Урок ,,Вплив погодно-кліматичних умов на здоров`я людини та його господарську діяльність,,

Про матеріал
Тема уроку "Вплив погодно-кліматичних умов на здоров`я і господарську діяльність людини" входить до вивчення розділу "Клімат України" у 8-му класі. Розширити знання учнів про клімат та кліматичні ресурси, сприяти формуванню знань про вплив погодно-кліматичних умов на здоров`я і господарську діяльність людини.
Перегляд файлу

Урок в 8 классе

Тема: Влияние погодно-климатических условий на здоровье и хозяйственную деятельность человека

Цель: расширить знания учащихся о климате и климатических ресурсах Украины; способствовать формированию знаний о влиянии погодно-климатических условий на здоровье и хозяйственную деятельность человека; развивать умения самостоятельно работать и добывать знания; развивать логическое мышление; выявить влияние погодно-климатических условий на здоровье людей; усовершенствовать практические умения и навыки работы с дополнительными географическими источниками, используя частично-поисковый метод; формировать научное мировоззрение, понимание важности приобретенных знаний в повседневной жизни; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, вести здоровый  образ жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  учебники, атласы, физическая карта Украины, раздаточный материал, комиксы, презентационный материал.

Ожидаемые результаты: знать основные параметры метеоусловий и их влияние на организм человека, оперировать понятиями: метеозависимый, адаптация, агроклиматические условия, уметь самостоятельно работать с дополнительными географическими источниками.

 

Ход урока:

1 . Этап ориентации:

 Ребята, как настроение в начале урока? Я желаю вам, чтобы урок прошел на одном дыхании, чтобы эмоциональное состояние  было уравновешенным и наша атмосфера на уроке  никак не повлияла  на ваше самочувствие.

 Тема,  над которой мы работаем несколько уроков,- «Климат». На доске ключевое слово «климат». Но в основную тему входили подтемы, например, «климатообразующие факторы», «циркуляция атмосферы», «распределение атмосферных осадков», «неблагоприятные погодно-климатические явления».

На моем столе находятся ключевые слова  и термины, подходящие к ним. Ваша задача, как можно быстрее, определить ключевое слово и термины к нему.

                                    Климатообразующие факторы:

- суммарная солнечная радиация;

- испаряемость;

- подстилающая поверхность;

- заморозки;

- атмосферная циркуляция;

- коэффициент увлажнения;

Циркуляция атмосферы:

- циклон;

- коэффициент увлажнения;

- антициклон;

- заморозки;

- подстилающая поверхность;

- атмосферный фронт;

- Исландский минимум;

- Азорский максимум;

Распределение атмосферных осадков:

- воздушные массы;

- оттепель;

- коэффициент увлажнения;

- «ось Воейкова»;

- суммарная солнечная радиация;

- заморозки.

Схемы составлены.  Проверяем. Все это объединяет главное ключевое слово «климат».

 Следующее задание «Я могу, я готов!» Работа у карты.

  1. Проникновение антициклонов связано… (Азорский максимум, Сибирский максимум);
  2. Проникновение  циклонов на территорию Украины связано…(Н, Исландский минимум);
  3. Распределение количества осадков на равнинной территории Украины уменьшается…(с с-з на в и ю-в);
  4. Изменение коэффициента увлажнения с севера на юг…;
  5. Показать главный ветрораздел страны (Харьков – Кременчуг – Балта).

 

 Ребята, у меня к вам такой вопрос: «Что такое комиксы»? Комиксы- серия изображений, в которых что-то повествуется. Изображения носят логический смысл.

 Появились комиксы в 16-18 веках в Барселоне. Начали продавать картинки для народа. Тогда они носили религиозный характер.

Да, именно комиксы будут нам помощниками в изучении нашей темы.

Обратим внимание: комикс «Солнечная радиация». Чтобы это значило?

Комикс «Хозяйственная деятельность человека». Что это?

Итак, мы рассмотрели как солнечная радиация влияет на человека и как климатические условия влияют на хозяйственную деятельность.

2. Этап целеполагания и проектирования:

 Ребята, сегодня на уроке мы выясним влияние погодно-климатических условий на здоровье человека и его хозяйственную деятельность.

Тема урока: Влияние погодно-климатических условий на здоровье человека и его хозяйственную деятельность.

3. Этап организации и выполнения учебной деятельности:

Погодно-климатические условия и их влияние на здоровье. Вы, наверное, слышали это и от своих близких.  Как изменение погоды может влиять на самочувствие?

Как вы понимаете понятие «метеозависимый»?

Метеозависимость – реагирование людей на метеоусловия. в сообщениях прогноза погоды нас информируют о медико-метеорологической ситуации. Ведь множество людей реагируют на метеоусловия. Так называемая метеозависимость проявляется головной болью, снижением трудоспособности, ухудшением настроения, нарушением сна, аппетита, боли в области сердца, суставах, спине.

 Работа с текстом: «Основные параметры метеоусловий их влияние на организм человека». Используя шпаргалку «Метаморфозы с текстом», выбрать основную мысль текста.

(Высокая температура, низкая температура, высокая скорость движения воздуха, высокая влажность воздуха). Для нормальной и высокопроизводительной работы необходимы комфортные метеорологические условия.

Рассмотрим таблицу: «Соотношение параметров метеоэлементов чувства комфортности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъективные чувства

Температура

Влажность воздуха, %

Скорость ветра, м/сек.

Холодно, дискомфортно

ниже 15

выше 80

более7

Прохладно, субкомфортно

15-20

60-80

5-7

Комфортно

20-25

30-60

1-4

Субкомфортно, жарко

26-30

60-80

5-7

Дискомфортно, сухо, жарко

выше 30

30-60

менее 4

Дискомфортно, влажно, жарко

выше 30

выше 80

менее 7

 

Сделайте вывод: человек будет чувствовать себя комфортно при темп. 20*, влажности до 60%, скорости ветра до 4м/сек.

Но всегда ли это так? Человек может чувствовать себя комфортно при темп. 18*. Зависит от физических и физиологических особенностей.

Ученые предлагают индексы влияния погоды на человека, рассмотренные нами в таблице. Что это за индексы? Температура, влажность, ветер. (записываем в тетрадь).

 Работа с учебником, ст. 111.

Так долгое пребывание в условиях низких температур, при сильном ветре, приводит к серьезным нарушениям деятельности внутренних органов.

 О чем говорит этот комикс? «Адаптация. Злая туча». Необходимо одеваться по погоде.

Существует такой процесс как адаптация – способность к акклиматизации.

 Способность к акклиматизации у человека очень велика. Ведь человек расселился во всех климатических зонах Земли – от экватора к полюсам, на всех, практически, высотах. Приспособление или адаптация бывает генетическая (возникла в процессе эволюции) и приобретенная (возникает на протяжении жизни, при переселении в другую климатическую зону).

 Итак, влияние погоды на человеческий организм – процесс многогранный. Его изучением занимается: метеорология, медицина, биология.

 

   Возвратимся к комиксу «Хозяйственная деятельность».

Для сельского хозяйства основное значение имеют агроклиматические ресурсы (климатические условия, учитываемые в хозяйстве: количество осадков в вегетационный период, годовая сумма осадков, продолжительность безморозного периода).  Одним из показателей являются коэффициент увлажнения; другой важный показатель – продолжительность вегетационного периода.

   Проживая в сельской местности, этими вопросами занимаются фермеры, выращивая зерновые культуры. Основной зерновой культурой нашей местности является пшеница.

   Таран Артем со своими родителями провели исследование «Влияние агроклиматических условий на созревание пшеницы».

Исследование.

 Физ.пауза.   (Музыка: «Прогноз погоды).

Комикс «Сосед – синоптик».

 Действительно, самый доступный и безобидный объект для разговора – погода. Тысячелетия людей  интересует один и тот же вопрос: «Какая погода ожидает нас завтра, послезавтра»? Вопрос не праздный, но от ответа на него зависит многое:  выбор одежды, прочность жилища, запас топлива, сбор урожая, возможность отдыха, сытость семьи – т.е. все то, что мы сегодня называем благополучием.

 Что же обещают нам синоптики? А именно в Запорожской области, точнее в г. Бердянске, ну а если совсем точно, то в НВК №1 «Мрия», на протяжении последнего месяца в году погода безветренна, с легким морозцем и белым пушистым снегом. Погода моей мечты!

 Спасибо, хотелось бы в это верить!  Народные приметы и прогноз погоды, всегда ли они совпадают? Это исследование в течение осенних месяцев провели девочки: Попова Алина и Шевчук Виолетта.

 Исследования с презентацией.

  

4. Контрольно-оценочный этап:

  Ребята, какие ключевые слова вы бы выделили на уроке: метеозависимый, температура, влажность, скорость ветра, агроклиматические ресурсы.

 Используя ключевые слова «Создай свой комикс»!

Рисуем на смарт-доске:

 

 

 

 

 

Спасибо! Быть оптимистом! И тогда у вас будет все замечательно!

Домашнее задание: создай свой комикс  и объясни его.

Оценивание.

 

docx
Додано
16 березня 2020
Переглядів
924
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку