин. 
    — Но почему? 
    — Так ведь, батенька неловко. Многие из них у меня лечились!
  • Кстати, как-то Платон сформулировал определение, приведшее в восторг его учеников. — «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Тогда Диоген ощипал петуха и, принеся его в рощу Академа, объявил: 
    — Вот платоновский человек! После этого Платон вынужден был к своей формулировке добавить уточнение: «И с широкими ногтями»

 

  • Однажды, когда известный французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707 — 1788) прогуливался, его остановила некая юная особа и наивно попросила: 
    — Разъясните, пожалуйста, в чем, собственно, разница между быком и волом? 
    — Гм... Как бы вам поделикатнее сказать... — погрузился в раздумье ученый.
    — Впрочем, видите вон тех телят, мадемуазель? Так вот: быки — их отцы, а волы — дяди...

 

Ведущий:

 Немецкий философ Г. Гегель писал: «Наука резюмируется в методе», эти слова очень хорошо отражает суть следующего испытания для наших участников, им предстоит показать, как они владеют методами биологических исследований. Мы объявляем начало III тура турнира «Studiorum”.

Участникам предлагается провести микроскопирование биологического объекта и определить увеличение микроскопа.

Препараты для микроскопии: «Мазок крови человека», «Поперечный срез листа», «Щитовидная железа крысы», «Ротовой аппарат комара», «Инфузория-туфелька».

*Во время проведения тура проходит презентация групповых проектов «Литературная биология», «Загадочная биология», «ГМО-за и против!», «Рідна земля!”)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов турнира, председатель жюри объявляет результаты, награждение победителей.

Ведущий:

Всем знакомое гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом этот греческий герой подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. Мы желаем нашим участникам, вам, уважаемые зрители всегда смотреть вперед, добиваться поставленной цели и, главное, оставаться добрыми и хорошими людьми!

 

 

ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

«COGITO ERGO SUM»ТУРНИР ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Номер слайду 2

«В науке должно искать идеи. Нет идеи, нет и науки. Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи: факты без идей – сор для головы и памяти». В. Г. Белинский

Номер слайду 3

АРИСТОТЕЛЬК. ЛИННЕЙЧ. ДАРВИН

Номер слайду 4

ПОДВИГИ НАУКИ

Номер слайду 5

«В жизни нужно посвятить все усилия, чтобы лучше всего делать то, на что способен... позвольте сообщить вам секрет моей удачи. Моя единственная сила — это мое упорство». Луи Пастер. ЛУИ ПАСТЕР

Номер слайду 6

АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙВЕРНЕР ФОРСМАНН. М. АМОСОВ

Номер слайду 7

zip
Пов’язані теми
Біологія, 8 клас, Сценарії
Додано
29 липня 2019
Переглядів
345
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку