Урок внеклассного чтения
Тема. В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть любовь и дружба побеждает зло. (по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»).
Цель. Показать великую силу любви и дружбы, их благотворное влияние на человека. Создание условий для работы над понятием «Дружба, верность, любовь» при работе с художественным текстом. Развивать умение внимательно читать текст, работать в парах; развивать творческие способности учащихся, умение анализировать поступки героев, отличать позитивное от негативного. Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства.
Тип урока: нетрадиционный урок с использованием интерактивных технологий.
Эпиграф: Все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена. (С.Маршак)
Ход урока
І. Организационный момент.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро».
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Учитель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
ІІ. Мотивация.
Учитель читает
Тихо за окнами ночь плывет,
В сказки нас Андерсен позовет,
Оле-Лукойе откроет дверь,
Сказкам верь ты теперь.
Герда и Кай будут вновь дружить,
Эльфы на каждом цветочке жить.
В вальсе закружат опять цветы.
Мир добра, красоты.
ІІІ. Объявление темы, цели, задач урока.
Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
Андерсен рассказывает об одном из самых важных чувств человека – дружбе, ее значимости и необходимости. Надежный и верных друг – лучшая опора в жизни. Какими же чертами характера должен обладать настоящий друг?
Работа в парах: учащиеся записывают качества друга на листочках.
IV. Актуализация опорных знаний.
Вопросы к сказке
V. Восприятие и усвоение нового материала. «Осмысление содержания».
Выразительное чтение по ролям отрывков:
Коллективная работа №1: составление таблицы сравнительной характеристики Кая.
Кай
До попадания в глаз осколка |
После попадания в глаз осколка |
Добрый Отзывчивый Веселый Озорной Милый Подвижный… |
Злой Жистокий Равнодушный Завистливый Грубый Несносный… |
Коллективная работа №2: составление таблицы сравнительной характеристики Герды и Снежной королевы.
Герда |
Снежная королева |
Горячее сердце Добрая Целеустремленная Ласковая… |
Ледяное сердце Злая Холодная Опасная… |
VI. Физкультминутка.
Учитель читает концовку сказки, делая движения, изображающие действия Кая и Герды; учащиеся повторяют.
Диктант-портрет «Угадай»:
Групповая работа: составить карту путешествия Герды в поисках Кая (рисование на альбомных листах; размещение на доске элементов карты, выполненных отдельными группами).
VII. Работа по теме урока. Закрепление изученного материала.
1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба?
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл, олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?
Таким образом, дружба – это дар, а друг – это маленькое чудо, которое тебе всегда хочется воодушевлять. И не важно, будет ли человек обладать всеми качествами настоящего друга. Важно то, что тебе этот человек дорог.
Ты постоянно находишь в нем что-то новое и вместе с ним приобретаешь те качества, которые будут поддерживать ваши отношения и делать дружбу искренней, честной и без злого умысла.
( В сказках Г.Х. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству; доброта и сочувствие; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным.)
VIIІ. Рефлексия.
Встаньте.Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра, сказав заветные слова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добро
Не станет то, что для другого зло.
• Стал ли вам понятен смысл эпиграфа?
• Что вам понравилось на уроке?
• Чему вы научились?
ІX . Оценивание урока.
У вас на парте лежат сердечки.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, героям, вы так пригодились!
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
X. Домашнее задание: построить мини-рассказ на одну из тем: