Урок внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина "Чудо - чудное..."

Про матеріал

Предлагаю вам сценарий путешествия по сказкам А. С. Пушкина . Данный материал будет полезен учителям начальных классов для занятий по внеклассному литературному чтению как обобщающий материал после прочтения сказок. Это мероприятие направлено на воспитание любви к русскому слову и чудесному литературному наследию А. С. Пушкина, и развитие внимания, мышления, речи, воображения, памяти учащихся.

Перегляд файлу

 

 

 

Внеклассное чтение

по сказкам А.С.Пушкина

«Чудо-чудное…»

http://www.artchild.com.ua/wp-content/gallery/pushkinas/cs2.jpg

 

Цель:  

  • формирование интереса к чтению.

Задачи:

  • углубить знания младших школьников о жанре литературных сказок;
  • познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
  • совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор;
  • формировать навыки работы с книгой;
  • содействовать расширению словарного запаса учащихся новыми словами, выражениями, развитию творческого мысления;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков парного взаимодействия;
  • продолжить работу по усвоению нравственных норм.

 

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина
  • выставка книг А.С.Пушкина
  • иллюстрации к сказкам
  • мультимедийная презентация по сказкам Пушкина
  • изображения сказочных героев, которые выполнили дети
  • плакаты с пословицами

  Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать названия сказок А.С.Пушкина  и их главных героев, иметь представления о жанровых особенностях литературных сказок, уметь  выразительно, эмоционально читать отрывки из сказок наизусть.

Тип урока:  урок-игра

Подготовительная работа.

Список сказок А.С.Пушкина, прочитанных учащимися:

  • “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  • “Сказка о царе Салтане…”.
  • “Сказка о Золотом петушке”.
  • “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.
  • “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

 

 

Организационный момент

- Внеклассное  чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ – 
Вы читаете их – они учат вас!

Вступительная беседа.

У нас сегодня необычный урок. Мы будем работать  с несколькими сказками.

– Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

  • отвечать на вопросы,
  • задавать вопросы,
  • выразительно читать,
  • пересказывать,
  • отгадывать,
  • думать,
  • делать выводы,
  • анализировать и сравнивать,
  • подводить итоги.

 Подготовка к восприятию новой темы.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходят С К А З К И.

Послушайте загадку. Может быть, вы знаете о ком на уроке пойдет речь?

 Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

            https://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=6b469bc43683b6b9ba91304762c778c2-l&n=13

Пушкин приходит к нам в детстве  и остается с  нами на всю жизнь. Сейчас мы познакомимся  с творчеством великого русского поэта. Будьте внимательны.

Презентация «Сказки А.С. Пушкина»

  • Где родился А.С.Пушкин?
  • Сколько детей было в семье?
  • Кто научил любить родной язык?
  • Какие сказки вы знаете?
  • Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?
  • Какие черты характера высмеиваются в сказках?

Игра «Угадай-ка»

 

  • Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири - ку – ку. Царствуй, лёжа на боку!)

  • Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?

(Соколко)

  • Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняет;

   Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах…

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/53b/213139.jpg

  • Кто это такой? В какой сказке вы о нём читали?

В сарачинской шапке белой,

   Весь, как лебедь, поседелый...

(Звездочёт, мудрец, скопец. «Сказка о золотом петушке».)

  • Чей это портрет? Как называется сказка?

                               Правду молвит, молодица

                               Уж и впрямь была царица:

                                Высока, стройна. Бела,

                                И умом и всем взяла;

                                Но зато горда, ломлива,

                                Своенравна и ревнива.

(Царица. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

  • Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e28/0004676f-ce367aff/img13.jpg

      (Я там был мёд, пиво пил -

И усы лишь обмочил.)

  • Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

                                                («За такое одолженье, -

     Говорит он в восхищенье, -

                                       Волю первую твою

Я исполню, как мою».)

  • Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Я ль на свете всех милее,

                                          Всех румяней и белее?

(Произносит царица-мачеха, обращаясь к зеркальцу, которое дано было ей в приданое).

  • Как изображает А.С.Пушкин царевну Лебедь?

        Месяц под косой блестит,

   А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

      Выступает словно пава;

    А как речь-то говорит,

        Словно реченька журчит.

  • В какой сказке идёт речь о «чуде чудном»? Вспомните что это за чудо?

(Речь идёт о дивной белке из «Сказки о царе Салтане…»:

 «Ель в лесу, под елью белка,

белка песенки поёт и орешки всё грызёт,

а орешки не простые, все скорлупки золотые,

ядра – чистый изумруд…»).

 

 Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? 
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали, 
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся, 
Влево тоже наклоняйся, 
Покрутились, повертелись 
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем, 
Дружно до пяти считаем 
1-2-3-4-5 
Открываем, поморгаем 
И работу начинаем.

 

Игра “Угадай словечко”.

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете тексты пушкинских сказок. Я буду зачитывать вам строки из сказок Пушкина, пропуская последнее слова или слова, а вы должны угадать, какие слова пропущены.

Три девицы под окном
Пряли поздно.….. (вечерком )
Ах ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне ……… (назло)
С первого щелчка
подпрыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп….. (языка)
А с третьего щелчка ….. (вышибло ум у старика)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А …… (неведомую зверушку)
Жил-был поп,
Толоконный….. (лоб)
В синем море звезды блещут,
В синем море волны…. (хлещут)
Нужен мен работник,
Повар, конюх и ..…… (плотник)
В этот же день стал княжить он,
И нарекся князь ….. (Гвидон)
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою ……. (дворянкой)
Ветер по морю гуляет и кораблик……. (подгоняет)
Он бежит себе в волнах, на раздутых ……. (парусах)
И молва трезвонить стала
Дочка царская …… (пропала)
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать …… (велят)
И желанная страна
Вот уже вдали ……. (видна)
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете …… (чудо)
Здравствуй, Балда - мужичок,
Какой тебе надобен …… (оброк)
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз …….. (не сводит)
Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь ……. (плывете)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи ……………. (туч)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный …………… (рожок)
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам………… (урок)

 

Игра « Чудесная коробка»

  • Кому принадлежит ЗЕРКАЛО?
  • ЯБЛОКО из какой сказки и для чего оно послужило?
  • Это какая РЫБКА? Из какой сказки?
  • Для чего нужна ВЕРЕВКА? Какая это сказка?
  • В какой сказке был ОРЕХ?

 

Игра «Фантазеры»

  • Представьте себя в роли старухи. Что вы попросите у рыбки?
  • Какое «чудо-чудное» придумаете вы?

 

 Узнавание названий сказок по рисункам детей по отрывкам из сказок А.С.Пушкина, прочитанным наизусть.

Рефлексия.

Ученикам предлагается продолжить предложение: «Своей работой на уроке я ……..»

  • доволен, потому что…….
  • не очень доволен, потому что…………..

 

     Урок закончен, но сказки  не говорят  вам “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русских или зарубежных авторов, народные или авторские, вас снова подхватит ковер-самолет и унесет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 8
Оцінки та відгуки
  1. Чекмак Вікторія Костянтинівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Посохова Надія
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  3.  Tatyana
    Дуже добре
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  4. Коваленко Саша
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  5. Усик Виктор
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  6. Банщикова Аліна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  7. Крук Сергей
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  8. Отрокова Настя
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
Показати ще 5 відгуків
docx
Додано
24 березня 2018
Переглядів
3377
Оцінка розробки
5.0 (8 відгуків)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку