Роздільнянська загальноосвітня школа №2 І – ІІІ ступенів
Роздільнянської міської ради Одеської області
Навчальне заняття
з математики
«Ознайомлення з дробами. Запис дробів. Поняття «чисельник» і «знаменник». Складені задачі, які включають знаходження частини числа»
у 4 – Б класі
вчитель початкових класів
спеціаліст І категорії
Меделянчук Антоніна Олександрівна
Тема: Понятия «числитель» и «знаменатель». Составные задачи, которые включают нахождение части числа
Цель: объяснить значения числителя и знаменателя дроби; проработать составные задачи на нахождения части числа; развивать вычислительные навыки; продолжить работу над обогащением словаря, над математической речью; учить анализировать, систематизировать, делать выводы; формировать критическое мышление; воспитывать познавательный интерес, чувство коллективизма, взаимопомощи; учить заботиться о своем здоровье.
Оборудование: учебник (М.В. Богданович, Г.П. Лишенко 4 класс), демонстрационный материал (наглядность), раздаточный материал, аудиозапись.
Ход урока
І. Организационный момент(1 мин)
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок!
- Давайте прочтем девиз нашего урока:
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять!»(наглядность на доске)
- Дети, я думаю, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь. Закройте глаза и проговорите про себя: «Я учусь. Я хочу учиться. Я готов (-а) к работе».
ІІ. Актуализация опорных знаний(7 мин)
1. Устный счет
- Дети, сегодня наш урок немного необычный, а почему именно вы узнаете об этом позже.
- А сейчас мы с вами устно посчитаем.
1. Найдите от числа 45(15)
2. Мальчик заплатил за книгу30 грн, что составляетего денег.
Сколько денег у него было? (120 грн)
3. Найдитеот числа 45. (9)
4. Найдите число, если его равняется 30. (90)
5. Длина ленты 60 см. Ее разрезали на половину. Какая длина половины ленты?(30 см)
6. Туристы прошли маршрута, что составляет 40 км. Сколько километров составляет весь маршрут? (200 км)
- Дети, скажите, пожалуйста, о ком рассказывалось в этой задаче? (О туристах)
- Помните, я вам говорила, что наш урок будет необычным. Так вот, сегодня мы с вами тоже будем туристами и отправимся в воображаемое путешествие, а куда именно вы узнаете, выполнив мое следующее задание.
(На доске висит наглядность: части с определенными буквами)
- Вам нужно расположить эти части от наименьшей к наибольшей. Но, как вы уже заметили, каждая часть содержит свои буквы.
- Какая часть будет наименьшей? ()
- И так дальше работаем, следующая какая часть? (,)Дальше , , , , , , , и наибольшая часть? ().
- А теперь, обратите внимание, расположив наши части, мы получили название нашего путешествия. Где мы будем с вами путешествовать? (Городами Украины)
2. Каллиграфическая минутка
- Пришло время проверить, как четко, красиво и каллиграфически вы умеете писать. Откройте, пожалуйста, ваши тетради. От предыдущей работы отступите 4 клеточки, а на 5–ой начинаем записывать дату, классная работа.
- А теперь пропишите в своих тетрадях наши части, так как мы их расположили, но уже без букв.
ІІІ. Проверка домашнего задания (3 мин)
- Скажите, пожалуйста, где мы с вами родились, в каком городе? (Одесса)
(Вывешиваю наглядность)
Задание 758
- О чем рассказывается в задаче? (О косметических наборах) Каких именно? (Женских и мужских)
- Что вам нужно было найти в задаче? (Каких наборов продали больше и на сколько)
Решение
1) 280 : 4 = 70 (н.) – продали женских;
2) 150 : 3 = 50 (н.) – продали мужских;
3) 70 – 50 = 20 (н.)
- Каких же наборов продали больше? (Женских) На сколько? (На 20)
- Молодцы, справились с заданием. Следующее задание.
Задание 759
- О чем нужно было узнать в следующем задании? (Нужно было найти, на сколько км расстояние КМ меньше половины расстояния КО)
- Чему равнялся весь отрезок КО? (320 км)
- Если нужно узнать половину этого отрезка, то что нужно сделать? (320 : 2 = 160 км)
- А теперь дайте ответ на главный вопрос задачи. На сколько км расстояние КМ меньше половины расстояния КО? (160 – 100 = 60 км. На 60 км)
- Молодцы, справились с домашним заданием, поэтому можем с вами отправляться в путешествие.
ІV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока (6 мин)
- Чтобы попасть в первый город, следует выполнить задания (на доске)
1. Представьте этот круг – яблоко. Как вы его поделите со своим соседом? (поровну)
-Что означает поровну на два? ( на две одинаковые части)
- Cколько получит каждый? (одну часть из двух)
-Как записать это в виде дроби? (ученик разделяет наглядность на магнитах и записывает на доске дробь)
2. Посмотрите на этот пирог.
-Какую геометрическую фигуру он напоминает?
-Разделите его на три равные части. (ученик у доски)
-Какая часть пирога достанется каждому?
-Запишите это на доске в виде дроби.
3. Представьте себе, что четверо друзей заказали пиццу.
-Как разделить ее между ними? ( на четыре равные части)
-Сколько достанется каждому? (ответы детей)
-Запишите это на доске в виде дроби.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как еще называются такие числа и что означают числа над чертой и под чертой. И они тоже имеют свои названия. И это главное, что нам нужно узнать, а узнаем об этом мы в нашем главном городе.
V. Изучение нового материала (13 мин)
1. Беседа
- И так мы отправляемся с вами в главный город Украины. Что это за город? (Киев)
- Каким еще словом можно назвать главный город? (Столицей)
(Вывешиваю наглядность)
Крещатик - главная улица Киева. По левую сторону Крещатика расположен каштановый бульвар, особенно красивый весной, в мае, когда расцветают каштаны.
- В этом городе нам следует выполнить задание, с помощью которого мы и узнаем о том, как еще называют части.
- Обратите внимание на доску (вывешиваю наглядность)
Работа с таблицей
Число – дробь, где 3 – числитель, а 8– знаменатель дроби. Знаменатель – это число под чертой дроби – показывает, на сколько равных частей поделено целое. Числитель – число над чертой дроби – показывает, сколько взяли равных частей целого.
Игра «Числитель – знаменатель» (наглядность на доске)
- Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель, и не путать их, поиграем в игру. Если я показываю числитель, поднимаете кирпичик Lego синего цвета. Если - на знаменатель, поднимаете кирпичик Lego желтого цвета. Если - на дробную черту, поднимаете мне кирпичик Lego оранжевого цвета.
- Ну что ж мы справились с заданием и можем отправляться в следующий город.
Мы отправляемся на западную Украину. Подсказкой будет то, что на гербе этого города изображен лев. Что это за город? (Львов)
(Вывешиваю наглядность)
Львовский Оперный театр – архитектурная жемчужина Львова, один из красивейших театров Европы.
- Здесь нас тоже ждет задание. Во Львове изготовляют вкуснейший шоколад. Перед вами на парте плиточки шоколада прямоугольной формы. Возьмите их.
-Как вы поделите их между собой, мамой и папой на равные части? (один ученик у доски работает с наглядностью, остальные – за партами )
-Сколько достанется каждому? (ответы детей)
-Что в этой дроби означает верхнее число, а что - нижнее? (ответы детей)
Физминутка (аудиозапись)
https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
VІ. Обобщение и систематизация приобретенных знаний, умений и навыков
(10 мин)
- Пока мы с вами отдыхали, то оказались в следующем городе. Он является одним из древнейших городов в Украине и этот город Чернигов.
(Вывешиваю наглядность)
- Чернигов является одним из древнейших городов в Украине. О его героическом прошлом напоминает Черниговский вал. Он находится в центральной части города. Раньше на вершине этого земляного вала была сооружена оборонительная крепость, отделенная от внешней части города глубоким рвом. Сейчас на этой территории расположено большинство архитектурных памяток города.
- И в этом городе мы оказались в магазине, где предлагают нам решить задачу.
Работа с учебником
Задание 766
- О чем рассказывается в задаче? (О крупах, которые завезли в магазин)
- О чем известно? (Завезли 2 т 4 ц круп, треть – приобрел ресторан, а остаток расфасовали в пакеты по 4 кг)
- О чем спрашивается в задаче? (Сколько вышло пакетов с крупами?)
- Запишем условие
Привезли - 2 т 4 ц
Приобрел - ?, ч.
Расфасовали - ?, остаток по 4 кг
- О чем узнаем в первом действии? (Сколько приобрел ресторан)
- Как именно об этом узнаем? (2 т 4 ц поделим на 3) Но для этого нам нужно перевести в килограммы. (2400 кг : 3 = 800 кг)
- Теперь зная общее количество, которое завезли в магазин и количество которое приобрел ресторан, о чем можем узнать? (Сколько килограмм расфасовали)
- Как именно об этом узнаем? (2400 – 800 = 1600 кг)
- Теперь можем дать ответ на вопрос задачи? (Да)
- Как именно и каким действием? (1600 : 4 = 400 пакетов)
- Сколько пакетов с крупами вышло? (400)
Решение
1) 2 т 4 ц : 3 = 2400 кг : 3 = 800 (кг) – завезли в ресторан;
2) 2400 – 800 = 1600 (кг) – расфасовали;
3) 1600 : 4 = 400 (п.)
Ответ: вышло 400 пакетов с крупами.
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Работа в группах. Решение задач практического направления
- Сегодня мы с вами побываем еще в одном городе и познакомимся с его кулинарными традициями. Нас любезно встретит…(Полтава)
(Вывешиваю наглядность)
- В этом городе есть Ивановская гора, с которой видно практически весь город, а центром этой горы является Белая беседка – один из символом города. Она представляет собой полукруглую колоннаду с 8 колон. Общая высота памятки – 9 метров.
- Кто из вас помогал маме в приготовлении блюд?
- А обращали ли вы внимание, что в рецептах тоже используют дроби и части.
- А сейчас мы с вами попробуем приготовить традиционные блюда. Работать будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах ( ответы детей)
У каждой группы на партах лежит рецепт, вам нужно узнать точное количество продуктов для приготовления блюд, используя свои знания о дробях.
-Сейчас мы узнаем наши рецепты. Слово первой группе…, второй…и т.д.- А в Полтаве даже есть памятник галушке.
(Вывешиваю наглядность)
- Вот мы и узнали рецепты приготовления традиционных блюд, а в этом нам помогли ваши знания по математике.
- Молодцы.
VІІ. Итог урока. Рефлексия (3 мин)
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Что интересного было на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало трудности?
(вопросы на карточках)
VІІІ. Домашнее задание (2 мин)
- Вот мы с вами и вернулись домой, а это значит, что нам нужно записать домашнее задание. Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите. с. 126, № 768, 769, исследуйте, где еще в повседневной жизни вам пригодится знание дробей.
Оценивание
Материалы к уроку
Рецепт приготовления галушек
2
3 стакана муки от 150 г
_____________________________
1
2 столовой ложки соли от 10г
_____________________________
1
3 стакана воды от 150 г
_____________________________
Рецепт приготовления компотаиз сухофруктов
1
2 ведра воды от 8л
_________________________________
2
4 килограмма сахара от 1 кг
_________________________________
1
3 набора сухофруктов от 900 г
_________________________________
2
3 пачки изюма от 600 г
_________________________________
Рецепт сырников с зеленью
1
2 пачки творога весом 800 г
_________________________________
1
5 столовой ложки манной крупы от20 г
_________________________________
2
4 пачки муки от 400 г
_________________________________
1
3 пучка зелени от 600 г
_________________________________
1 яйцо
60 мл подсолнечного масла
1 12 |
1 11 |
1 10 |
1 9 |
Го |
Ро |
да |
ми |
1 8 |
1 7 |
1 6 |
1 5 |
У |
К |
р |
а |
1 4 |
1 3 |
1 2 |
|
и |
н |
ы |
|
1 2 |
1 3 |
8 13 |
2 7 |
5 14 |
1 4 |
3 4 |
1 10 |
|
|
|
1
5 от 45
1
3 = 30
1
4 = 30 грн
1
3 от 150 м
1
2от 60 см
1
5 = 40 км
1