26 січня о 18:00Вебінар: Співпраця вчителя з батьками дитини з особливими освітніми потребами

Урок з теми " Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С.Пушкина"

Про матеріал
Разработка урока по теме "Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина" для 7 класса.
Перегляд файлу

Тема урока:  Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина.

Цели урока :

  • сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики.
  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.
  • воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок

1.Актуализация знаний

Учитель: Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?

Критики и читатели по-разному оценивали прозу А. С. Пушкина.

• “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).

• “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого).

    Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.

Вот мы и постараемся на уроке раскрыть те тайны, о которых хотел поведать Пушкин своим читателям.

 2.Повторение изученного материала.

1.Прежде чем перейдем к  открытию этих тайн, давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.

2. Подача нового материала в форме дискуссии.

1. Вернемся к началу произведения. В памяти нашего рассказчика, попавшего в дом к Самсону Вырину, остались горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и другие предметы.

- Что еще увидел он  в смиренной обители станционного смотрителя?

 - Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

 - Что иллюстрируют эти картины? Историю блудного сына.

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

- Для чего тогда картинки на стене комнаты?   (Для украшения.)

- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина?

Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет?      (Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

- Докажем это. Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу.

2.Так как нам придется работать с жанром притчи, вспомним его особенности.

   Возник на востоке, в древности. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

 Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.

   Среди евангельских притч «Притча о блудном сыне»  едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

3. Выясним  лексическое  значение слова “блудный”. 

Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения:

 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

4.Напомним притчу. 

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

       Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

5.  Заполним  таблицу, в которой сравним притчу и повесть.

 Письменная работа

Притча

“Станционный смотритель”

1.Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

 

1. Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его

2. Отец ищет ее. Дочь не  желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации.

3. Ведет разгульный образ жизни.

3.Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий. Он осознал свой грех, раскаялся в нем,

5.Авдотья Семеновна не вернулась, а а зашла, проезжая мимо.

6.Примирение с отцом

6.Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

 

6. Закрепление материала. Выводы.

- Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей”

- Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета?

 (Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев.)

- Как следует относиться к своим родителям?

Как автор отвечает на вопросы: “Что является истинным счастьем для человека? Как следует относиться к человеку?

Но все могло быть и по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.

Выводы. Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим.

Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.

7. Рефлексия

- О чем заставила задуматься повесть?

- Какие моменты урока запомнились больше всего.

- Оцените свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

  1. Но все могло быть и по-другому, напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо. Попробуйте сделать это от ее лица.
  2. Представьте, что у вас есть возможность написать Дуне письмо и предотвратить беду. Попробуйте это сделать.

 

docx
Додав(-ла)
Захарова Олена
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
50
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку