Урок-игра «Путешествие по стране правильной речи»
Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. На уроке вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
За высокими горами,
За глубокими морями,
Чудная страна там есть-
Под название «Правильная речь».
Во время урока мы посетим только несколько городов большой страны правильной речи.
Посмотрите на карту этой огромной страны (библиотекарь показывает карту и читает названия – город Думай, город Отгадай, город Прочитай, город Решай,город Соединяй, город Соображай, город Размышляй,город Запоминай). А за то,что мы пройдем по городам и выполним все задания жителей огромной страны правильной речи-вы все получите награды.
Давайте сразу разделимся на команды.(Три ряда парт-три команды,на доске написаны название и девиз каждой.В течении урока отмечаются правильные ответы каждой команды и в конце урока-подсчет баллов,для награждения победителей)
Первая команда - «Умники и умницы». Давайте вы все вместе прочтете ваш девиз :Мы, умнейшие ребята,
Видеть вас сегодня рады,
Будем спорить и играть,
О правильной речи хотим все знать.
Вторая команда «Веселые и любознательные». Давайте вы все вместе прочтете ваш девиз:
Терпение и кропотливый труд,
Желание, усердие, старание,
Известно всем , «все перетрут»,
Коль будем речи уделять внимание.
Третья команда «Рассудительные и внимательные» Давайте вы все вместе прочтете ваш девиз :..
Книги разные читаем,
Поэтому о многом знаем.
На любой вопрос ответим-
Умные мы очень дети.
I. Думай.Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.
Задание:
1. Мера площади (ар);
2. Попугай (ара);
3. Птица (аист);
4. Артист (актер);
5. Запах (аромат);
6. Южный фрукт (абрикос);
7. Вид спорта (атлетика);
8. Наука о сельском хозяйстве (агрономия);
9. Раздел математики (арифметика).
Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.
II. Прочитай. Прочитать текст. (Приложение 1)
III. Соединяй. На доске записаны части сложных слов:
лёд колоть
дрова любить
мясо косить
книга возить
вода рубить
сено ходить
Учащиеся должны выбрать пару,для того,что бы получились следующие слова:
ледокол, дроворуб,, мясорубка, книголюб, водовоз, сенокос.
IV. Отгадай. Отгадайте героев русских народных сказок.
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает: «Старикову дочь в злате-серебре везут, А старухину дочь замуж не берут!» Кто ответит без подсказки, Как название той сказки? («Морозко».)
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя.)
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок. (Колобок.)
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)
Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка.)
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок.)
Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка.)
Жила в лесу зверей семья.
В названии сказки их имена,
Он командует печи:
Он румяный и душистый,
Не доглядела за братом сестра,
Стрелу на болоте поймала и ждет,
В поле домишко. Нашли в нем приют
Эта девочка боится солнца и тепла.
V. Соображай. Прочитайте слова, зашифрованные в ребусах.(Приложение 2).
VI.Размышляй. На доске написаны слова, в которых только согласные буквы.Учащиеся должны определить из каких слов выпали гласные.
м…ш…н… (машина)
з…в…д (завод)
л…с…ц… (лисица)
м…л…к… (молоко)
с…б…к… (собака)
г…р…д (город)
д…р…г… (дорога)
VII.Запоминай. А теперь прочитаем стихотворения, которые помогут вам запомнить как правильно ставить ударения в словах.
Хороши и вблизи
На окне жалюзи.
Доезжай до поворота:
Вот проезд, а вот - ворота.
А у нашей Марфы
Все в полоску шарфы.
Не налезли шорты-
Часто ели торты.
Подведение итога урока. Какие задания вам понравились больше всего? Почему?
К вашему вниманию представлена выставка книг «Читаем и говорим красиво», которая поможет вам найти нужную книгу для развития вашей речи и читательской культуры.
Мы совершили лишь небольшое путешествие в огромную страну правильной речи, но вы все
хорошо работали и заслужили награду. Попробуйте прочитать слово из букв, написанных на этих воздушных шариках (на шариках написано слово« Молодцы»!).
Приложение 1
Список использованной литературы.
1. 22 стихотворения, чтобы запомнить ударение.
https:/www.adme.ru/zhizn-nauka/22-stihotvoreniya-chtob-zapomnit-udareniya-1190710/
2. Розвиток дитини.
https://childdevelop.com.ua
3. Загадки о сказках и загадки про сказочных героев
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/