Урок " Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Развитие речи. Культура речи «Зима-очей очарованье»

Про матеріал
Тема урока: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Развитие речи. Культура речи «Зима-очей очарованье»
Перегляд файлу

Розробила учитель зарубіжної літератури та російської мови Звенигородської ЗОШ-інтернату

І-ІІІ ступенів – спортивного ліцею

Дудник Світлана Андріївна

 

Тема урока: Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное  значение слова. Развитие речи.

Культура речи «Зима-очей очарованье»

Цели урока:

образовательная: закрепить знания о слове, изученные на прошлом уроке, лексическом значении слова. Дать понятие о многозначных и однозначных    словах; обучить  разграничивать значение однозначных и многозначных слов по контексту; разъяснить понятия «прямое и переносное  значение слова»;

развивающая:  совершенствовать практические умения и навыки       научить  определять, пользуясь толковым словарем « прямое и переносное значение»;

воспитательная:  раскрыть перед учащимися богатство выразительных  способностей русского языка;  воспитывать культуру речи, инициативность, самостоятельность в приобретении знаний

 

 Оборудование : учебник , толковый словарь, ИКТ, раздаточный материал.

 

     Тип урока: комбинированный

 

           

                                       Слова умеют плакать и смеяться.

 Приказывать, молить и заклинать.

  И, словно сердце, кровью обливаться , 

  И равнодушно холодом дышать.        

  Призывом стать, и отзывом, и зовом

  Способно слово, изменяя лад.

  И проклинают, и клянутся словом,

  Напутствуют и славят, и чернят.

 

             (Я. Козловский )

 

                                  Ход урока

 

1. Организационный момент

 

 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

      Улыбнитесь, ребята друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной,

вспомним  девиз урока: 

 

 

                Не просто слушать, а слышать.

 Не просто смотреть, а видеть.

                 Не просто читать, а рассуждать.

  Дружно и плодотворно работать.

 

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Проверка домашнего задания

 

     Наш урок начинается необычно. Попробуйте отгадать загадку

«Не мед, а к человеку липнет»   (варенье……жвачка…мед…клей…СЛОВО)

 

     1.Что же  называется словом?

 

      2.Что такое лексика?

 

---Послушайте стихотворение

 

 Всему название дано: и зверю, 

           и предмету

                                    Вещей вокруг полным-полно,

              а безымянных-нету.

 И все, что может видеть глаз  

 Над нами и под нами,

 И все, что в памяти у нас,- означено

                    словами.

 Одно- давно привычно нам,

 Другое- незнакомо.

 Слова, слова, слова….

 Язык и стар, и вечно нов

            И это так прекрасно!

                       

                                    

---Что вы вспомнили, прослушав стихотворение?  

        (ответы детей)

Каждое слово имеет свое название т.е. имеет свое лексическое значение.

 

1. Что называется лексическим значением слова?

2. Где мы можем найти лексическое значение слов?

   

      Значение одних слов мы знаем, других- сможем узнать с помощью 

     Толковых словарей.

 

 

 

 

IV. Работа над темой урока

      Изучение нового материала

 

(На доске рисунки учеников: кисть руки, кисть для рисования, виноградная кисть)

Задание: рассмотрите рисунки и прочитайте их название:

1. Малярная кисть

2. Кисть винограда

3. Кисть руки

 

1. К какому рисунку относится первое название, к какому  второе, к какому      третье?

2. Каким одним словом  названы изображенные предметы?

3. Сколько лексических значений имеет слово кисть?

   (ответы учеников)

-- А сколько лексических значений имеет слово зима?

   (ответы детей)

- Обратимся к учебнику и узнаем как называются слова, имеющие одно и несколько лексических значений.

 (чтение правил учениками)

 

 

К нам в гости пришли два друга, встречайте!

(сценка про овсянку)

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

--А у меня дома овсянка!

--Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома есть овсянка.

--Люблю я овсянку!- добавил Сашка.

--И я люблю,--сказал Матвей.

--Она желтая, красивая такая!

--И вкусная. Особенно с молоком!

--Как это –вкусная? Как это- с молоком?- удивился Сашка.

-- Да так. А еще хороша с маслом  или сахарным песком.

--Да ты про что говоришь?- всплеснул руками Сашка.

--Как это про что? Про  овсянку,- ответил Матвей.

--Про какую овсянку?

-- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

--И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду  жила и песни пела.

--Каша песни пела?  -- изумился Матвей.

--Какая каша ?  Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!

 

 

 

 

 

Не слыхал про такую, что ли ?– рассердился  Сашка и добавил:

-Айда ко мне -мою овсянку слушать!

-Айда,- согласился Матвей.—А потом ко мне- мою овсянку кушать!

                    И друзья побежали.

 

--- Понравилась сценка?

    Давайте найдем слово, из-за которого поссорились друзья, и определим,

    сколько значений имеет слово. (ответы детей)

 

(слайд  «многозначные слова»)

 

 -А каких слов в русском языке больше: однозначных или многозначных?

 

Обратимся к справке:

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи взяли «Словарь русского языка» Ожегова, выбрали  по принципу случайного отбора 35016 слов и

установили, что однозначных  среди них 63% , а многозначных—37%                    

 

-На закрепление темы об однозначных и многозначных словах, выполним распределительный диктант. В одну колонку записываем слова однозначные, в другую- многозначные. (Слова написаны на доске: снег, ручка, ключ, ветер, кисть, чемодан, бинокль, пицца, луна, иголка, полотно, поле, звезды, лук, форзац)

 

Физкультминутка

 

  Вы, наверное, устали?-  Устали.

  Ну тогда все дружно встали.

  Ножками потопали,

                      Ручками похлопали.

  Покрутились,повертелись

                      И за парты все уселись.

  Глазки крепко закрываем,

   Открываем, поморгаем

 И  работать продолжаем.

 

 - Ребята! Я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться. И после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотое сердце. И он светился от счастья. Но, к сожалению, этот человек  ничего не понял.

 

 

 

 

А вы сможете описать его? Попробуйте объяснить значение  слов, которые помогли описать друга.

Мягкий характер - хороший характер

Острый ум - быстро понимающий

Золотые руки – все умеют делать

Светился от счастья – очень рад

 

Он не смог понять значение этих слов. Давайте  обратимся к учебнику  и узнаем как называются эти слова.

(чтение правил)

А еще  посмотрим  слайд «Прямое и переносное значение слов».

 

V.Обобщение, систематизация и контроль знаний и уменй

    Правила изучили, переходим к выполнению практических заданий.

 

    1. Выборочный диктант.

     Выполним работу с помощью сигнальных движений (прямое значение       слова - поднимаем одну руку, переносное значение - две руки)

 

Железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское здоровье, железная рука, золотое кольцо, глухой старик, глухой переулок, волчья шкура, завели машину, завели собаку.

 

-Вы отлично справились с заданием, молодцы!

 

   2. Творческая работа

     -  А теперь попробуйте самостоятельно составить сочетания слов с  пе-

     реносным значением слова золотое.

   (ответы детей)

     -А у кого еще золотое сердце?

         (ответы учеников)   

- Придумайте несколько  предложений на тему « Золотое сердце мамы »

  - Молодцы! И с этим заданием справились.

  

    3. Работа в группах  

      Словосочетания  с переносным значением заменить на словосочетания с 

     прямым значением 

             Ослиное упрямство - ослиное копыто

             Стальные нервы -

             Волчий аппетит -

             Свинцовый взгляд –

 

 

 

 

 

           Острое слово-

           Тихий месяц -

            Золотая пора -

 

 

VI. Разитие речи. Культура речи « Зима – очей очарованье »

 

 Зима воодушевляла поэтов на создание  прекрасных стихотворений.

Кто еще писал о зиме?(художники писали картины, композиторы-музыку)

Сейчас под музыку П. И. Чайковского «Времена года» я прочитаю стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает»

(На экране слайд -   репродукции картин Левитана и Шишкина о зиме.

звучит музыка П. И. Чайковского « Времена года . Декабрь »

 

Задание: внимательно прослушать текст стихотворения, выбрать слова с переносным значением со словом , к которому оно относится.

Н – р: зима аукает, снег баюкает

 

          Поет зима-аукает

Мохнатый снег баюкает

Стозвоном сосняка. 

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

          Как  детки сиротливые.

          Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным стучит

По ставням свешенным

И злится все сильней.

Пусть эта музыка, стихотворение, картины зимней природы воодушевят вас на написание творческой  домашней  работы на тему «Зима». 

 

Задание: Написать рассказ на тему « Зима», используя прямое и переносное      значение слов. Возможные сочетания слов для использования в тексте:

Снег идет. Мороз трещит. Ветер свищет.

 

 

 

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

 

      « Микрофон»

1. Что понравилось сегодня на уроке?

2. Какую тему выучили ?

3. Слова, которые имеют одно значение называются……. Однозначными

4 .Слова, которые имеют несколько значений называются …многозначными

5. Слова  могут иметь …….прямое и переносное значение.

6. Лексическое значение слов мы находим в  …… «Толковом словаре                          

   русского языка»   Ожегова.

 

 

Домашнее задание: параграф 25

Дифференциация: высокий , достаточный  уровень. Написать рассказ на тему

                                                      «Зима»

 

Начальный, средний уровень: придумать  по 10 слов (  однозначных и многозначных) и 10 слов с прямым и переносным значением

doc
Додано
21 січня 2020
Переглядів
1644
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку