Урок. Турнир знатоков Морфологии русского языка (урок-игра «Крестики-нолики»)

Про матеріал

Турнир знатоков Морфологии русского языка (урок-игра «Крестики-нолики»)

Основными целями предлагаемого урока являются:

  1. развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  2. формирование личностных качеств;
  3. выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  4. развитие различных типов мышления;
  5. формирование качественных знаний, умений и навыков.
Перегляд файлу

План-конспект уроку з російської мови для 7 класу розроблено згідно з оновленою програмою (2016) «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з  навчанням українською мовою. Баландина Н. Ф., Синица И. А., Фролова Т. Я., Бойченко Л. А.

(початок вивчення з 1 класу)

 

 

 

Автор: Фефілова Галина Євгенівна, учитель зарубіжної літератури та російської мови, учитель вищої категорії, учитель-методист, керівник міського методичного об’єднання вчителів зарубіжної літератури

м. Куп’янська Харківської області, автор та співатор серії навчально-методичних посібників «Мій конспект», «Усі уроки російської мови», співатор підручників-переможців «Зарубіжна література», «Російська мова» Всеукраїнського Конкурсу підручників для 8, 9, 10  класів (2016 – 2018  рр.).

 

Нетрадиционные формы работы с успехом можно использовать на уроках русского языка при изучении морфологии, т.к. они расширяют представление учащихся о морфологических категориях;  выступают средством повышения интереса и активности школьников; отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

 

Основными целями предлагаемого урока являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • развитие различных типов мышления;
  • формирование качественных знаний, умений и навыков.

 

 

Тема: Турнир знатоков  Морфологии  русского языка

                                   (урок-игра «Крестики-нолики»)

 

       Цели: обучающаяобобщить и систематизировать практические знания и умения, полученные при изучении морфологии в 7 классе; развивающаясовершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; расширить  и углубить предметную  компетенцию учащихся; развивать познавательную активность и творческие способности;  воспитательная  – способствовать  воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность, сотрудничество  в группе при решении языковой задачи.

 

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

 

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают определение морфологии как раздела науки о языке; морфологические признаки частей речи; умеют определять части речи в предложении; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять виды орфограмм.

 

Оборудование: игровое поле  «Крестики-нолики», конверты с заданиями, репродукция картины А. Пластова «Первый снег».

 

                                                      Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

       Слово учителя. Вот и заканчивается  наше путешествие в Морфологию – важное королевство волшебного государства – Русский язык. Мы побывали в разных городах этого королевства, изучили части речи. Как вы знаете, у каждой части речи есть определенный набор грамматических значений, свойственный только ей (кроме наречий – они не изменяются). Без знания частей речи в русском языке не обойтись: от этого зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова.

Сегодняшний урок – обобщающий, систематизирующий полученные знания по теме «Морфология. Орфография». Урок пройдет в форме игры, которую вы очень хорошо знаете. Она увлекательна, остроумна, внешне проста. Это игра – «Крестики-нолики». У нас есть игровое поле с пустыми ячейками-клеточками. Выиграет та команда, которой удастся поставить на игровом поле больше своих знаков.

 

II. Работа над темой урока

1. Организационный этап: деление класса на 2 команды, определение названий команд.

  Методический комментарий. Даётся название командам, чтобы определить, какая команда будет ставить на поле «крестики», а какая – «нолики». На столе карточки с буквами, из которых нужно составить название своей команды. Та команда, которая быстрее справится с заданием, будет ставить  на поле «крестики», вторая команда – «нолики».         

 

ТКИНАЗО

-------------

ЗНАТОКИ

 

ОТГАРИМЕ

________

ГРАМОТЕИ

 

Обе команды получают задание каждого конкурса в конвертах. За ходом игры и правильностью ответов следит компетентное жюри (учителя русского языка, старшеклассники, учащиеся параллельного класса). После каждого конкурса победившая команда ставит свой знак в любой ячейке-клетке игрового поля. После неё проигравшая команда ставит  в ячейке-клетке игрового поля свой знак. Командам будет предложено 13 заданий-испытаний (так как в игровом поле 25 ячеек-клеток, следовательно,  победит команда, которой удастся заполнить своим знаком 13 ячеек-клеток). (См. образец игрового поля).

 

+

 

 

 

 

 

 

     0

     0

 

0

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

2.  Выполнение игровых заданий.

     1) Разминка: называются слова, а члены команды по очереди определяют часть речи, к которой она относится. Команда, давшая наибольшее количество верных ответов, будет командой «Крестики», она получит право первого хода.

     Из-под (предлог), они  (местоимение), приехать  (глагол),   восемь  (числительное),  горячо  (наречие),  урок (существительное),  чтобы (союз),  красочный (прилагательное),  потому что (союз),   в целях  (предлог),   школа (существительное),  выигрывая (деепричастие),  побеждающий (причастие),   певуче (наречие), ой! (междометие),  участвовать (глагол),  седьмой (числительное), мой  (местоимение),  ура (междометие).

 

    2)  Первый конкурс «Брейн-ринг».

          Методический комментарий. На парте разложены листочки-вопросы. Команды по очереди вытягивают вопросы. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Жюри подводит промежуточные итоги.  

 -  Сколько частей речи в русском языке?

 -  Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

-   Что такое глагол?

-  Какие особые (неизменяемые) формы имеет глагол?

 - Какие значения имеют безличные глаголы?

-  Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

-  Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?

-  Признаки каких частей речи присущи деепричастию?

-  Что называется деепричастным оборотом?

-  При каких условиях обособляется деепричастный оборот?

-  Что называется наречием?

 - С помощью каких способов образуется наречие?

-  В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -о, а в каких – -а?

-  Каковы общие и отличительные черты предлогов и союзов?

-  Что такое частица?  На какие группы делятся частицы?

-  Что такое междометие?  Какие имеются группы междометий по значению?

 

   3)  «Экскурсия в прошлое».

          Объясните происхождение слов с помощью этимологического словаря:

         1 команда - «причастие», «междометие»;

         2 команда - «наречие», «союз».

 

     4) Тест «Моментальная проверка знаний».

     Методический комментарий. Диктуются слова, во время диктовки  команды заполняют  слева направо перфокарту – табличку, представляющую собою квадрат 5x5. В каждую клеточку вписываются  буквы И или Е. По окончании работы соединяются линией одинаковые буквы, в результате чего должна получиться линия из одинаковых букв. Количество ошибок  считается по количеству «несовпадающих»  букв. 

    1)  Превосходить, прекрасно, пренебрегать, премия, представить.

    2)  Прибежать, пригород, приветствовать, присесть, природа.
           3)  Президент, неприметно, невозмутимый, бездарно, препятствие.

    4)  Прибывать, придвинуть, присутствие, приказать, причуда.

    5)  Предел, превращение, преимущество, превысить, преданно.

Е

Е

Е

Е

Е

И

И

И

И

И

Е

Е

Е

Е

Е

И

И

И

И

И

Е

Е

Е

Е

Е

 

5) «Аукцион знаний».

Подобрать как можно больше междометий, выражающих:

1-й команде – восхищение, радость, восторг.

2-й команде – удивление, недоумение, изумление.

 

6) Конкурс «Кривые зеркала».

    Слева на доске написано: «Дождь стал лить сильнее», а справа – «Ветер стал сильнее». Одинаковые слова не являются одинаковой частью речи: слева – сравнительная степень наречия, справа – прилагательного (Дождь стал лить сильно // Ветер стал сильным). Как их различать? Вам предлагается самим развесить «зеркала» на стены: слева – с наречиями, справа – с другими частями речи.

 Мы вошли (в)пустую комнату. Мы искали (в)пустую.

Работать хотелось (по)новому. Мы перешли на тот берег (по)новому мосту.

Мы шли (на)встречу выпускников. Оля вышла (на)встречу гостям.

Помочь (в)миг опасности – наш долг. Он (в)миг принял решение.

Вите теперь осталось надеяться только (на)силу. Он (на)силу сделал плот.

Костя не отвечал и повернулся со спины (на)бок. Петька лихо сдвинул кепку (на)бок.

 

7) Конкурс-эстафета «Слово-змейка».

      Методический комментарий. Представители каждой команды по очереди пишут на  листах бумаги слова изученных в 7 классе частей речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие). Слова пишутся в таком порядке, чтобы каждое следующее слово начиналось с  последней буквы предыдущего слова, например: учиЛ (глагол) – ЛасковО (наречие) – Около  (союз)     и т. д. Побеждает команда, которая за 2 минуты напишет больше слов.

 

8) Конкурс капитанов команд  «Самый-самый…».

      Подобрать  к фразеологизмам синонимы-наречия. Побеждает капитан, который быстрее и качественнее справится с заданием.

Ни свет ни заря –    (рано)

На первых порах –   (сначала)

С минуты на минуту –  (скоро)

Рука об руку –   (рядом)

На скорую руку –  (быстро)

На край света –   (далеко)

Как снег на голову –   (неожиданно)

Кот наплакал –     (мало)

Душа в душу –     (дружно)

Рукой подать  -   (близко)

 

9) Конкурс «Начинающий редактор».

     Представьте, что в вашу газету поступила статья, в которой вам встретились словосочетания, требующие исправления. Найдите такие словосочетания и запишите их в исправленном виде. Титул настоящего редактора получит та команда, которая за короткий срок найдет и исправит все ошибки.

  Выйти замуж за князем, уверенность в друзей, вера в любовь, уделять внимание на недостатки, обратить внимание на мелочи, поехать до бабушки, прийти со школы.

 

10) Конкурс «В творческой лаборатории»: творческая работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

     Рассмотрите внимательно репродукцию. Используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях. Расставьте знаки препинания.

   На картине А.А. Пластова «Первый снег» изображена зима _________.

Снежинки _________ медленно ложатся на крыши изб и на _________ землю, оставляя кое-где темные прогалины. На крыльце _________ стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Он _________ выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка _________ выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети _________ смотрят на преображенный мир.

    Возможные варианты: принесшая радость всем; плавно кружащиеся; еще не замерзшая; усыпанный снегом; сгорающий от нетерпения; спешившая увидеть первый снег; широко раскрытые глаза.

 

11) Конкурс «Конструкторы-лингвисты».

       Перед вами – слова разных частей речи. Соберите из них как можно больше простых предложений.

     Тучи, небо, низко, земля, нависать, покрытый, над, цветы, завянуть, не, нежно, благоухать, а, печалить, свой, вид, глаз, человеческий, грустить, природа, печалиться, человек, увядать, листья, изумрудный, лето, они, теперь, тусклый, блеклый, коричнево-огненный.

 

12) Конкурс «Волшебный квадрат»

 Впишите в квадрат сочетания со словами, на конце которых пишется Е.

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

Е

 

       Задержка вследстви_ снегопада, в морском течени_, настороженность в отношени_ к новичку, отступили вследстви_ больших потерь, спорили о заключени_ рассказа, произнес в заключени_ разговора, попали в быстрое течени_, жили в течени_ года, не приезжал в течени_ трех лет, помог в завершени_ строительства дома, ленился в продолжени_ четверти, обнаружил в предварительном следстви_, тщательно вел следстви_, молчал в течени_ нескольких минут.

 

13) Конкурс  «Ты – мне, я – тебе!».

      Методический комментарий. Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, могут быть такие задания:

   -  Что общего в значении предлогов ввиду, вследствие, благодаря? А в чем различие? Ответ подкрепите примерами.

-  Докажите, что предлоги в течение и в продолжение являются синонимами.

-  В каких отношениях между собой находятся предлоги согласно и вопреки? Докажите.

-  Являются ли синонимами предлоги наподобие и вроде? Ответ обоснуйте.

 

VI.  Рефлексия. Подведение итогов урока

         1. Подведение итогов урока-игры, определение победителей, выставление оценок.

 

         2. Заключительное слово учителя. Как и в каждой области знания, в морфологии русского языка немало интересных и спорных проблем. По каким критериям слова распределяются на части речи? И сколько их на самом деле? Учёные, выделяя классы, группы слов, стараются сделать это как можно более полно и точно, но взгляды учёных меняются, наука развивается, развивается и сам язык.

   Надеюсь, что сегодняшний урок помог вам углубить и обобщить знания по морфологии, обогатил ваш словарный запас. Вы проявили  смекалку, сообразительность, «морфологическое чутье», столь необходимые каждому культурному человеку. Ведь для того, чтобы быть грамотными людьми, вы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. Как говорится в пословице: Не умеющий ходить – портит дорогу. Не умеющий говорить – портит речь.

 

VII. Домашнее задание

Творческое задание (по выбору учащихся).

   А) Составить кроссворд на 10-15 слов по теме «Морфология».

   Б) Напишите лингвистическое рассуждение на одну из тем: «Морфологический «хамелеон» (о слове (на)встречу)», «(В)виду или (в)следствие? (особенности употребления данных предлогов»).

 

 

 

Список литературы

  • Російська мова. 5 – 9 класи. Програма для  загальноосвітніх навчальних закладів

із українською мовою навчання. Н.Ф. Баландіна, І.А. Синиця, Т.Я. Фролова,

Л.А. Бойченко, Кошкіна Ж.О. (навчальна програма, рекомендована Міністерством освіти і науки України для використання в загальноосвітніх навчальних закладах у 2013 – 2014 навчальному році, зі змінами 2016 року).

  • Баландина Н.Ф., Волошко А.В. и др. Русский язык. 7–9 классы: Развитие ситуативной речи: Учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Баландиной. – Харків: Ранок, 2010.
  • Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В.  Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для образовательных школ (с украинским языком обучения). – Киев: Мастер-класс, 2005, 2006, 2008.  
  • Кабанец Г.А. Русский язык. Обобщающие таблицы: Учебное пособие. – К.: Вища школа, 1992.
  • Карпенко Е.И., Тельпуховская Ю.Н. и др.. Русский язык: Материалы для тематического оценивания учебных достижений учащихся. 6 класс. – 2003. – 7 класс. – 2003. – 8 класс. – 2003. – 9 класс. – 2003. - Харьков: Веста, 2003.
  • Мельникова Л.В., Данилова И.Н. и др. Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений. Русский язык. 5–12 классы. – Донецк: ООО „Лебедь”, 2006.
  • Челышева И.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. 5-11 классы. – Х.: Изд.группа "Основа", 2011.
  • Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: 4-е изд., перераб. и доп. Симферополь, 2011. 
  • Г. Е. Фефилова. Сборник диктантов по русскому языку с грамматическими и творческими заданиями. 5 – 11 классы (для школ с русским и украинским языком обучения: пособие для учителей средних учебных заведений / авт. – сост. Г. Е. Фефилова. – Х.: Изд. группа «Основа», 2010.

 

 

 

docx
Додано
28 травня 2018
Переглядів
1211
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку