Урок внеклассного чтения по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

Про матеріал
В наше время любовь и дружба разделены по глубине эмоций. Современному человеку кажется, что любовь — это самое главное в жизни, ее надо искать, развивать и сохранять, за нее надо бороться, а дружба — это нечто временное, быстротечное, не такое важное и актуальное. Но в действительности, несмотря на то что между этими двумя явлениями, конечно же, есть различия, по важности они абсолютно равны в нашей жизни. Поэтому человек, не понимающий значения дружбы, теряет счастье, которое и состоит из этих двух взаимосвязанных явлений: дружбы и любви. Поэтому , цель урока внеклассного чтения : показать великую силу любви и дружбы, их благотворное влияние на человека.
Перегляд файлу

Урок внеклассного чтения

 

Тема. В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть любовь и дружба побеждает зло. (по  сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»).

Цель. Показать великую силу любви и дружбы, их благотворное влияние на человека. Создание условий для работы над понятием «Дружба, верность, любовь» при работе с художественным текстом. Развивать умение внимательно читать текст, работать в парах; развивать творческие способности учащихся, умение анализировать поступки героев, отличать позитивное от негативного. Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства.

Тип урока: нетрадиционный урок с использованием интерактивных технологий.

Эпиграф: Все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена. (С.Маршак)

 

Ход урока

І. Организационный момент.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро». 
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
Доброе утро, ребята! 
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 
Учитель. 
Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: «Доброе утро!» 
Доброе утро солнцу и птицам! 
Доброе утро улыбчивым лицам! 
И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе утро длится до вечера. 
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 

ІІ. Мотивация.

Учитель читает

Тихо за окнами ночь плывет,

В сказки нас Андерсен позовет,

Оле-Лукойе откроет дверь,

Сказкам верь ты теперь.

Герда и Кай будут вновь дружить,

Эльфы на каждом цветочке жить.

В вальсе закружат опять цветы.

Мир добра, красоты.

ІІІ. Объявление темы, цели, задач урока.

Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас.

Ведь где читают дружно,

Пересказывают умело,

Там сказке можно появиться смело.

Андерсен рассказывает об одном из самых важных чувств человека – дружбе, ее значимости и необходимости. Надежный и верных друг – лучшая опора в жизни. Какими же чертами характера должен обладать настоящий друг?

Работа в парах: учащиеся записывают качества друга на листочках.

IV. Актуализация опорных знаний.

  1. Блиц-опрос.
  •    Назовите страну, в которой родился Г.Х. Андерсен. (Дания)
  •    Что происходило с сердцем человека, если в него попадал осколок зеркала? (Оно превращалось в кусок льда)
  •    Кто (или что) помог Герде поверить в то, что Кай живой? (Солнечный свет, ласточки, розы в саду волшебницы)
  •    Зачем волшебница расчесывала волосы Герды волшебным гребешком? (Чтобы она забыла Кая)
  •    Как отнеслись к Герде принц и принцесса? (Доброжелательно, подарили подарки)
  •    Кто спас Герду от ножа атамана разбойников? (Маленькая разбойница)

Вопросы к сказке

  •    Расскажите, что произошло с Гердой в логове разбойников. Почему маленькая разбойница помогла девочке?
  •    Какое питье попросил сварить Северный олень фингу для Герды? Что на это ответила финка?
  •    Найдите в тексте и прочитайте описание чертогов Снежной королевы.
  •    Какое слово складывал из льдинок Кай? Что пообещала ему Снежная королева?
  1. Инсценировка отрывка «Герда разрушает чары Снежной королевы».

V. Восприятие и усвоение нового материала. «Осмысление содержания».

Выразительное чтение по ролям отрывков:

  •    Кай и Герда беседуют с бабушкой;
  •    Кай и Герда после того, как мальчишке в глаз попали осколки зеркала.

Коллективная работа №1: составление таблицы сравнительной характеристики Кая.

Кай

До попадания в глаз осколка

После попадания в глаз осколка

Добрый

Отзывчивый

Веселый

Озорной

Милый

Подвижный…

Злой

Жистокий

Равнодушный

Завистливый

Грубый

Несносный…

Коллективная работа №2: составление таблицы сравнительной характеристики Герды и Снежной королевы.

 

Герда

Снежная королева

Горячее сердце

Добрая

Целеустремленная

Ласковая…

Ледяное сердце

Злая

Холодная

Опасная…

 

VI. Физкультминутка. 

Учитель читает концовку сказки, делая движения, изображающие действия Кая и Герды; учащиеся повторяют.

Диктант-портрет «Угадай»:

  •    «Они не были родственниками, но любили друг друга как брат и сестра» (Автор о Кае и Герде).
  •    «Часто летает она по городским улицам в полночь и заглядывает в окошки, тогда они покрываются ледяными удорами» (Бабушка рассказывает Каю и Герде о Снежной королеве).
  •    «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать» (Финка о Герде в ответ на просьбу Северного оленя).
  •    «Из домика вышла, опираясь на клюку, дряхлая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами» (Волшебница).
  •    «В доме было жарко. Сама она, низенькая грязная женщина, ходила полуголая» (Такой Герда увидела финку).
  •    «Она была ростом с Герду, носильнее и шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные» (Автор о маленькой разбойнице).
  •    «Совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого, - поцелуй Снежной королевы сделал его не чувствительным ко всему, да и само его сердце превратилось в кусок льда» (Кай в замке Снежной королевы).
  •    «Ах, ты бродяга! Хотела бы я знать, стоиш ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» (Маленькая разбойница о Кае).

Групповая работа: составить карту путешествия Герды в поисках Кая (рисование на альбомных листах; размещение на доске элементов карты, выполненных отдельными группами).

 VII. Работа по теме урока. Закрепление изученного материала.

  • Тестирование.

1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?

2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность?

3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба?

4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?

5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?

6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл, олень, кабан?

7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?

  • Проблемные вопросы:
  •    Зачем Снежной королеве понадобился Кай?
  •    Можно ли сказать, что это сказка о «горячем» и «ледяном» сердце?
  •    Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Таким образом, дружба – это дар, а друг – это маленькое чудо, которое тебе всегда хочется воодушевлять. И не важно, будет ли человек обладать всеми качествами настоящего друга. Важно то, что тебе этот человек дорог.

Ты постоянно находишь в нем что-то новое и вместе с ним приобретаешь те качества, которые будут поддерживать ваши отношения и делать дружбу искренней, честной и без злого умысла.

  • Интерактивное упражнение «Вычеркни из сердца все плохое».

( В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству; доброта и сочувствие; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным.)

VIIІ.  Рефлексия.

Встаньте.Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра, сказав заветные слова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло

      Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добро

Не станет то, что для другого зло.

 Стал ли вам понятен смысл эпиграфа?

 Что вам понравилось на уроке?

 Чему вы научились?

ІX . Оценивание  урока.

У вас на парте лежат сердечки.

  • Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
  • Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
  • А кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

За то, героям, вы так пригодились!

 

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

X.  Домашнее задание: построить мини-рассказ на одну из тем:

  •    Если бы Герда не спасла Кая…
  •    Если бы мне предложили роль в кинофильме «Снежная королева»…

 

 

 

 

 

docx
Додано
14 квітня 2020
Переглядів
1602
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку